урок по литературе Дона А.П. Чехов .Жизнь и творчество. Рассказ «Каштанка»
А.П. Чехов .Жизнь и творчество. Рассказ «Каштанка»
Цель урока. Познакомить с биографией А П Чехова, формировать умения анализа рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Задачи.
- Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
- Отрабатывать навык чтения
- Расширять словарный запас учащихся.
- Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование
- текст с рассказом
- Карточка с новыми словами ;- мультимедийный проектор; презентация
- Записи на доске;
- Портрет А.П.Чехова;
Ход урока
Орг. момент.
Зрительное впечатление
Звучит музыка «Ах, ты степь широкая…», учитель под музыку читает:
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы... и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой... в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы...Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Учитель: Ребята, этот отрывок из произведения «Степь» принадлежит писателю А. П. Чехову, жизнь и творчество которого связано с нашим донским краем.
( портрет)
3 Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством этого замечательного человека.
Родился Антон Павлович в степном городе. ( слайд : город). На юго-западе Ростовской области на берегу Таганрогского залива Азовского моря . (показ города Таганрогана на карте ) Таганрог известен прежде всего как родина великого писателя Антона Павловича Чехова. Здесь не только появился на свет, но и провел почти половину своей жизни. С Таганрогом неразрывно связана его литературная и общественная деятельность. В окрестностях родного города Чехов увидел неповторимую красоту русской степи, непревзойденным певцом которой он остался до конца своей жизни.
Знакомство с биографией А. П. Чехова.
Давайте познакомимся кратко с биографией писателя, а помогут мне девочки…
1 слайд: ( дом Чехова )
А.П. Чехов родился в семье мелкого торговца 17 января 1860 года в Таганроге.
2 слайд: (греческая школа)
Начальной грамоте учился в школе вместе с детьми ремесленников, матросов, портовых грузчиков.
3 слайд: (гимназия Таганрога)
В 1868г. Антоша поступил в приготовительный класс Таганрогской гимназии. В свободное от уроков время он должен был помогать отцу «приучаться к торговле».
4 слайд: ( отец)
Отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки. Он был очень строгим и талантливым человеком: любил играть на скрипке, петь, желал дать сыновьям образование, но не умел их заинтересовывать. Павел Егорович был человеком крутого нрава, детей воспитывал в послушании, трудах и молитве.
5 слайд: (дети)
Детей в семье Чеховых было пятеро: 4 сына и одна дочь. Трое братьев, Александр, Антон и Евгений стали писателями. Михаил – талантливым актером.
6 слайд: (мать)
мать А .П. Чехова, Евгения Яковлевна, была мягкой и отзывчивой женщиной. Она руководила всем домашнем хозяйством, была очень ласковой и гостеприимной. Любила театр, но редко его посещала.
А. П. Чехов писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
7 слайд: (дед Егор Михайлович)
-В летние каникулы Антон с братьями ездили в деревню к деду ,Егору Михайловичу . дед с внуками объезжал на дрожках поля, огороды, ток. Братья ловили бреднем рыбу, раков. Во время таких поездок и пребывания на степных простора Приазовья у Чехова сформировалось отношение к живой природе как к соучастнику человеческой жизни. Позже, в его произведениях « деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают как люди». Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят.
8 слайд: (дом в Москве)
-В 1876г. Чеховы разорились, продали лавку и переехали в Москву. А.П.Чехов остался в Таганроге заканчивать гимназию. Отец не мог помогать юному Антоше, и Чехову пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками.
Именно здесь, в Таганрогской гимназии, Чехов пробывал писать в гимназических журналах. Писать- было его внутренней потребностью.
9 слайд :(московский университет)
После окончания гимназии Антон Павлович приезжает в Москву и поступает на Медицинский факультет Московского университета. Здесь молодой Чехов пишет короткие рассказы в юмористические журналы и публикует их под псевдонимом «Антоша Чехонте».
Псевдоним (от греч. рseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения
За 10 лет им написано очень много произведений . Чехов всегда стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее. Один из его персонажей говорит: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова можно считать убеждением и самого Антона Павловича.
10 слайд: (о. Сахалин)
В 1890г. А. П. Чехов отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных».На Сахалине в течение трех месяцев он делал перепись ссыльнокаторжного населения, заполнив при этом 10000 карточек. Как только он возвратился в Москву, начал работать над книгой очерков о Сахалине. Поездка на Сахалин резко ухудшила здоровье Чехова.11 слайд: (Мелихово)
А.П. Чехов покупает имение под Москвой. 4 марта он впервые посетил свою новую усадьбу Мелихово. Антон Павлович сажал маленькие деревца, разводил из семян сосны и ели, заботился о них, как о детях. В то время в России свирепствовала эпидемия холеры. Чехов работал в Мелихово бесплатно участковым врачом, организовывал медицинские пункты. Он посвятил себя строительству школ. Времени на творчество катастрофически не хватало. Чехов был вынужден работать по ночам . В Мелихово им было написано более 40 произведений.
Слайд: (Крым)
Врачи рекомендовали ему перебраться на юг, к морю и вскоре он отбывает в Крым. В это время начинается плодотворное сотрудничество Чехова с художественным театром. Он пишет пьесы. Приезжает в Москву.
13 слайд: (жена)
Знакомится с Ольгой Леонардовной Книппер, которая становится его женой.
слайд: (Германия)
- И на Сахалине, и в Мелихове, и в Ялте Чехов по-прежнему испытывает потребность души - вернуться в родные края. "А я стал мечтать о том, чтобы опять проехаться по степи и пожить там под открытым небом хотя бы одни сутки". Но судьба не дала ему такого счастья. Здоровье Чехова резко ухудшилось. Он вместе с женой покидает Россию, уезжаетдля лечения за границу, на курорт Браденвейлер, в Германию. Там он скончался 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве ( м показать могилу его)
5. « Заочная экскурсия в библиотеку»
Спасибо, ребята. Итак, детские и юношеские годы будущего писателя, проведённые в Таганроге, дали огромный жизненный материал для его произведений. Прототипы многих чеховских героев имеют таганрогскую «прописку». Так, например, С таганрогскими впечатлениями писателя связана творческая история (Показываю) «Лошадиной фамилии», а рассказ «Ванька» опирается на детские впечатления А.П., или Прототипом героя «Вороны» был , танцмейстер, который учил писателя танцам, другой учитель, Дьяконов, стал прототипом рассказов «Человек в футляре», «Гадючка».
А вот это произведение (держу в руках книгу «Каштанка», но не показываю название рассказа ) вы , я думаю, знаете. Наверное, не только читали его , но и смотрели кинофильм, мультфильм.
- А вот о ком идет речь, отгадайте загадку : Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит.
Кто это?
-(Собака).
- Правильно, это собака.(показываю книгу «Каштанка»)А зовут ее Каштанка.
Основой для создания рассказа «Каштанка» послужили, по меньшей мере, две жизненных истории. Вот первая из них. Некий мещанин Ефим Ефимьев учился с Антошею Чеховым в гимназии с первого класса. Их отцы имели торговое дело, но жили небогато. Дети сидели за одной партой, вместе бегали купаться, ловили рыбу, птиц, продавая их на рынке, вместе ходили на бесплатные ремесленные курсы: Ефим – по слесарному делу, Антон – по портняжному. После смерти отца мать отдала Ефима в ученье к столяру Кучугуренко У хозяина была рыжая собачка Каштанка, которая сопровождала мальчиков в их прогулках. Другой случай, известный Чехову, произошел с дрессировщиком А.Л.Дуровым, подобравшим на улице собачку и приютившим её. Опытным взглядом дрессировщик определил хорошие способности животного, стал готовить к выступлению в цирке. Однако накануне представления объявился хозяин – мастеровой. Дело дошло до разбирательства в суде. Тогда Дуров пригласил владельца в трактир, где после вкусного обеда мастеровой подобрел, и собачка вернулась в общество четвероногих артистов. Звали её тоже Каштанкой.
-У Антона Павловича Чехова тоже было особое отношение к собакам. Из воспоминаний А.И.Куприна мы знаем, что в доме писателя постоянно жили эти животные, и клички им Чехов давал с присущим ему юмором – Каштан, Бром, Хина. Как вы думаете, почему писатель так называл своих питомцев?
- Сегодня на уроке мы поговорим о героине рассказа А.П.Чехова «Каштанка». На изучение биографии писателя и этого произведения отводится 2 часа, поэтому y на первом уроке мы будем работать с первой главой текста, продолжим учиться грамотно и выразительно читать текст, узнаем лексическое значение новых слов, познакомимся с пословицами, будем подбирать слова для составления рассказа о Каштанке, учиться быть добрее по отношению к животным, внимательнее друг к другу.
3. Словарная работа
Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
- Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
- Как вы думаете, что они обозначают?
- (Ответы детей)
- Прочитаем правильное толкование этих слов.
На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
Первичное ознакомление с текстом.( глава1)
Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
- С каким настроением вы слушали отрывок? (Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ)
-(ответы детей)
- Почему?
-(ответы детей)?
- О чём задумались, слушая?
-(ответы детей)
-Назовите известные вам породы собак.
- А какой породы была Каштанка?
На доске после ответов учащихся открывается запись:
Помесь таксы с дворнягой, мордой похожа на лисицу.
- Ребята, а как вы объясните слова: «В такую погоду хозяин собаку из дома не выпустит (не выгонит)?» О какой погоде так говорят?
Анализ произведения.
- Вспомните, какая погода была в тот вечер, когда потерялась Каштанка.
Прочитайте со слов «Каштанка бегала…»
Почему Каштанка потерялась?
Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
Да, Каштанка потерялась из-за того, что не любила громкую музыку. На незнакомой улице ей было одиноко и страшно. Прочитайте, как об этом пишет автор.
Что усиливало несчастье собаки?
Правильно, голод и холод. Давайте перечитаем последнее предложение 1 главы. -( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»). Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
На доске после ответов учеников открывается запись:
Несчастная
Одинокая
Озябшая
Голодная
- Дальше начинается новая жизнь Каштанки. Но об этом на следующем уроке мы поговорим. В рассказе 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.Вы дома будете заполнять таблицу, которая поможет нам работать на следующем уроке .
Домашнее задание.Прочитать рассказ и заполнить таблицу
номер главы название главы причина названия
Индивудуальное задание (по желанию)
Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
9. Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
-(ответы детей)
- Что нового вы узнали о жизни и творчестве А П Чехова?
- О чём и о ком читали.