Методика организации и проведения классных часов

Методика организации и проведения классных часов
Школьникова Рузалия Миннулловна преподаватель технической механики
Шарафутдинова Зифа Шарафулловна преподаватель общественных дисциплин


Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
“Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и условий. Классный час – это не урок. Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальностистудента, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:
1. составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
2. уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
определение времени и места проведения классного часа;
3. определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
4. подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
5. определение участников подготовки и проведения классного час;
распределение заданий между участниками и группами;
проведение классного часа;
6. анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
Классное собрание:
- распределяет поручения;
- избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
- слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в группе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей группы, возраста детей, профессионализма педагога
На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:
Беседа.
Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
Сюжетно-ролевая игра – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.
Методика проведения ролевой игры:
- определение проблемы, выбор ситуации;
- распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
- проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
- обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.
Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:
- изучение ситуации;
- сбор информации;
- планирование;
- формирование микрогрупп и назначение ответственных;
- практические действия;
- определение приоритетных результатов;
- групповой анализ выполнения поставленных задач.
Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в группе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:
- учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;
- мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;
- никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
- все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Преимущества часа общения над другими формами работы.
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся группы, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Примерная тематика нравственных классных часов.
“Кто я? Какой я?” - игра.
“Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
“Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
“Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.
Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
Окна моего дома. Что они значат – час общения.
Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.
“Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
“Скажи, кто твой друг и ”- интерактивная игра.
“Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.
Умею ли я любить? – аукцион мнений.
Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.
“Я имею право на” - разговор на заданную тему.
Всему начало любовь - праздник.
Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.
А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.
Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
Есть только миг между прошлым и будущим - дебаты.
Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
Моя миссия в мире – конференция.
Организация и проведение тематического классного часа.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.
Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
Организация и проведение информационного классного часа.
Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.
Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.
Основные формы во время информационного часа:
- газетные сообщения;
- пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
- работа со словарём и справочной литературой;
- работа с политической картой;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:
- интеллектуальные марафоны;
- дни творчества;
- интеллектуальные. ринги и викторины;
- заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
Мои сильные и слабые стороны.
Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
Мои “почему?” и ответы на них.
Глубинные тайны человеческого познания.
Внимание и внимательность. Слова одного корня?
Как научиться управлять собой.
Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
Тренировка памяти – залог будущего успеха.
Человек и творчество. Великие творения человечества.
Разговор с самим собой по душам.
Как научиться властвовать собой?
Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
Пока я мыслю, я живу.
Юмор в жизни человека.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка колледжного коллектива. Педагогическое взаимодействие колледжа и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. В функции учебного заведения входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает колледжу.
Главное условие взаимодействия учебного заведения и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.
Работа педагогов с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие учебного заведения и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи учебного заведения не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с классными учителями необходимо изучить характеристики, данные в детских годах. Просмотрев документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи. Демократические преобразования в жизни общества повлекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе.
Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности. Педагогический коллектив школы считает, что усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Именно потому приоритетной задачей является усиление взаимодействия с семьей. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило необходимо соблюдать. Большие возможности также представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей по воспитанию своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми. Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, которое проводится ежемесячно, а если это необходимо, то еженедельно. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра между учителями и родителями.
Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Одной из форм работы является проведение родительских собраний на параллелях. Родительские собрания помогают определить цели, возможности родителей в вопросах воспитания, позволяют помочь разобраться в проблемах, найти с помощью совместного поиска пути изменения, совершенствования, преобразования окружающей действительности. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям. Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема. Педагог может отдельно работать с родительским комитетом класса - проводить конференции родителей.
Для нашей школы традицией является проведение таких конференций, как «Здоровьесберегающие технологии в школе и дома», «Воспитательные аспекты деятельности родителей». Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми выступают на конференциях. Такие конференции могут сплотить учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот. Также можно организовать педагогические сообщества, проведение совместно с родителями классных часов, школьных мероприятий (КВН, новогодние вечера, Дни Матери, Масленица). На сообществах можно рассматривать следующие темы: как организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д. Организуя такую работу, педагоги привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс. В план работы педагога входят такие виды совместной деятельности школы и семьи, как организация экскурсий на предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу, проведение бесед о профессиях и их пользе для людей. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Наиболее эффективными формами работы, на наш взгляд, выступают проведение школьных собраний, оформление стендов, уголков для родителей, дежурство родителей, конференции родителей и педагогические кружки. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.
Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
В школе давно практикуется проведение «Школы для родителей» как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников социальных служб, медицинских работников. Занятия организованы по возрастным параллелям. Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новой позиции, если для родителей работает «Школа для родителей», то для детей центр «Дошколенок». В «Дошколенке» организованы группы для детей, которые не посещают детские сады. Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами(знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом , родители приобщаются к школе, знакомятся с её традициями, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний. В систему работы школы вовлекаем родителей и в органы школьного самоуправления, создан Совет школы, комиссия содействия семьи и школы, родители руководят органом самоуправления.
Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Заседания Совета школы, Попечительского совета проводятся 1 раз в четверть, функционирует общешкольный родительский комитет, дежурит родительский патруль. Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
Общение имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении, в их отношениях с окружающими. Выработать поведение ребенка, его речь, стиль общения можно, прежде всего через развитие коммуникативной культуры, а также примером самих родителей, взрослых. Наш выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн писал: "Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать"[5].
Каждый из нас учится продуктивно общаться с окружающими в самых разных ситуациях с детства и затем обогащает свой коммуникативный опыт в течение всей жизни.
Не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в общение, т.е. возникают психологические трудности. Классный руководитель должен помочь детям преодолеть трудности в общении, пока они еще учатся в школе. Сформировавшиеся отношения к другим людям и к самому себе, если они становятся устойчивыми в личности, образуют в ее структуре коммуникативную культуру и очень определенно складываются на характере человека.
В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. С одной стороны, возросла потребность во взаимодействии двух ведущих педагогических систем, возрос уровень контроля родителей за учебно-воспитательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой.
С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей учащегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании учащихся и вызывает необходимость пересмотра всей системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей подготовки учителя, способного решать сложные педагогические задачи.
В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, негативное влияние средств массовой информации, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, неправильное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений среди школьников. В последние годы эта проблема приобрела значительную актуальность. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков (как это было прежде), но и детей младшего возраста.
Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания. Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей могут стать родительские семинары, мини-лекции со специалистами, групповые дискуссии, консультации, классные родительские собрания, посещение семьи, деловые игры, вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, конференция, дни открытых дверей, обзор педагогической литературы и т.д.
Классное родительское собрание является важной формой работы классного руководителя с родителями. На собрании обычно обсуждают актуальные вопросы учебно-воспитательной работы, а также проводятся небольшие беседы педагогического содержания, включая сообщения учителей-предметников, идет обмен опытом по воспитанию детей в семье, обсуждаются нестандартные подходы в воспитании, выслушиваются советы отдельных родителей о воспитании детей в своей семье. Проведение родительского собрания требует предварительной подготовки:
тщательно продумать “сценарий” собрания;
подготовить вопросы, которые следует задать родителям;
продумать оформление классной комнаты;
за несколько дней до собрания желательно провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;
можно использовать домашние и классные сочинения детей, выдержки из которых послужат примером для обсуждения;
привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.
Организуя собрания по такой схеме можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни школы, принимают активное участие в ее работе.
Влияние организационной культуры на социальное здоровье студентов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], преподователь информатики и математики
Статья отнесена к разделу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Воспитательные ресурсы, как и любые другие человеческие ресурсы, определяют организационное поведение людей. Попробуем понять, что определяет поведение людей в организации. Но нас интересует не любая организация, а лишь учебная группа. В данной статье мы хотим разобраться, как организационная культура группы влияет на социальное здоровье студентов.
Перед тем, как приступить к обсуждению влияния организационной культуры на социальное здоровье, необходимо дать определения основным понятиям.
В современной литературе существует довольно много определений понятия “организационная культура”, но нет универсального. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного – сущностного – определения организационной культуры, получившего общепризнанное распространение, нет. Попробуем выбрать наиболее оптимальное с точки зрения педагога.
“Организационная культура (ОК) – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации” [2, с.1].
Эдгар Шейн, имя которого наиболее тесно связано с зарубежными исследованиями в области организационной культуры, определяет ее как “...паттерн (схема, модель, рамки) коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем” ”[4, с.31-32].
Компоненты данного определения выстраиваются в определенную конструкцию. Данная конструкция, по Э. Шейну подразделяется на три уровня: внешний, средний и внутренний. Часто подобную классификацию рассматривают в метафоре “Дерева”. В соответствии с этим понятием “ОК класса (группы)” определяется в педагогике как “система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников(студентов) в сфере общения и поведения в классе (группе), отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах”[5, с. 63].
Познание организационной культуры начинается с первого, внешнего, или “символического” уровня, включающего такие видимые внешние факты, как использование пространства и времени - все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить; обычно они обозначаются терминов “артефакты” (крона - листья и ветви).
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, средний уровень, являющийся своеобразным “мостиком” (стволом) между ценностным ядром и видимыми артефактами. Это нормативный уровень, содержащий нормы, представления, убеждения и ожидания членов организации. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
Третий, внутренний уровень включает базовые ценности (корни), которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами коллектива, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей.
Нельзя изучать организационную культуру группы без рассмотрения влияния ОК на отдельно взятого студента. В теории менеджмента [1] подобное влияние рассматривается в следующих качествах личности (эти качества адаптированы нами к условиям учебной группы):
Реакция на лиц, имеющих власть. Власть – обязательное явление в организациях. Каждый студент в группе должен уважать куратора, формального лидера. Но именно уважать, а не бояться.
Желание конкурировать. Каждый студент по своей сути уникален. И каждому хочется быть лучшим во всем: лучше всех учится, быстрее всех бегать, красивее всех танцевать и т.д. Но подростки иногда не понимают, что необходимо добиваться своей цели разумными способами, и как раз для этого и необходим куратор, который сумеет правильно направить каждого к поставленной цели.
Умение убеждать. Роль личности в группе требует, чтобы человек умел выражать свои мысли, выступать публично. Подросток должен быть убежден в своих идеях и мнениях, это дает возможность проявления влияния на окружающих.
Стремление к успешному исполнению ролей. Личность должна стремиться выделяться среди других, играя роли в различных сферах. Обучающийся в группе обычно играет роли студента, товарища, участника того или иного вида деятельности, ситуативного или постоянного лидера, подчиненного и т.д. Чем больше ролей осваивает каждый член группы, тем богаче и сильнее его личностная культура и культура организации в целом.
Терпимость к повседневной работе. Студент может быть недоволен тем, что его заставляют ходить в колледж, выполнять поручения в группе, делать домашнее задание, но он должен воспринимать их как необходимую для него обязанность. В преодолении этого барьера должны помогать и родители, и куратор. Проявлением отрицательного состояния личности может быть фрустрация, т.е. стойкая дезорганизация сознания и поведения человека (спонтанная агрессивность), которая наступает при длительных репрессиях на базовые потребности человека.
Перечисленные качества, конечно, не описывают полностью возможные влияния организационной культуры учебной группы на личность человека. Однако их достаточно, чтобы говорить о роли ОК в становлении и поддержке его социального здоровья. Прежде всего, отметим, что эту роль каждая культура исполняет по-разному. В своей статье мы не останавливаемся на типологиях организационных культур и на зависимости типа ОК группы и социального здоровья обучающихся в нем подростков. Выявление такой зависимости - задача нашего дальнейшего исследования. В качестве гипотезы можно предположить, что оптимальное влияние на социальное здоровье студентов оказывает демократическая культура (по типологии П. Харриса - коллегиальная) их группы.
Так же мы хотим сказать, социальное здоровье студента, в первую очередь, связано с его социальной адаптацией (приспособлением) и индивидуализацией (обособлением). По А.В. Мудрику, баланс этих двух компонентов и определяет конструктивность социализации человека.
Анализ особенностей социализации подростков, проведенной Гармаевой Т.В. и Кончаловской М.М. в образовательных учреждениях г. Москвы и г. Улан-Удэ, показал, что их можно подразделить на две группы. Первую группу составили подростки с высоким уровнем социализированности. Они имеют высокий социометрический статус, принадлежат к группам “лидеры” и “включенные”. Эти подростки, как правило, не испытывают трудностей в общении с педагогами и сверстниками. Все они общительны, дружелюбны и доброжелательны по отношению к окружающим, с доверием к ним относятся. Окружающую среду они воспринимают как дружественную и в целом безопасную. Вместе с тем эти подростки обладают устойчиво позитивной самооценкой и умением конструктивно проявлять свое Я, опирающееся на демократические ценности. Для них оказались приоритетными ценности семьи (безопасность семьи, уважение старших), общение и познавательные ценности (интеллект, любознательность).
Во вторую группу вошли подростки с низким уровнем социализированности. Для них характерен низкий социометрический статус, но не отвержение группы. Окружающую среду они воспринимают как враждебную, поэтому имеют барьеры, препятствующие их вхождению в референтную группу. При этом жёсткие требования педагогов принимают за “нелюбовь” к себе, что препятствует освоению правил и норм поведения, транслируемых взрослыми. В эту группу также вошли демонстративные подростки, которые знают правила и нормы, но сознательно пренебрегают ими, проявляя нонконформизм. Они часто пытаются выделиться, произвести впечатление любой ценой. При этом ценности и правила, признанные и транслируемые в социуме, выполняются ими только в том случае, если они являются средством обращения внимания на себя или достижения собственных желаний.
Приведенные описания двух групп демонстрируют полярные показатели социального здоровья. К этим показателям в данном случае относятся: принятие подростком сверстников и взрослых, его социометрический статус в группе, ценностные ориентации (показатели адаптированности), а также самосознание, самооценка и умение проявлять свое Я в группе (показатели индивидуализированности). Очевидно, что в первом случае данные показатели положительны и свидетельствуют о нормальном состоянии социального здоровья, а во втором – с точностью до наоборот.
В приведенном примере ничего не говорится о характеристиках культур групп, в которых обучаются эти подростки. Но наше внимание привлек следующий отмеченный авторами факт.
Анализ ценностных ориентаций подростков этих двух групп показал, что степень социализированности обучающихся в группе в большей степени связана с ценностными ориентациями педагогов, и что взрослые (родители, педагоги) остаются одним из важнейших агентов их социализации. Вместе с тем, учитывая, что организационная культура группы задается и создается в первую очередь, педагогами, можно предположить, что большинство подростков первой группы обучались в группах с демократической ОК. Это предположение подкрепляется соотнесением рассмотренных выше личностных качеств, определяемых организационной культурой, и показателей социального здоровья обучающихся (из рассмотренных примеров). Так показатели адаптированности соотносятся с реакцией на власть и отношением к повседневным обязанностям, а показатели индивидуализированности – с желанием конкурировать, умением убеждать и исполнять различные социальные роли.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Использование понятия “организационная культура” и ее составляющих позволяет проанализировать “внутреннюю” жизнь учебной группы, и тем самым скорректировать социальное здоровье студентов, но делать это необходимо постепенно и в мягкой форме.
Оптимальным условием становления социального здоровья студентов является ОК демократического типа, целенаправленно создаваемая педагогами.
Для того чтобы задачи по воспитанию подрастающего поколения решались качественно классным руководителям необходимо иметь программу по воспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств, стремления к здоровому образу жизни, спорту, патриотизму и т.д. В реализации такой программы большое значение имеют классные часы. Несмотря на разносторонность и многоплановость воспитательной работы, классный час является универсальной формой работы классного руководителя с детьми. Умелая организация классного часа позволит воспитателю полнее достичь желаемого результата.
Предлагаю схему организации классного часа.
1. Подготовительный этап.
Классный руководитель выбирает тему, направленную на осмысление актуальных для школьников вопросов жизни; определяет место данного классного часа в системе классных часов и всей воспитательной работы; производит анализ литературы, других информационных ресурсов по данной теме; намечает вопросы.
2. Составление плана.
Классный руководитель намечают блоки, из которых какие-то могут быть основными и не могут меняться, а какие-то могут стать вариативными; выбирает формы и методы, в которых умело используется специфика региона, особенности микросреды, история школы; применяет современные техники и технологии; пишет план.
3. Проведение классного часа.
Классный руководитель проводит классный час согласно составленному плану.
4. Рефлексия.
Анализ классного часа, как и любого другого мероприятия важен для того, что позволяет увидеть результат проведённой работы, отметить сильные и слабые моменты

Заголовок 115