Семинар-практикум для классных руководителей Подросток в трудной жизненной ситуации
МБОУ лицей № 40 г.Орла
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Щекотихина И.В.
Орел, 2015
Семинар-практикум «Подросток в трудной жизненной ситуации»
«Человек – это тот, кто постоянно
решает проблему жизни»
Эрих Фромм
«Главная опасность, от которой необходимо
оберегать детей, их родители»
Д.Б. Шоу
Цель семинара-практикума: создание условий для психолого-педагогической поддержки детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
формирование представлений о трудной жизненной ситуации и способах ее преодоления;
отработка навыков психолого-педагогической поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
повышение психолого-педагогической культуры учителей.
Целевая аудитория: классные руководители, старшие воспитатели.
Время проведения: 1,5-2 часа.
Оборудование:
мультимедийная презентация,
листы формата А4 на каждого участника,
листы формата А3 по количеству творческих групп,
карандаши, ручки, фломастеры,
карточки с заданиями.
Подготовка зала: В зале стоят 4-6 столов и стулья вокруг них. Ноутбук, проектор, экран.
Ход семинара
При входе в зал участники семинара рассаживаются согласно интересам за столы, на которых лежат листы формата А4, маркеры, цветные карандаши и ручки.
Знакомство с темой и проблемой.
Ведущий: Уважаемые коллеги!
Тема нашего сегодняшнего семинара «Подросток в трудной жизненной ситуации». В жизни каждого подростка неизбежно встречаются трудные ситуации. Их возникновение - закономерный результат сложного процесса взаимодействия с окружающим миром. Однако из трудных жизненных ситуаций все выходят по-разному. Одни получают психологические травмы и становятся дезадаптантами: болеют, замыкаются в себе, ведут себя агрессивно, приобщаются к алкоголю, наркотикам или уходят в депрессию, пополняя ряды потенциальных суицидантов. Другие же, наоборот, преодолев трудности, не только сохраняют психическое и психологическое здоровье, но и личностно растут, расширяя свои адаптационные возможности.
Справиться подростку с трудной жизненной ситуацией может помочь и классный руководитель, основной функцией которого является предупреждение возникновения подобных ситуаций в жизни учащихся, а также своевременное выявление тех детей, которые оказались в проблемной ситуации.
Упражнение «Паровозик»
Цель: развитие доверия и сплоченности в коллективе.
Ход: Участники встают друг за другом и держатся за талию впередистоящего. Все кроме первого в колонне человека закрывают глаза. Задача первого человека провести паровозик по комнате через препятствия, задача остальных – довериться главному вагону.
Обсуждение:
Как вы себя чувствовали в роли вагона? Какие ощущения испытывали?
Ведущий: Можно сравнить наше движение с закрытыми глазами с ощущениями подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Важно во время найти человека, который сможет поддержать в трудную минуту и дать верное направление в преодолении жизненных трудностей и препятствий.
Основная часть
Ведущий: Итак, что такое трудная жизненная ситуация?
На слайде (Слайд 3) представлены некоторые определения трудной жизненной ситуации, встречающиеся в психолого-педагогической литературе.
Трудная жизненная ситуация –
это ситуация, ОБЪЕКТИВНО нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности, и СУБЪЕКТИВНО воспринимаемая им как «сложная»,
ситуация НЕВОЗМОЖНОСТИ, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних НЕОБХОДИМОСТЕЙ (мотивов, стремлений, ценностей и др.)
К сожалению, нашим учащимся все чаще приходится сталкиваться с объективно и субъективно непреодолимыми трудностями. Давайте обратимся к русским народным сказкам и посмотрим, как в них отражены трудные жизненные ситуации, в которые попадают дети-герои сказок.
Работа в группах (Слайд 4).
Задание. Назовите как можно больше сказок, в которых каким-либо образом нарушаются права ребенка.
Ответ аргументируйте.
Итак, наиболее часто нарушаемыми правами в сказках являются право на жизнь, выживание и свободное развитие, право на общение с обоими родителями, право на защиту от всех форм насилия. Однако, мы знаем, что почти все сказки имеют хороший конец!
Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, 2006).
Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней - это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию - пассивная, или иждивенческая позиция.
Модель адаптации к трудной жизненной ситуации (Слайд 5)
Для ребенка трудная жизненная ситуация – это ситуация, в которой он не может жить нормально и которую не может исправить сам.
Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.
В рамках школы помощь ребенку или подростку могут оказать различные специалисты. На начальном этапе большая роль принадлежит именно классному руководителю (Слайд 6)
Общая стратегия психолого-педагогической помощи подростку в трудной жизненной ситуации представлена на Слайде 7.
Рассмотрим каждый из этапов более подробно.
Свою работу классный руководитель начинает со знакомства с детьми класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса.
Социальный паспорт семей, анкеты, тесты, наблюдения за учащимися в дальнейшем, изучение учебной, общественной, трудовой деятельности учащегося, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также результат бесед и сбора независимых характеристик, которые дают тому или другому учащемуся, взаимодействие с социальными службами школы, в лице социального педагога, психолога позволяет выявить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Раннее выявление и учет детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (Слайд 8)
Методы:
наблюдение,
беседа,
тестирование, анкетирование,
деловые игры,
анализ детских рассказов, рисунков о семье.
Результат:
- социальный паспорт ребенка. (Образец социального паспорта ребенка представлен в Приложении 1)
Ведущий: Для раннего выявления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо знать признаки, позволяющие идентифицировать проблемного ребенка.
Работа в группах (Слайд 9). Мини-исследование.
Задание 1. Назовите категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задание 2. Назовите признаки, по которым можно определить, что ребенок попал в трудную жизненную ситуацию.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (Слайд 10):
дети, оставшиеся без попечения родителей;
безнадзорные и бездомные дети;
дети-инвалиды;
дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии);
дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети — жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию (Слайд 11):
нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
злоупотребление алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;
сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
появление сверхкритичности к себе;
разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон;
частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;
уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;
отсутствие планов на будущее;
внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.
Исследование особенностей ситуации (Слайд 12)
Задачи:
Изучить событие, которое привело к кризису.
Выявить влияние, оказанное на ребенка.
Разделить проблемы по значимости и решить, какая из них самая важная.
Результат:
- выработка стратегии психолого-педагогической поддержки.
Во время кризисной ситуации человек с большей легкостью принимает помощь, т.к. не защищен и нуждается в поддержке.
В начале кризиса, чтобы защитить себя от боли, которую ребенок испытывает при общении со взрослыми, он создает барьер между собой и взрослыми. И если к нему еще применяются дисциплинарные меры, невнимание, лишение похвалы, отстранение и т.д., он добивается того, чего хочет: избегания эмоциональной близости, которая не в интересах развития ребенка и его психического состояния.
Эффективными приемами психолого-педагогической поддержки являются доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция на результат, обсуждение на равных.
Психолого-педагогическая поддержка (Слайд 14) – это сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы.
Главный объект психолого-педагогической поддержки - соответствующее состояние.
Именно состояние является основой, фундаментом, который в итоге формирует направленность личности, ее поведение, поступки. Осложненное неблагоприятное состояние личности способствует развитию соответствующей системы отношений и поведения, а следовательно, и осложненному положению в обществе.
Задача педагога – поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постепенному закреплению.
Психолого-педагогическая поддержка обеспечивает адекватное ситуации деятельности состояние ребенка.
Психолого-педагогическая поддержка выглядит как этическая или физическая защита от нанесения ребенку физического или морального урона.
Психолого-педагогическая поддержка выступает в форме психологического акта сопереживания: достаточно порой проявить свою причастность к проблеме ребенка.
К средствам поддержки относятся речевые, пантомимические, действенные, предметные. Используя эти средства, педагог обладает богатой палитрой форм поддержки ребенка.
Этапы поддержки (Слайд 15)
Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы/трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).
Договорный – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.Деятельностный:
а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику.
Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения.
Работа в группах (карточки)
Задание:
Ознакомьтесь с ситуацией, описанной на карточке, обсудите в группе и составьте план Ваших действий в данной ситуации.
Ситуации.
Ситуация 1. К Вам на урок приходит ученик, Вы замечаете у него на руках синяки. Вы знаете, что ученик на днях получил двойку.
Ваши действия?
Ситуация 2. У одного из Ваших учеников умерла мать. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успеваемость, он стал проявлять неоправданную агрессию к одноклассникам, отторгает всякую любовь и внимание окружающих его людей. У мальчика нет тесного эмоционального контакта с отцом. Бабушки, брат и другие родственники больше вздыхают и жалеют ребенка, не находя нужных слов поддержки.
Ваши действия?
Ситуация 3. Ученик Вашего класса приходит в школу грязный, от него исходит неприятный запах, дети его дразнят. Он не успевает по школьной программе. Вы знаете, что он живет с мамой и отчимом. Мама работает. Отчим работает дома, он программист. Родители выглядят неопрятно. Ребенка из школы забирает отчим, приводит в школу мама.
Ваши действия?
Ситуация 4. У одной из Ваших учениц недавно развелись родители. Девочка замкнулась в себе, перестала общаться с одноклассниками. Успеваемость резко снизилась.
Ваши действия?
Ситуация 5. Ученица из Вашего класса после ссоры с родителями ушла из дома. Родители не могут уговорить ее вернуться домой. Местоположение ее не известно.
Ваши действия?
Обсуждение ситуаций с участием социального педагога школы.
Ведущий: Дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение ребенка или подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, предполагает формирование у него ресурсов для преодоления подобных ситуаций в будущем. Одним из методов работы – является личный пример классного руководителя.
Притча
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
-Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?
Отец, вместо ответа, поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
-Что изменилось?- спросил он свою дочь.
-Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе окрасили воду,- ответила она.
-Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств- кипятка.
- А кофе?- спросила дочь.
- О! это самое интересное! Зерна кофе не растворились в новой враждебной среде и при этом изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые, оставаясь собой, изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…
Оптимистично смотреть на мир и быть в нем активным - это, пожалуй, основное кредо педагога или психолога.
Заключительная часть
Ведущий: Итогом нашего семинара-практикума является создание профессионального герба классного руководителя, который позволит «защитить» педагога и его подопечных от трудных жизненных ситуаций.
Работа в группах (Слайд 26).
Задание: нарисуйте Герб классного руководителя. Обязательно отразите в нем:
личностные качества, помогающие Вам в работе с детьми,
вещи или предметы, при помощи которых Вас могут сделать счастливыми Ваши учащиеся,
Ваши достижения как классных руководителей,
Ваши действия для достижения поставленной цели.
Главное условие: заполняя профессиональный герб, необходимо пользоваться только рисунками, а не словами.
Обсуждение гербов групп.
Рефлексия, подведение итогов (3 минуты)
Ведущий предлагает участникам семинара выполнить упражнение «Уборка в доме».
(Слайд 27)
Цель: Выяснить получить обратную связь от участников семинара, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Материал: карточки с изображением чемодана, мусорного ведра и мясорубки, ручки.
Проведение:
На слайде нарисован чемодан, мусорная корзина, мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социальный паспорт личности ребенка
1. Общие сведения о ребенке
Анкетные данные:
фамилия, имя,
дата рождения,
класс, школа,
домашний адрес.
2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
1. Состав семьи:
полная,
один из родителей,
распавшаяся.
2. Возраст, образование, профессия:
отец,
мать,
другие члены семьи.
3. Взаимоотношение родителей между собой:
уважительные,
напряженные,
конфликтные.
4. Взаимоотношения родителей с ребенком:
доверительно-уважительные,
авторитарные,
конфликтные.
3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
1. Направленность интересов:
на учебную деятельность,
на трудовую деятельность,
на художественно-эстетическую деятельность,
на достижения в спорте, туризме,
на отношения между людьми.
2. Активность:
активно участвует во всех общественных делах,
не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
редко принимает участие в общественных делах,
отказывается участвовать в общественных делах.
3. Ответственность:
всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
часто не выполняет в срок порученное ему дело,
очень редко выполняет порученное ему дело,
никогда не доводит до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
редко сам начинает новое дело,
никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Общительность:
всегда охотно вступает в контакт с людьми,
стремится общаться с ограниченным кругом людей,
предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
замкнут, не общителен.
6. Уверенность в себе:
поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости,
выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,
часто при выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться,
постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
7. Решительность:
в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
иногда колеблется перед ответственным решением,
редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
4. Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет в группе:
пользуется авторитетом среди большинства сокурсников,
пользуется авторитетом только у части однокурсников,
пользуется авторитетом у отдельных учащихся,
авторитетом не пользуется.
2. Симпатии:
является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки,
в группе ребята относятся к нему с симпатией,
пользуется симпатией у отдельных ребят,
в классе его не уважают.
3. Проявление агрессии:
использует физическую силу против сверстников и других лиц,
при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость,
агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы).
5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении
1. Отношение к алкоголю:
злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ,
эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ,
нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносят алкоголь и токсические вещества,
осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием опасности употребления алкоголя.
2. Отношение к курению:
неприятие курения,
осознанный, самостоятельный отказ от курения,
воздержание от курения из-за ориентации на запрет,
эпизодическое курение,
закрепившаяся привычка к курению.
3. Культура речи:
нормальная, живая, культурная речь,
избегание нецензурных выражений,
эпизодическое сквернословие,
сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика работы классного руководителя по организации беседы с подростком
Приглашение на беседу- Приглашение необходимо сделать обязательно лично, желательно с глазу на глаз. Ни в коем случае нельзя вызывать к себе человека на беседу через «третьих лиц».
Место беседы Можно провести разговор в служебном помещении, но предпочтительнее не в столь «формальном» месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни длился.
Поведение во время беседы Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
Время беседы Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своими делами
Ваша помощь окажется более эффективной, если беседа будет построена в соответствии с определенными принципами и складывается из нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою специфическую задачу.
Этапы беседы
Начальный этап беседы Главная задача этапа заключается в установлении эмоционального контакта с приглашенным на беседу подростком. Необходимо убедить собеседника в том, что его проблемы будут поняты, что вы искренне разделяете его заботы и трудности. На первом этапе - только внимательное, терпеливое выслушивание, без сомнения и критики. Уточните, также, сведения о близких людях, так как именно они часто являются резервными источниками помощи и поддержки.
Второй этап беседы В ходе второго этапа устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние подростка. Один из наиболее существенных моментов этого этапа - снятие у человека ощущения безысходности ситуации. Постарайтесь убедить его в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо. В завершение этого этапа беседы целесообразно использовать прием «определение конфликта», т.е. высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой человеком.
Третий этап беседы Этот этап представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Следует иметь в виду, что вероятность реализации планируемых действий будет выше в тех случаях, когда в планировании ваш собеседник играет ведущую роль. Если он испытывает затруднения, предложите определенный вариант поведения, возможные способы разрешения ситуации, которые могут привести к выходу из психологического кризиса. Преодоление психотравмирующей ситуации разбивается на более мелкие, принципиально разрешимые задачи и для ближайших задач предлагается несколько предварительных решений. Итогом этого этапа беседы должен стать конструктивный план поведения, направленного на преодоление неблагоприятных обстоятельств.
Завершающий этап беседы Этот этап окончательного формирования решения, активной психологической поддержки и придания человеку уверенности в своих силах и возможностях. План действий должен быть выражен предельно ясно, последовательно и кратко.
Предупреждение№1!
Действия после беседы.
Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы с учетом личностных особенностей подростка в сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализованные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные могут состоять в следующем:
отнеситесь ко всем высказываниям собеседника очень серьезно;
продумайте план оказания помощи ребёнку;
учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создайте для него на какой-то период более спокойные («щадящие») условия учебы: реже спрашивайте на уроках, не ставьте отрицательных оценок, не используйте методы наказания;
ставьте несложные задачи, успешное выполнение которых будет способствовать повышению самооценки личности;
не оставляйте подростка без контроля и внимания;
при необходимости продумайте возможность госпитализации подростка (для медикаментозной поддержки).
Предупреждение№2
Нельзя допускать никаких действий вопреки желанию подростка. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в коллективе. (Соблюдайте принцип конфиденциальности).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендации классным руководителям в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь.
Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
Создайте безопасную ситуацию, в которой подросток может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.
Внимательно следите за тем, чтоб не смешивать собственные потребности и потребности подростка, чувство беспомощности перед травмой, которая может возникнуть у вас, не должно передаваться подростку.
Принимайте и уважайте те способы защиты и преодоления травмы, которые есть у подростка.
Стресс, испытываемый подростком, уменьшится, если вы расскажете ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Подростку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли — это нормальные человеческие реакции.
Помните, что многие подростки имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.
Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.
Ясно сформулируйте взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничьте круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивайте на соблюдении принятых «правил игры», сами соблюдайте их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Будьте терпеливы и помните, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения выскажите свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывайте причины неправильных взглядов подростка, показывайте, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивайте и направляйте его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с вами своими возможными неприятностями.
Не ставьте на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытайтесь загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегайте к физическому наказанию.