Итоговый тест по литературе для учащихся 7 класса 
Уровневый  тест по литературе
для учащихся 7-ых классов (годовой)
Составила:
Вострикова Е.В. 	
1 вариант
1 уровень
1.Выберите правильный ответ:
   Былина  это
   а) нравоучительное произведение устного народного творчества;
   б) жанр русского фольклора, повествующий о мифических героях;
   в) устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах;
   г) произведение русской поэзии о русских богатырях и народных героях.
2.Автором строк:
   Не умел я притворяться,
   На святого походить,
   Важным саном надуваться
   И философа брать вид.
   является:
   а) Ломоносов
   б) Пушкин   в) устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах;
   в) Державин
   г)  Лермонтов
3.Какой город описан в произведении А.С.Пушкина «Медный всадник»?
   а) Москва;
   б) Петербург;
   в) Тверь;
   г) Пушкин.
4.Купец Калашников в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про купца 
   Калашникова» защищает:
   а) свою честь и честь жены;
   б) красоту своей жены;
   в) честь имени, семьи, рода;
   г) свой народ.
5.Смысл жизни для старого Тараса в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» состоит в:
  а) поддержании традиций Запорожской Сечи;
  б) защите родной земли;
  в) любви;
  г) воспитании достойных сыновей.
6. Идея произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины»:
  а) преимущества светской женщины по сравнению с женщиной из народа;
  б) невозможность жить в светском обществе;
  в) долг женщины - разделить с мужем тяготы и невзгоды;
  г) тяжелое положение крестьян.   
7.Почему генералы в произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как 
   один мужик двух генералов прокормил» очутились на необитаемом острове?
  а) по собственному желанию;
  б) «по щучьему велению, по моему хотению»;
  в) так как потерпели кораблекрушение;
  г) потому что «получили пенсию».
8.Автобиографическими чертами автор «Детства» наделил:
  а) Николеньку;
  б) Наталью Савишну;
  в) Карла Ивановича;
  г) дворецкого Фоку.
9.По какой причине меняется отношение к происшествию у надзирателя  
   Очумелова?
   а) в зависимости от собственного социального положения;
   б) просто так, от нечего делать;
   в) Очумелов смотрит на поведение Хрюкина;
   г) в зависимости от того, кому принадлежит собака.
10.В стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с 
     Владимиром Маяковским летом на даче» поэт и солнце предстают как:
   а) божество и маленький человек;
   б) непримиримые враги;
   в) два друга;
   г) братья.
2 уровень
1.Определите стихотворный размер: //--//--//
2.Соотнеси названия произведений с авторами:
    М.Горький              «Кусака»
    Е.И.Носов                  «Кукла»
     Л.Н.Андреев             «Старуха Изергиль»   
3.Дать определение сатиры.  
4.Назовите художественно-выразительное средство, использованное автором в 
  следующих сочетаниях слов:«мрак выползализ кустов», «свет боролся с тьмой»
5.В чем состоит подвиг Данко в прозведении М.Горького «Старуха Изергиль»?
6.Какова основная мысль рассказа Е.И.Носова «Кукла»?
7.Из какого произведения и какого автора взят данный отрывок:
   Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга
8.Определите ведущую тему в стихотворении А.Т.Твардовского «Июль-макушка 
   лета». 
9.О чем писали поэты и прозаики в годы Великой Отечественной войны?
10. Чему учит рассказ Е.И.Носова «Кукла»?
3 уровень
1.Назвать произведения, заголовки которых отражают тему и  основную мысль          
   произведения(два примера).
2.Напишите сочинение-миниатюру «Размышляя над страницами»(произведения 
   учащиеся выбирают самостоятельно).
·
2 вариант
1 уровень
1.Былина обычно начинается с
   а) эпилога;
   б) экспозиции;
   в) кульминации;
   г) зачина. 
2.Автором строк:
   О вы, которых ожидает
   Отечество от недр своих
   И видеть таковых желает,
   Каких зовет от стран чужих
      является:
   а) Державин
   б) Пушкин
   в) Ломоносов
   г)  Лермонтов
3.Определите, какому историческому лицу соответствует данная характеристика:
    «Основание новой столицы России; переустройство государства; 
          новая экономическая, военная, культурная политика.» 
   а) Иван Грозный;
   б) Петр1;
   в) Александр1;
   г) Павел 2.
4.Носителем народной  правды в произведении М.Ю.Лермонтова «Песня про купца 
   Калашникова» выступает:
   а) Калашников;
   б) Алена Дмитриевна;
   в) Кирибеевич;
   г) Иван Грозный.
 5.Выше личной привязанности, кровного родства поднялся герой в повести
     Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» :             
  а) Андрий;
  б) Остап;
  в) Тарас Бульба;
  г) Мосии Шило.   
6. Автор в произведении Н.А.Некрасова «Русские женщины»:
  а) осуждает ее за отношение к отцу;
  б) предупреждает об опасности;
  в) восхищается мужеством героини; 
  г) не высказывает оценки ее действий.
7.Определите жанр произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как 
   один мужик двух генералов прокормил»:
  а) повесть;
  б) сказка;
  в) очерк;
  г) рассказ.
8.Какое чувство испытывала Наталья Савишна к семье Николеньки Иртеньева?
  а) бескорыстная и нежная любовь;
  б) жалость;
  в) злость;
  г) тоска.  
9.Какое чувство овладело судебным следователем, когда Денис Григорьев стал 
   Говорить о том, что из гаек климовские мужики делают грузила?
  а) разочарование;
  б) радость;
  в) уныние;
  г) непонимание.
10. В стихотворении В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с 
     Владимиром Маяковским летом на даче» есть неологизм:
  а) слазь;
  б) златолоба;
  в) шляться;
  г) казалось.
2 уровень
1.Определите стихотворный размер: //---//---//
2.Соотнеси названия произведений с авторами:
   Ф.А.Абрамов                 «Юшка»
   Ю.П.Казаков                 «О чем плачут лошади»
   А.П.Платонов                «Тихое утро» 
3.Дать определение драмы.  
4.Назовите художественно-выразительное средство, использованное автором в 
   следующих сочетаниях слов: «лес расступился», «вздыхала степь»
5.Почему Кусака в произведении Л.Н.Андреева «Кусака» разочаровалась в людях?
6.Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А.П.Платонова «Юшка»?
7.Из какого произведения и какого автора взят данный отрывок:
   Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне
   Поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
8.Определите ведущую тему в стихотворении В.Я.Брюсова «Первый снег».
9.Кто из писателей 20 века, произведения которого вы читали в седьмом классе,
   был участником Великой Отечественной Войны?
10.Почему автор рассказа «Живое пламя» Е.И.Носов сопоставляет жизнь цветка и 
     человека?  
3 уровень
1.Назвать произведения, заголовки которых отражают тему и  основную мысль          
   произведения (два примера).
2.Напишите сочинение-миниатюру «Размышляя над страницами» (произведения 
   учащиеся выбирают самостоятельно).
15