Опыт работы: «Развитие активной и свободной личности, готовой к творческой деятельности и успешной социализации»

















«Развитие активной и свободной личности, готовой к творческой деятельности и успешной социализации»





Опыт работы
Паниной Натальи Викторовны,
заместителя директора по ВР
ГКОУ «Детский дом (смешанный) № 24
ст.Григорополисской
Новоалександровского района.













2014 г
Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.
Э. Кант
Я, Панина Наталья Викторовна, в системе образования работаю 19 лет и 8 из них - в детском доме. В детский дом поступают дети далеко несформировавшиеся как личности. Важно не упустить их, помочь им развиваться, не допустить проявления нежелательных качеств. Поэтому считаю
целью своей работы
Создание условий для развития целостной свободной личности, здоровой физически, нравственно психически, свободной к успешной социализации.
Для достижения поставленной цели я наметила следующие задачи:
Социальная защита воспитанников детского дома (поддержка воспитанников на основе законодательных прав)
Создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей воспитанников, их самовыражения и самоопределения;
Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома;
Развитие коммуникативных способностей;
Формирование учебных навыков и повышение мотивации к обучению;
Знакомство с практическими приемами и методами своего духовного и физического роста.
Оказание помощи ребёнку в организации культуры свободного времени.
Актуальность:
Воспитывая детей, мы обязаны проектировать качества наших воспитанников, прививая им лучшие черты личности, взгляды и привычки, нормы и навыки поведения. Сегодняшняя реальность такова, что в жизни чаще востребованы творческие личности. Учитывая сложившуюся реальность, необходимо обратиться к такой организации воспитательного процесса, которая соответствовала бы естественному пути культурного самоопределения и врастания молодого поколения в систему общественных отношений и ценностей. Одним из эффективных путей такой организации является глубокая, целенаправленная психолого-педагогическая работа с детским коллективом, в котором воспитанник проводит большую часть своей жизни, и адаптация воспитанников к жизни в современном обществе, становление их личности через социокультурную среду, в которой он пребывает.
Теоретическая база.
Для решения поставленных задач использую инновационные процессы педагогической науки и практики: идеи и принципы ценностно – смыслового равенства взрослых и детей, гуманизма (все дети талантливы), личностно-ориентированного подхода, единство учебного и воспитательного процессов, креативности творчества, готовность воспитателя воспринимать новое, творческое. Использую методики ведущих передовых педагогов Щуркова Н.Е. (воспитание через нравственность, познание мира), Амонашвили (воспитание на
основе любви, творчестве и красоте), Иванова, Рожковой , Караковского (развитие самоуправления и КТД в группах), А.Н. Тубельского (приобретение опыта жизни по принципам демократического развития) (права ребенка).
Результативность.
В детском доме я планирую и организую повседневную жизнь своих воспитанников, ориентируясь на их возрастные и психологические особенности. У воспитанников детских домов много проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. Именно поэтому свою работу я строю таким образом, чтобы сформировать социально адаптированную личность. Постоянно обеспечиваю создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников. Одной из самых важных задач, которые я ставлю перед собой это сохранение и укрепление здоровья моих воспитанников, веду профилактику вредных привычек, благодаря систематическому физическому развитию ребят, специальным упражнениям, уровень физической подготовки воспитанников составляет 91%.
В основе моего педагогического действия – совместная с детьми деятельность и постоянное общение. Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность, дружелюбие – вот то моральное богатство, которым нужно дорожить, и на котором строю свои отношения с детьми. Чтобы узнать, каков коллектив, изучаю каждого его члена (на основе психологических данных)
1.. Уделяю особое внимание самовоспитанию. Все воспитанники из моей группы, без исключения, имеют как разовые, так и постоянные поручения. Каждый аспект обязательно анализирую, провожу индивидуальные беседы с ребёнком. Результатом этой работы является тот факт, что в группе уровень общительности составляет 72%.
2. Веду всестороннюю организацию интеллектуально – познавательной деятельности. Учеба ребенка – это прежде всего интеллектуальная работа, в результате которой развиваются творческие способности, приобретаются знания и практические навыки. Благодаря им обогащается духовная жизнь коллектива, умственные интересы переплетаются с интересами дружбы, товарищества. Поддерживаю тесную связь с учителями вверенных мне детей, постоянно контролирую их школьную успеваемость, оказываю им необходимую и своевременную помощь в подготовке домашнего задания. Результатом этой работы является тот факт, что среди воспитанников моей группы, учащихся МОУ СОШ № 2 нет второгодников, нет пропусков уроков без уважительных причин, успеваемость в целом по группе – 100%.
Отношения с каждым ребенком строю с учетом его индивидуальных возрастных и психологических особенностей. Педагогическое сопровождение носит стимулирующий характер, направленное на развитие, прежде всего мотивационной сферы. Воспитание направляю на творческое развитие и обогащение интеллекта, на формирование благородных моральных и эстетических норм – трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни. В результате чего уровень воспитанности у детей по группе составляет– 76%; Жизнь в группе организуется по принципу семейного уклада, детям здесь тепло, уютно и комфортно. В группе наблюдается выше среднего уровень комфортности– 100%, что говорит о тактичности и миролюбии детей;
Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе, становление личности в более полном объеме, на мой взгляд, возможно через социокультурную среду станицы. Главный акцент в этой деятельности делается на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы каждый ребенок (по своим возможностям) был вовлечен в активную деятельность в зоне его ближайшего развития. Мои воспитанники посещают следующие секции и кружки дополнительного образования: ДК станицы (танцевальный, вокальное пение, театральный), Лицей имени атамана Платова («Рукопашный бой») , МОУ СОШ №2 (баскетбол), музыкальная школа, бисероплетение, кружок технического творчества и базового хозяйства колхоза «Россия»» ФОК («футбол»), благодаря этому заметно возросла общественная активность ребят: я вовлекаю ребят во все детдомовские, районные и краевые мероприятия, где воспитанники занимают призовые места, в соревнованиях, смотрах, краевых фестивалях детского творчества.
Активно участвую с докладами, методическими наработками, открытыми занятиями в работе методсоветов и педсоветов:
Темы моих выступлений на методсоветах детского дома:
«Успешная социализация воспитанников д\д»(2007г), «Формирование личности ребенка в условиях детского дома (2008 г), «Формирование у воспитанников детского дома умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни в современном обществе» (2010 г), «Формирование педагогической среды в условиях детского дома» (2011 г). «Формирование здоровьесберегающей среды в детском доме» (2011 г), «Методы воспитания и перевоспитания младших воспитанников» (2011 г)., , « «Проблемы правовой социализации детей в условиях детского дома» (2012г); «Профилактика вредных привычек» (2013 г)
Темы моих выступлений на Педсоветах детского дома:
«Организация и проведение самоподготовки в детском доме»(2011), «Основные подходы к построению системы работы в детском доме по формированию социально-трудовой компетенции у воспитанников детского дома».( 2012 .г), «Формирование духовно-ориентированной педагогической среды в условиях д\д»(2008г), «Профилактика преступлений и правонарушений» (2013 г) ;
Участвовала в семинарах с открытыми уроками и практическими занятиями с целью распространения педагогического опыта:
«Особенности воспитания детей в д/д» (2008г), Формирование семейно-ролевых функций у воспитанников детского дома» (2009 г), Круглый стол «Защита прав и интересов детей» (20109 г), «Оптимизация методов работы с трудными детьми» (апрель 2011 г), «Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях (противостояние всем формам насилия: морального, физического, сексуального)» (март 2012 г), Деловая игра: «Организация среды общения, как средство успешной социализации воспитанников детского дома» (апрель 2013г), 2011 г – «Росток дружбы» 2013 г – «Секреты здорового питания». Ежегодно принимаю участие в педагогических конкурсах детского дома, два года подряд была победителем конкурса «Воспитать человека» (2010, 2011г), в котором заняла 1 место и награждена грамотой и денежной премией, а трое из моих воспитанников признаны лучшими воспитанниками года.
Мой труд неоднократно был отмечен администрацией детского дома, в мае 2008, 2011, 2012, 2013 годов была награждена грамотой от администрации муниципального сельского совета станицы Григорополисской, в 2011 году была награждена грамотой Министерства образования Ставропольского края, в январе 2010 г грамотой за победу моей группы в соревновании групповых коллективов детского дома и жидкокристаллическим телевизором в группу.
Не открою ничего нового, если скажу, что педагогический труд – это вечный поиск, неуспокоенность, это любовь. Любовь к своему делу, к своим воспитанникам. Мы живем уже в XXI веке, но каким бы он ни был, дети всегда останутся детьми, а задача воспитателя (значит, и моя задача) – помочь каждому из наших воспитанников состояться как человеку.
Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, в своих воспитанниках стремлюсь развивать личность. Я не только согласна с Евгением Евтушенко, но и девизом в своей жизни и работе считаю замечательные его слова:

«Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы, как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее».






Заголовок 1 Заголовок 215