Тема: Вышивка бисером в казахском национальном костюме. Орнамент в вышивке.
Урок №2
Тема: Вышивка бисером в казахском национальном костюме. Орнамент в вышивке.
Класс: 9 Дата:
Учитель: Боченкова Е.И.
Цель: Познакомиться с историей бисера, и различными техниками работы с ним. Изучить понятие «монополия».
Развивать навыки ручного труда, зрительную память, внимание.
Сформировать приемы, закрепить особенности вышивки бисером по схеме.
Воспитывать чувство прекрасного.
Тип занятия: комбинированный, интегрированный с экономикой.
Методы: наглядно-иллюстративный, поисково-исследовательский, практический.
Оборудование: Журналы по вышивке со схемами, бисер, нитки, иглы, канва, компьютер, интерактивная доска, презентация
Ход занятия
1. Орг. момент. Вступительное слово учителя. Оглашение темы и цели занятия.
2. Выступление ученицы: презентация «история возникновения бисера»
3. Презентация-сообщение по теме Монополия исторический пример и современный пример монополии в нашей жизни.
4. Виды бисера: демонстрация образцов, презентация. Практические советы по применению видов бисера для конкретных работ. (демонстрация готовых работ).
5. Различные техники и материалы при работе с бисером: плетение украшений, панно, настольных композиций, расшитые одежды, вышивание бисером. Сообщение и презентация.
6. Современные программы позволяют использовать для вышивки не только предлагаемые торговой сетью готовые схемы, журналы по вышивке, но и раскладывать на клетку любую картину или фотографию. Так при желании каждая из вас может вышить любимый образ.
(Презентация: практический показ исторические сведения).
Эстетическое воспитание.
Наглядный комплекс: «Казахский национальный орнамент», «Казахские национальные головные уборы», «Национальные костюмы», казахские национальные головные уборы в иллюстрациях, раздаточный материал «Виды орнаментов».
Практическая часть
Повторение техники безопасности при работе на ручных операциях
Объяснение нового материала.
Как всякий костюм, он эволюционно совершенствовался. Развитие его основных форм происходило под влиянием окружающей среды, особенностей климатических условий жизни в степи (сильные ветры, летний зной зимние морозы). А также с учетом потребности кочевой жизни-необходимостью подолгу находиться в седле в одежде, не стесняющей движение.
Запишите тему урока в тетради: «Вышивка бисером в казахском национальном костюме».
Казахский костюм вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений, помноженным на труд сотен и тысяч народных умельцев. В нем воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов, создавшихся веками вследствие хозяйственной специализации кочевой и полуоседлой групп населения. Казахская вышивка расцвечена радужным спектром с доминантой красного цвета. Наиболее распространенные казахские орнаментальные мотивы: всевозможные комбинации из роговидных завитков, образующие ромбы, крестовины, цепи-символические знаки пожелания благополучия, обилия скота, его сохранения от падежа, бескормицы и других бед.
Вопросы:
- Опишите костюм казахской девушки?
-? (внешне, язык, обычаи, культура)
-Из каких материалов изготавливалась одежда?
Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма. Презентация «Национальные костюмы»). Здесь представлены зрительные образы костюмов народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза. По этим образам можно судить о менталитете народа, о нравах, национальных чертах и территориально-климатических условиях проживания. (Обсуждение общего и различного, акцент на красочности, орнаментации, форме головных уборов).
Вы уже знаете, что 100 лет назад выйти на улицу без головного убора считалось неприличным. Непокрытая голова в старину символ бесчестья. Отсюда возникло выражение «опростоволоситься».
- Так какой же головной убор носили бы вы 100-200 лет назад?
Казахские головные уборы.
Мужские головные уборы:
Женские головные уборы:
Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины, как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Все женщины вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
Но все они украшались вышивкой, бисером, бусами, стеклярусом, золотой канителью. Волосы на девичнике расплетали, вели невесту в баню и заплетали перед венчанием в две косы. Обряд этот сопровождался песнями-причитаниями. Платок в старину был любимым головным убором и у девушек, и у женщин, был самым желанным подарком невесте, матери. А молодой муж обязательно дарил платок жене после рождения первенца.
Народный костюм всегда был украшен орнаментом. Национальные орнаменты различны, т. к. они отражают жизнь народов, окружающую среду в символических образах. Человек видел небо, солнце, воду, растительный и животный мир. Эти образы он упростил и зашифровал в символах.
(На парты раздаются таблицы с элементами национальных орнаментов).
- Давайте вспомним виды и элементы казахского орнамента (сообщения учащихся). На таблице изображены 4 вида казахского орнамента. Через время после замужества девушка передавала родным информацию посредством вышивки (счастлива или нет в новой семье). При этом использовалась символика цвета: голубой-небо, белый- радость, жёлтый-знание, мудрость, красный- огонь, солнце, зелёный- весна, юность. Вам нужно обдумать- какой головной убор хотите изготовить, какой национальности (можно татарский, корейский и др., сведения о них найдите в Интернете или спросите у родителей). Постарайтесь использовать элементы национальных орнаментов в украшении.
2. Мы с вами изучали вышивку крестом, знаем стежок « крест» и «полукрест» на канве.
3. А сегодня мы освоим прием вышивки казахского орнамента бисером по канве, но не «полукрестом», а более целесообразным, практичным, удобным швом» назад иголку.
4. На доске для сравнения вид стежка при вышивке крестом (полукрест) и его недостаток при использовании этого стежка для вышивания бисером. Второй образец демонстрирует шов «назад иголку» Т.О. работа получается в два раза быстрее.
5. А теперь давайте приступим к вышиванию.
Задание для самостоятельной работы:
1. Начать работу над эскизом, предварительно сняв мерку обхвата головы (демонстрирует учитель).
2. В цвете не торопитесь оформлять, т.к. материалы ещё не подобраны. Необходимо определить форму, размеры, декор.
3. Работа рассчитана на 20 мин. Во время работы не забывайте про осанку, не сутультесь. Орнамент в декоре может быть скомпонован по центру, в виде полосы, по углам. Орнамент изобразите условно, но помните, чем больше ручной работы, тем эффектнее смотрится изделие.
4. К концу занятия девочки должны закончить вышивку, потому что это действительно нетрудно, но очень эффектно.
5.Ученицам предлагается оценить работу друг друга. Выставляются оценки за урок.
6. Рефлексия. Девочки отвечают, что интересного и нового они узнали сегодня на занятии. Рассуждают, сравнивают приемы вышивания. Приходят к выводу, что можно владеть различными техниками работы с бисером и умело их комбинировать.
7. Домашнее задание: Определиться с выбором схемы для вышивания миниатюры или коллажа. Подобрать бисер по цветовой гамме. Определить виды швов.