Отчет по теме самообразования«Формирование универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Школа России»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зазерская средняя общеобразовательная школа



2013-2014 учебный год
Отчет по теме самообразования
«Формирование универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Школа России»
Тема работы по самообразованию «Формирование универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Школа России».
Цель работы: Изучить основные аспекты и условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной деятельности.
Задачи:
Установление ценностных ориентиров начального образования.
Определение состава и характеристики универсальных учебных действий.
Выявление в содержании предметных линий универсальных учебных действий и определение условия формирования в образовательном процессе жизненно важных ситуациях.
Совершенствование уровня профессионализма учителя.
Развитие интереса учащихся к учёбе.
Характеристика условий, в которых работает педагог
Я работаю в МБОУ Зазерская СОШ Тацинского района Ростовской области 27 лет. Школа является малокомплектной сельской. Здание начальной школы находится отдельно от основной школы. В помещении занимаются только учащиеся начальных классов. Каждый класс имеет свой кабинет. Я работаю с первым классом (10 человек). В классе есть компьютер, проектор интерактивная доска.
Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность (название программы, автор)
Я работаю по программе «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий. Этому полностью соответствует УМК «Школа России». Все учебники направлены на обеспечение этих требований: учитываются возрастные особенности детей, соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учащихся и ученика (1-2 классы) к деятельности детей в парах и небольших группах, к усилению самостоятельной деятельности учащихся в постановке и решении учебных задач. Принципами построения УМК «Школа России» являются приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения. Эти принципы реализуются в учебниках по всем предметам, формируя у ребёнка современную картину мира и развивая умение учиться. Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебниках включают общие подходы к организации учебного материала и совместной деятельности учителя и учащихся. Каждая тема раскрывается в определённой последовательности: постановка проблемы, цели и её анализ учащимися совместно с учителем;
самостоятельная формулировка детьми открывшихся им в ходе наблюдений и анализа изучаемого материала правил, способов действий, признаков, понятий и т.д.;
уточнение сформированных учащимися обобщений (правил, способов действий и определений понятий) по учебнику;
введение соответствующей терминологии; выполнение упражнений, различных по уровню сложности, на применение и уточнение знаний и способов деятельности по теме.
Созданный в 2001году, получивший самое широкое признание в школах России, комплект успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надёжным инструментом реализации стандартов второго поколения. Ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому. Вышеперечисленные положительные стороны УМК «Школа России», послужили основанием для выбора мною данного комплекта и образовательной программы.
Работая над данной темой, я изучила и активно применяю следующие педагогические технологии.
Проектные технологии.
Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения и системное мышление.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков.
- Социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.
-Коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.
- Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:
- по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до1 месяца), долгосрочные.
Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»
- Проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
- Проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
- Поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
- Продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.
- Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
Так как я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.
Работу над проектами мы начали в первом классе с простых краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства (осеннее дерево, домашние животные). Ребята знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно мы переходили к более сложным индивидуальным проектам. Сначала, в работе над такими проектами, ученикам помогали родители.
В конце первой четверти 1 класса мы делали коллективный творческий проект с элементами индивидуальной работы - это создание книжки «Загадки». Ребята самостоятельно придумывали загадки о предметах, которые нас окружают, продумывали иллюстрации к своим загадкам и всё это оформляли на альбомных листах. Вся работа была выполнена в классе. Листочки были собраны в книжку, ребята коллективно оформили обложку своей книги. В ходе работы над этим проектом ребята обучались под руководством учителя планировать свою работу, презентовать готовый результат, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Ещё один интересный творческий краткосрочный проект 1 класса- «Моя семья»
Сначала ребята на уроке окружающего мира изучали тему « Как живёт семья». Дома они должны были подготовиться к работе над проектом «Моя семья»: нарисовать свою семью, или подобрать соответствующие фотографии, написать, как зовут членов их семьи, выяснить, какие традиции есть в их семье.
На следующем уроке мы продолжили работу по созданию проекта. Обсудили вопросы: Что объединяет всех членов семьи? Каковы признаки хорошей дружной семьи? Что такое семейные ценности? На уроке ребята работали с разными источниками информации (толковые словари, учебник, презентация учителя, раздаточный материал), учились самостоятельно находить информацию, работали по предложенному плану, самостоятельно отбирали личностно-значимый для них материал. Дети создавали семейное дерево, размещая на его ветках яблоки со словами, называющими ценности его семьи., презентовали свою работу ( рассказывали о своей семье), давали оценку и самооценку.
В ходе работы над этим проектом ученики узнали: что такое семья? Что объединяет членов семьи? Научились понимать учебные задачи, отбирать необходимый материал, рассказывать о жизни своей семьи, оценивать значение семьи для человека и общества.
Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся. Обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.
Все проекты выполненные ребятами хранятся в их личных портфолио в классе.
Игровые технологии
В своей педагогической деятельности я использую игровые технологии. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребёнка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности.
На каждом уроке я провожу различные виды игр, а иногда игра занимает весь урок. Игры помогают сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников.
Игра - небольшая ситуация, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Ситуация игры - это ситуации реальной жизни, а реализация ее определяется основным конфликтом. Основной конфликт - это соревнование, желание победить, мобилизовать мысль и энергию играющего, создает атмосферу напряженности. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала в игре есть элемент неожиданности. Для игры характерно спонтанность речи. То есть игра — ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
а) создание психологической готовности к речевому общению;
б) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
в) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.
Выделяют следующие виды игр: а) подготовительные (грамматические, лексические, фонетические, орфографические); б) творческие
Подготовительные игры используются в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.
Творческие игры обладают способностью дальнейшего развития речевых навыков и умений.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов:
а) подготовки учащихся;
б) изучаемого материала;
в) конкретных целей и условий урока.
Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке.
Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Все зависит от конкретных условий работы учащихся.
Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся. Она несет в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим.
Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, так как именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте использовала игры, совершенствующие слуховое восприятие: « Хлопки», «Твёрдый – мягкий», «Идём на День рождения». Для уроков математики – игры на отработку состава числа «Домики», «Собери ёлочку».
На уроках чтения и занятиях кружка «В гостях у сказки» использую игры-драматизации. Они формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребёнка. Знакомство с приёмом драматизации мы используем при инсценировки сказок.
Компьютерные технологии
Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
-как средство наглядности учебного процесса
- как средство разработки и подготовки различных в видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, тесты и другие виды работ)
Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:
- умение работать в группе;
- выслушивать мнение товарищей;
- высказывать своё личное мнение;
- создавать благоприятный психологический климат;
- создавать атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно-ориентированный.
Преимуществами использования информационных технологий на уроках в начальных классах считаю обогащение урока эмоциональной окрашенностью; психологическое облегчение процесса усвоения; возбуждение живого интереса к предмету познания. Также информационные технологии расширяют общий кругозор, позволяют представить учебный материал более доступно и понятно, способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении. Информационно-коммуникационные технологии применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНов, во внеклассной работе.
Сведения о курсах повышения квалификации в 2013-2014 г.
Тема: «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов».
Сведения о выполнении намеченных этапов работы
№ Этапы работы Сроки выполнения Результат
1 Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования. Сентябрь Выполнено
2 Продолжение изучения методической, педагогической и психологической  литературы. Октябрь – январь Выполнено
3 Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. В течение года Всероссийский конкурс-игра по математике Слон; (октябрь, 2013г). Всероссийская викторина Эрудит; всероссийская олимпиада по окружающему миру (Центр поддержки талантливой молодежи)(апрель, 2014 г.)
Районный конкурс экологической агитбригады (17.01.2014 г.)
4 Посещение семинаров. В течение года Областной семинар-форум «ФГОС: обсуждаем опыт решения инновационных задач». (14.04.2014г.)
5 Открытые уроки. Октябрь , апрель Обучение грамоте (чтение) «Буква Я – показатель мягкости согласного»11.12.2013г.
6 Выступление на заседании МО учителей  начальных классов по теме самообразование. По плану Май,2014 г.
8 Оформление результатов работы. Март Выполнено
9 Подведение итогов. Отчёт. Май Выполнено