Урок по истории Вводное занятие. Что изучает история( 5 класс)
Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Урок истории в 5 классе
Тема: «Вводное занятие. Что изучает история»
Провела: учитель истории и обществознания
Верхне –Гуторовского филиала
МБОУ «Полевской лицей»
Богданова О.С.
2015 г.
Тема урока: «Вводное занятие. Что изучает история»
Цель: создать условия для познавательной активности обучающихся и качественного усвоения знаний по данной теме.
Задачи:
Обучающая: сформировать у обучающихся представления о предмете история
Развивающая: развивать навыки работы с раздаточным материалом (письменными источниками); навыки межличностного общения в процессе групповой работы; развивать учебно-исследовательские умения обучающихся, критическое мышление; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее, за судьбу Планеты, Общества и Человека.
Здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная.
Групповая.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Частично-поисковый
Тип урока: усвоения новых знаний
Ход урока
I.Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам вспомнить занятия по окружающему миру.
«В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?
Как вы думаете? какая тема нашего урока?
(Ответы детей)
И так тема нашего урока «Что изучает история» (слайды)
Ребята! Как вы думаете, а какая цель нашего урока? (Ответы обучающихся)
Да, вы правы цель нашего урока, выяснить для чего нам этот предмет.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.
Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?
Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:
Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.
II. Актуализация знаний.
Недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории».
Задание: Покажите на карте и назовите части света.
Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.
Первичное усвоение новых знаний.
План
Знакомство с учебником.
Как работать с учебником
Что такое история
Откуда мы знаем, как жили наши предки.
1. «Как называется первый отдел всемирной истории?»
Задание: Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).
2.Работа с учебником с.с.6-7
3. Слово “история многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?
На основании сказанного учитель подводит итог:
История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.
Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества. Жизнь и деятельность людей в прошлом.
История делится на всемирную и отечественную. Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?
Учитель обобщает ответы:
Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны. Фронтальная беседа с классом
Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?
Примерные ответы: давний, старый.
Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.
История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.
4.Откуда мы знаем, как жили наши предки.
Исторические источники
Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.
Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.
Исторические источники (Устные, письменные и вещественные)
Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.
Вопрос: как люди находят исторические источники?
Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.
Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.
Первичная проверка знаний.
Фронтальная работа
Задания:
1. Распределите приведенные в учебники источники на вещественные и письменные.
Ребята, а сейчас закройте глазки посмотрите внутрь себя. Какие вы умные, какие вы хорошие. Вы молодцы. Откройте, закройте глазки, поморгайте.
Первичное закрепление.
Фронтальная работа.
2. Закончите предложения:
Археология изучает
История изучает
История Древнего мира – это
Составление синквейна «История»
Итак, на уроках Истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
П. с.6-8 записи в тетрадях
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ребята, вспомните все, о чем мы с вами говорили. Перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, выбрать любой вопрос и ответить.
Своей работой я:доволенне совсем доволеня недоволен, потому чтоСегодня на уроке янаучился...было интереснобыло трудномои ощущенияэтот урок дал мне для жизни
(слайд)
- Всем спасибо за урок!
15