Открытый урок Вводное занятие «Разрешите представиться»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район
Вводное занятие
«Разрешите представиться»
/ введение в образовательную программу дополнительного образования детей «Сорванцы» /
Составитель:
педагог дополнительного образования
Крючкова Ирина Алексеевна
ст. Камышеватская.
2012 г.
Цель: вызвать у детей интерес к театральному искусству и желание посещать театральный кружок
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с основными видами театра;
- познакомить с основными профессиями в театре;
Развивающие:
- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
- помочь овладению навыками коллективного взаимодействия и общения;
Воспитательные:
- вовлечь детей в творческий процесс;
- вызвать положительный эмоциональный настрой на занятия театральным искусством.
Занятие рассчитано на целевую аудиторию 10-15 лет
Оборудование:
- мультимедийное оборудование для демонстрации презентации
- парты и стулья (по количеству учеников)
Методический материал:
- презентация «Знакомство с театром»
- карточки с названиями животных
- фонограмма «Танец маленьких утят»
Действующие лица:
- Скоморох (педагог)
- ученики
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент. Знакомство
II.Основная часть: «Все тайны театра»
а) Введение. Знакомство с основными видами театра
б) - основные профессии в театре
- актёр – главный человек в театре
в) «Помощники» актёра
- игры-упражнения имитацию звуков, интонацию и выразительность речи
- игры-упражнения на жесты и движения
- пантомимы
г) закрепление материала:
- блиц-театр Сказка «Репка»
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент. Знакомство
Скоморох (педагог):
- Ну, здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
(дети здороваются)
- Нет, так дело не пойдёт,
У меня так настроенье пропадёт.
Кто же так здоровается? Ну-ка повторим:
- Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
(дети здороваются)
- Ну вот, уже лучше!
- А вы меня узнали?
(дети отвечают)
- Всё верно! Я – Скоморох, один из самых первых актёров на Руси!
А вот вас я совсем не знаю. Это не правильно. Срочно нужно познакомиться!
Но вас так много, что всех, боюсь не запомню. Как же быть? Знаю, придумал! Я – жуткий сластёна, поэтому, если вы скажете своё имя, а сразу после него назовёте какую-нибудь вкуснятинку (фрукт или сладость), начинающиеся на ту же букву, что и ваше имя, я обязательно запомню! Например: Маша-мармеладка. Договорились?
(дети представляются)
А теперь, когда мы с вами познакомились и подружились, я приглашаю вас в гости!
II. Основная часть: «Все тайны театра».
а)Скоморох (педагог):
Итак, я приглашаю вас в волшебный мир театра и игры!
(презентация «Знакомство с театром»)
Слайд№1
- Как хорошо, что есть театр!Он был и будет с нами вечно,Всегда готовый утверждать,Всё, что на свете человечно.Здесь всё прекрасно – жесты, маски,Костюмы, музыка, игра.Здесь оживают наши сказкиИ с ними светлый мир добра!
Слайд№2
- Существует несколько видов театра, и все они отличаются друг от друга, но у каждого из них есть свой зритель.
(далее идёт демонстрация слайдов, педагог их комментирует)
б)Скоморох (педагог)
- А сколько трудиться людей в театре! Всех очень трудно перечесть!
(презентация «Профессии в театре»)
Слайд№1
В театре есть, конечно, режиссер,Художник, бутафор, гример;Покажет вам, где что лежит,Ответственный за реквизит.
Поставит танцы балетмейстер,Займется голосом хормейстер,В оркестре на подбор таланты,Что дирижер, что музыканты,И просто в мире равных нету
Таким художникам по свету.
Слайд№2Ведут спектакли неизменноРабочий с машинистом сцены.Костюм подгонят по размеруС любовью наши костюмеры.Исправят хрипы, шумы, свистыВедущие спектакль радисты.За всем следит орлиным взоромНаш друг – помощник режиссера.
Слайд№3
Здесь слесари и столяры,Сантехники и маляры, уборщицы и билетеры,И коменданты, и вахтеры;Пожарный на посту не спитБуфетчицы и повара,Закройщицы и доктора,Кассир, бухгалтер и водитель,Ну и, конечно, добрый зритель!
Слайд№4
Во всех театрах всей страны Работы разные важны.Но все же, как тут ни крутись,А главный человек – артист
- Да, да, друзья, вы не ослышались! Главный в театре – это актёр!
в) Скоморох (педагог):
- Только вам я скажу по секрету:
Не один он делает это.
Есть у него помощники-друзья
С которыми сейчас вас познакомлю я.
А может вы сами догадаетесь, о ком, вернее о чём идёт речь?
Что помогает актёру органично сыграть свою роль?
(дети отвечают: мимика, выразительность речи, умение подражать, умение танцевать,
петь и т.д.)
- Я уверена, что в каждом из вас живёт артист! Не верите? Давайте проверим!
Конкурс «Хор зверей»
Сейчас мы с вами хором будем петь песенку «В траве сидел кузнечик». Но петь мы её будем на разных языках. Вы ведь настоящие полиглоты! Не верите, что знаете много языков? А я вам докажу! (ребята исполнят песню сначала как котята, потом как щенки, утята, поросята)
Конкурс «Скороговорки»
А сейчас, когда мы немножко размяли наше горлышко, я объявляю конкурс скороговорок
Конкурс «Расскажи мне про покупку»
А теперь вам нужно произнести фразу «Расскажи мне про покупку» с разной интонацией (дети по выбору педагога произносят фразу как: следователь прокуратуры, старенькая бабушка, капризный ребёнок, робот, злодей, клоун и т.д.)
Конкурс «Жесты»
Покажите жестами: «Иди ко мне», уходи отсюда», «Я тебя люблю», «Осторожно, там глубоко».
Конкурс «Передай предмет»
А сейчас, ребята, я приглашаю вас встать в круг. Мы с вами будем передавать друг другу предметы.
(фонограмма «Танец маленьких утят»)
Ребята по очереди передают друг другу воображаемые предметы (горячую картошку, тяжёлый кирпич, хрупкую статуэтку, котёнка, тарелку с супом)
Конкурс «Прогулочка»
А теперь я вас приглашаю на прогулку!
(фонограмма «Танец маленьких утят»)
Ребята ходят по кругу, меняя походку в соответствии с указаниями преподавателя (утята, медведи, пингвины, балерины, старики и т.д.)
Конкурс «Пантомима»
Вы уже пря как настоящие актёры! Ну-ка, давайте проверим, сможете ли вы точно донести до зрителя тот образ, который предписан вам ролью (педагог раздаёт ученикам карточки с названиями животных, которых те должны изобразить. Остальные ребята должны угадать, какого животного изображают конкурсанты)
- Что ж, можно сказать, что профессию актёра вы почти освоили, а значит – пришла пора ставить спектакль! (педагог выбирает ребят на главные роли, раздаёт им карточки со словами и описанием действий героев сказки).
Блиц-театр Сказка «Репка»Вызываются участники на роли: Репка, Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Когда ведущий читает текст сказки, каждый герой должен, услышав имя своего персонажа, сказать отведенные ему слова и сделать жест: Репка – «Ай, да я!» и руками показывает, какая она большая. Дедка – «Ох, радикулит!» и, согнувшись, держится за поясницу. Бабка – «Батюшки светы!» и при этом всплескивает руками. Внучка – «Ну, вот еще!» и ставит руки в боки. Жучка – «Гав! А косточку дашь?» при этом упершись руками в полусогнутые колени и виляя «хвостом». Кошка – «Поспать не дают! Мяу!» и потягивается, прогнувшись в спине. Мышка – «Ну, куда вам без меня!» и демонстрирует сильные бицепсы.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Скоморох (педагог):
- Ах, ребята, вы просто молодцы! Вы такие способные – настоящие артисты! Мне было с вами очень весело и интересно! А вам?
Понравилось ли вам путешествие в мир театра? Что вы узнали о театре? Давайте вспомним, какие театры бывают? Чем в театре занимается актер?
Для чего актеру необходимо быть внимательным? Для чего необходимо развивать сценическую речь? зачем актеру нужен грим, костюм, мимика?
В заключении, предлагаю вам подойти к этому листу и прикрепить на него соответствующую маску. Подумайте, какое настроение у вас сейчас, всё ли получилось? Понравилось ли вам занятие?
(дети при помощи клея клеят маски на лист ватмана)
- Очень хочется верить, ребята, что вы не станете «закапывать свой талант в землю», а наоборот – будете его развивать, постоянно совершенствуясь! А мы, педагоги дополнительного образования, обязательно вам поможем!