Вводное занятие по легкой атлетике в 5 классе


Конспект тренировочного занятия
Педагог (ФИО): Позднякова Валентина Александровна
Вид спорта: Легкая атлетика Группа: Младшая, спортивно-оздоровительная Возраст обучающихся: 10-11 лет
Тема тренировочного занятия: Изучение техники спринтерского бега
Вид тренировочного занятия, его место в тренировочном процессе (микро-, мезо, макроциклы): годичный макроцикл: подготовительное занятие, мезоцикл – базовый, обучающий, микроцикл - базовый.
Цель занятия: подготовка к соревновательному периоду, повышение уровня физической подготовки.
Задачи:
1. Обучение технике спринтерского бега: высокий старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
2. Развитие быстроты, координации, памяти, мышления.
3. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, интереса к занятиям физической культурой.
Место проведения тренировочного занятия: спортзал
Необходимый спортивный инвентарь: секундомер – 1 шт, мячи – 1 шт
Краткая характеристика группы:
уровень подготовки средний. Направление группы – спортивно-оздоровительное.

Вводно-подготовительная часть: 10 мин.
организация и активирование внимания занимающегося к занятию: в начале каждой тренировки производится построение, тренер объясняет цели и задачи текущего занятия, напоминает о технике безопасности во время занятий.
цели и задачи на данном этапе ТЗ: Подготовительная часть тренировки решает следующие задачи:
А) раскрепощение
Б) разогревание и подведение к основной нагрузке
В) «двигательная настройка»
Г) «психологическая настройка»
Д) педагогическая подготовка
возможные действия тренера-преподавателя в случае, если ему и обучающимся не удается достичь поставленных целей:
тренер определяет возможные причины, почему не удалось достичь поставленных целей, и корректирует соответственно свои действия и действия учащихся.

Деятельность тренера-преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационно-методические указания

Сообщает цели и задачи тренировки.
Ребята, сегодня вы пришли на первое занятие нашего объединения и конечно, вам хочется как можно больше узнать, чем же здесь занимаются
Легкая атлетика – спорт, придуманный детьми. Все мальчишки девчонки очень любят бегать на перегонки, соревноваться, кто выше прыгнет и кто дальше кинет. Это самые естественные подвижные игры для детей любого возраста. Поэтому, сами того не ведая, все вы ребята занимаетесь легкой атлетикой – самым популярным на нашей планете видом спорта.
Ребята, а какие виды легкой атлетики вы знаете? (дети отвечают)
Каких выдающихся легкоатлетов вы знаете? (дети отвечают)

- Построение


Кратко излагает технику безопасности во время занятия в спортзале (прил. 1), отвечает на вопросы, если есть.
- Слушают тренера, задают вопросы.


Следит за правильностью выполнения упражнений.
- Медленный бег 1000 м
Следить за работай рук, осанкой, дышать носом.


- ОРУ в движении
Соблюдать технику безопасности и правила выполнения упражнения.


- Беговые упражнения легкоатлета



- Прыжковые упражнения легкоатлета
Следить за техникой выполнения – постановка стопы, наклон туловища, приземления после прыжка, работа рук.


- Ускорения


Основная часть: 15 мин.

цели и задачи на данном этапе ТЗ:
1. Обучение технике спринтерского бега: высокий и низкий старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование.
2. Развитие быстроты, координации, памяти, мышления.
основные формы и методы организации деятельности обучающихся: Метод стандартного упражнения, игровой метод
методы мотивирования (стимулирования) активности обучающихся в ходе освоения нового учебно-тренировочного материала: простое и понятное изложение материала, формирование позитивных эмоций с помощью поощрения.
возможные действия тренера-преподавателя в случае, если ему и обучающимся не удается достичь поставленных целей: выяснение и анализ причин, корректировка действий.

Деятельность тренера-преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационно-методические указания

Круговая тренировка
Выполняют упражнения круговой тренировки


Объясняет технику выполнения низкого и высоких стартов, демонстрирует на примере выполнение высокого и низкого старта.
Дает команду «Построиться».
Дает команды:
- команды «На старт!»;
- команды «Внимание!»;
- команды «Марш!»
Выполняют команды тренера, следят за техникой, соблюдают технику безопасности.
Ученики построены в шеренгу. Знакомство с фазами спринтерского бега:
1) старт; 2) стартовый разгон (разбег);
3) бег по дистанции; 4) финиширование. По команде «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами). Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии. По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!». После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле. Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.

Объявляет упражнение «Стартовый разгон» - ускорение 8--10 м из различных исходных положений:
1) бег на месте;
2) с высоко поднятых стоп с носков;
3) с высокого старта
Выполняют упражнения, следуя указаниям тренера, соблюдают технику безопасности.
Бегун находится в согнутом положении.
С каждым новым шагом создается большая скорость движения вперед и уменьшается наклон туловища.
Обратить внимание на прямолинейность движения.

Объявляет упражнение «Бег по дистанции» 4*40м
Выполняют упражнение «Бег по дистанции», следуют указаниям тренера, соблюдают технику безопасности.
Нога ставится на дорожку упруго, с передней части стопы, на расстоянии 3343 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки стопы. Далее происходит сгибание в коленном и разгибание в голеностопном суставах. Полного опускания на всю стопу не происходит. Бегун, приходя в положение для отталкивания, энергично выносит маховую - ногу вперед-вверх. Выпрямление опорной ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и снижается скорость его подъема. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах. В полетной фазе происходит активное, возможно более быстрое сведение бедер. Нога после окончания отталкивания по инерции движется несколько назад вверх. Затем, сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз вперед, что позволяет снизить тормозящее воздействие при постановке ноги на опору. Приземление происходит на переднюю часть стопы.

Знакомит учащихся со способами финиширования:
- «бросок грудью»
- «плечом»
Внимательно слушают тренера, задают вопросы.


Заключительная часть: 5 мин.

Цели и задачи заключительной части занятия: снятие напряжения, успокоение организма, психологическое стимулирование, педагогическое заключение
формы и методы приведения функций организма к исходному состоянию до тренировки, снятия напряжения с мышц: с помощью расслабляющих упражнений
методы и критерии оценки достижения поставленных целей: метод наблюдения, опрос
возможные действия тренера-преподавателя в случае, если ему и обучающимся не удается достичь поставленных целей: выяснение и анализ причин, корректировка действий.
цель задания на дом: формирование правильной осанки учащихся.
цель самостоятельной работы для обучающихся: Воспитание трудолюбия, дисциплинированности, интереса к занятиям физической культурой.

Деятельность тренера-преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационно-методические указания

Релаксация «Бой с тенью»
Выполняют упражнение «Бой с тенью».
Два подхода по 15-20 сек.

-Закрыли глаза, отдых, ЧСС



Дате команду «Построиться». Подводит итоги: анализирует ошибки, поощряет успехи. Дает домашнее задание.
«Всем спасибо! Все свободны!
Жду на следующей тренировке!»
Построение. Слушают тренера, задают вопросы.
Домашнее задание –соблюдать режим дня.
Напоминает о ПДД (дорога рядом со школой).


Приложение 1
Требования безопасности во время занятий.
Учащийся должен:
- внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;
- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;
- выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.
Учащимся нельзя:
- покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
- толкаться, ставить подножки в строю и движении;
- залезать на баскетбольные формы, виснуть на кольцах;
- жевать жевательную резинку;
- мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
- выполнять упражнения с влажными ладонями;
- резко изменять направление своего движения.
Приложение 2
ОРУ в движении
1) И. п. (исходное положение): основная стойка.
Счет:
1 - шаг левой, правую руку вперед;
2 - шаг правой, левую руку вперед;
3 - шаг левой, руки с силой согнуть в локтях;
4 - шаг привой, руки вниз;

2) и. п.: основная стойка, руки к плечам.
Счет:
1 – шаг левой, руки вверх;
2 –шаг правой, руки к плечам;
3 –шаг левой, руки вверх;
4 -шаг правой, руки к плечам;

3) и. п.: основная стойка, руки в стороны
Счет:
1 - шаг левой, наклон влево, правую руку вверх, левую за спину;
2 - шаг правой, выпрямиться и наклон вправо, левую руку вверх, правую за спину

4) и. п.: основная стойка.
Счет:
1 - выпад левой вперед, дугами вперед руки вверх;
2 - вставая на левой и приставляя правую, наклон, вперед согнувшись, руками коснутся земли;
3 - выпрямляясь, выпад правой вперед, дугами вперед руки вверх;
4 - вставая на правой и приставляя левую, наклон, вперед согнувшись, руками коснуться земли

5) и. п.: основная стоика, руки перед грудью.
Счёт:
1 – шаг левой, поворот туловища налево;
2 - шаг правой, обратным движением вернуться в и.п. и поворот туловища направо;
3 - шаг левой, наклон вперед, правой рукой коснуться левого носка, левую руку в строну
назад;
4 - то же, начиная движение с правой ноги и поворачивая туловище в левую сторону.
Приложение 3
Беговые упражнения легкоатлета

1) Семенящий бег – бег небольшими шагами. Нога становится на носок с последующим слегка заметным касанием пяткой, опорная нога полностью выпрямляется.
2) Бег с высоким подниманием бедра (бег может выполняться в переменном темпе). При отталкивании опорную ногу надо полностью выпрямить, не отклонять туловища назад, не разводить колени в сторону.
3)Бег с захлёстыванием голени;
4) Бег на месте в упоре с высоким подниманием бедра (в среднем и быстром темпе).
5) Бег прыжками с полным выпрямлением толчковой ноги.
6) Бег с высоким подниманием бедра и быстрым опусканием с загребающим движением голени вниз – назад.
7) Размашистые движения руками, как при беге - «имитация».
8) Бег скачками на одной ноге.
Дистанция 20 метров – ученики выполняют в двух колоннах и обратно идут шагом
Приложение 4

Прыжковые упражнения
Развитие скоростно-силовых качеств.

1) Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком двумя. 3-4 серии по 16-18 м.
2) Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.
3) Подскоки на одной, поочередно на левой и правой ноге, другая на опоре (гимнастическая скамейка). 4 серии по 15 раз.











15