конспект урока Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДАЦели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выполнить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.
Ход урокаI. Организация урока.Приветствие.
Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
II. Вступление.Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом - это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшествия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу того, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.
Семья, дом - это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас - подрастающего поколения. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье - это не только квадратные метры, обои, светильники. Это прежде всего отношения между живущими в нем людьми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.
Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом - это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой - единственный и неповторимый - домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.
III. Ознакомление с планом работы на учебный год.Учитель. Целью обучения на уроках технологии в этом учебном году является передача вам знаний и навыков, необходимых в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни: планирование семейного и личного бюджета, грамотное пользование электроприборами, умение правильно организовать интерьер своей квартиры, делать мелкий ремонт и т. д.; развитие ваших личных качеств, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.
Совершенство технологий, как известно, проверяется их экономичностью. Осваивать базовые понятия экономики вы будете на примере экономики семьи.
Как преобразить интерьер своего дома, сделать его неповторимым, удобным, вы узнаете при изучении темы «Дом, в котором мы живем».
А какие красивые изделия могут украсить ваше жилище, если вы освоите технологию художественной вышивки!
Электротехника - это традиционно удел мужчин. Но наши квартиры, дома так электрифицированы, что знание основ электротехники необходимо и женщине, чтобы пользование электроприборами было для вас лично безопасно, а для вашего кошелька не разорительно. Поэтому большое внимание мы уделили вопросам охраны труда при проведении ремонтных работ и эксплуатации электроприборов.
Выполнение творческой работы - это важная проба сил, позволяющая реализовать ваши замыслы и проверить возможности. По сравнению с предыдущими, сложность проектов увеличивается. Вам будет предложено выполнить творческие проекты по каждому из разделов технологии: «Семейная экономика», «Художественная обработка материалов», «Дом, в котором мы живем», «Электротехнические работы».
Просмотр лучших творческих проектов учащихся.Учитель показывает лучшие творческие проекты учащихся, выполненные в предыдущие годы, и кратко знакомит с основными требованиями к проекту.
Инструктаж по охране труда.1. Прове дение первичного инструктажа по охране труда учащихся в кабинете «Технология».
Первичный инструктаж учитель проводит по следующей программе:
ознакомление учащихся с назначением, оборудованием кабинета, опасными и вредными производственными факторами;
наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты для занятий в кабинете;
анализ травматизма учащихся в кабинете за прошедший год и рассказ о правилах безопасного поведения в кабинете, общих требованиях безопасности оборудования;
действия учащихся в различных аварийных ситуациях, при возникновении несчастных случаев;
основные приемы оказания первой доврачебной помощи;
порядок обучения и проверки знаний учащихся по охране труда;
санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при занятиях в кабинете «Технология».
2.Проверка знаний у ч а щ и х с я по охране труда.
Опрос учащихся может проводиться по карточкам (см. Приложение к уроку).
По окончании опроса учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда.
VI. Подведение итогов.Заключительное слово учителя.
Многое вы сможете узнать на уроках технологии в этом учебном году: как рационально организовать домашний труд, вести домашнее хозяйство экономно, как быстро и красиво обставить свою квартиру, выполнить мелкий ремонт.
Итак, к делу! Будем учиться создавать пространство для семейных радостей, дом, в котором будет тепло вам и всем вашим родным. Ведь дом, квартира - это вселенная, которую человек строит для себя и своей семьи. Ну а в помощь к знаниям, полученным на уроке, неплохо взять воображение, фантазию, творческий порыв.
Приложение к уроку 1
ИНСТРУКЦИЯ по охране труда учащихся в кабинете «Технологии» 1 Общие положения
Кабинет технологии предназначен для обучения учащихся, начиная с 5-го класса, изготовлению различных изделий из ткани и других материалов.
Опасные факторы:
травмирование глаз;
порезы;
термические ожоги;
поражение электрическим током.
Общие правила поведения учащихся в кабинете технологии:
входить в кабинет только с разрешения учителя, перед началом работы надеть спецодежду;
каждый учащийся должен работать только за своим рабочим местом, менять рабочее место можно только с разрешения учителя;
начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;
нельзя отвлекать работающих одноклассников;
после окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место;
при получении травмы учащийся должен немедленно обратиться к учителю.
При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
2 Требования безопасности перед началом работы
Надеть спецодежду и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
Проверить исправность оборудования.
3 Требования безопасности во время работы
3.1 Постоянно следить за исправностью оборудования и не работать при снятых или неисправных ограждениях, обеспечивающих безопасность труда.
Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования.
Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.
Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Выполнять работу нужно согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
подходить к оборудованию без разрешения учителя; выносить из кабинета материалы, инструменты, работать без спецодежды и средств индивидуальной защиты.
4 Требования безопасности в аварийных ситуациях
При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента или создании аварийной обстановки при выполнении работ необходимо немедленно прекратить работу, поставить в известность учителя, предупредить работающих об опасности.
При возникновении пожара сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации и покинуть помещение согласно плану эвакуации вместе с учителем.
При получении травмы немедленно сообщить об этом учителю, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
5 Требования безопасности по окончании работы
Выключить электроприборы, оборудование.
Привести в порядок рабочее место.
Сложить инструменты и материалы в отведенные для этого
места.
Снять спецодежду.
Вымыть руки с мылом.
ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшему
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:
в кабинетах СБО;
в школьных мастерских;
в спортивном зале;
в учительской и приемной.
В случае поражения электрическим током необходимо:
Освободить пострадавшего от действия тока:
отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;
перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;
отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
Вызвать скорую медицинскую помощь.
Оказать первую медицинскую помощь:
уложить пострадавшего на подстилку;
распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт;
обрызгать лицо и шею холодной водой;
растереть грудь и конечности спиртом;
при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.
При отравлении угарным газом необходимо:
вынести пострадавшего на свежий воздух;
поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
при необходимости применить искусственное дыхание;
после восстановления дыхания дать валериановых капель.
При порезах необходимо:
при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;
промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фураци- лином);
обработать рану йодом;
наложить повязку;
при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.
При ушибах:
положить на место ушиба холодный компресс;
забинтовать ушибленное место.
Ожог термический:
смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
-забинтовать.
Ожог едкими щелочами:
обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;
смазать борным вазелином;
наложить марлю или вату;
забинтовать.
Ожог кислотами:
обильно смочить обожженное место раствором соды;
наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
покрыть ватой, забинтовать.
Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:
В аптечке должно находиться:
Перевязочные материалы:
бинты;
вата;
индивидуальные перевязочные пакеты;
лейкопластырь;
пакеты со стерильными медицинскими салфетками.
Кровоостанавливающий жгут.
Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомыми.
Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.)
5-% спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.)
Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.)
Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.)
Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений, смазывания кожи.)
Активированный уголь. (Для лечения различных острых отравлений.)
Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.)
Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.)
Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.)
Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.) Перевязочный материал и лекарственные препараты следует периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.
Карточка № 1/ТБПеред началом работы на швейной машине с электроприводом необходимо проверить:
а)электрический шнур;
б)платформу;
в)иглу;
г)заправку нити.
При работе с элекгроутюгом нельзя:
а)ставить утюг на подставку;
б)включать утюг мокрыми руками;
в)ставить утюг вертикально;
г)оставлять утюг без присмотра.
При работе с иглой нельзя:
а)работать прямой иглой;
б)хранить иглу в одежде;
в)отрывать нитку руками;
г)хранить иглу в подушечке;
д)работать ржавой иглой;
е)хранить иглу с ниткой.
Карточка № 2/ТБКакую первую помощь необходимо оказать пострадавшему от ожога?
а)наложить стерильную повязку;
б)проколоть вздувшийся пузырь;
в)промыть пораженный участок кожи под струей холодной
воды;
г)обратиться к врачу.
Какую первую медицинскую помощь необходимо оказать при порезе?
а)промыть рану водой;
б)смазать поврежденные места раствором йода;
в)наложить стерильную повязку.
Какую помощь оказывают при ушибе?
а)приложить к ушибленному месту холодный предмет;
б)смазать ушибленное место раствором йода;
в)наложить стерильную повязку.
4. Что нужно сделать со сломанной иглой?
а)выбросить;
б)собрать сломанные части, показать учителю;
в)сообщить учителю о поломанной игле.
Дополнительный материал.
Безопасность на уроках трудового обучения
Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различных видов работ, подготовка к будущей профессии происходят на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, занятия по технологии отличаются повышенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.
Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:
плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;
несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудовой дисциплины;
недостаточный уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безопасности, опасные технологии;
отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или не использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;
недостаточная требовательность преподавателя в вопросах соблюдения инструкций и требований техники безопасности;
ошибки в организации рабочего места: нарушение норм проходов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;
отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспособлений;
необеспеченность мастерских защитными устройствами от поражения учащихся электрическим током.
Наибольшее количество травм на уроках труда школьники получают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инструкций и требований техники безопасности.
3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в щколое № 74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса убирали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конструкция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одноклассник получил перелом основания черепа.
11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6 класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголенные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напряжением. Подросток скончался на месте.
5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без присмотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.
К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инструкций и требований техники безопасности.
Общие требования безопасности на уроках трудового обучения
Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасности и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инструкций.
Не заходить в учебные и производственные помещения без разрешения преподавателя.
Приступать к выполнению работы только после прохождения инструктажа.
При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.
Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.
Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподавателя.
Не мешать работе других школьников.
Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.
О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появлении опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.
При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать организованно, оказывать помощь пострадавшим.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРЕМЕНАХ
Отдых учащихся в течение учебного дня обеспечивается в перерывах между занятиями на переменах. Результаты анализа школьного травматизма показывают, что большинство травм в школе происходит во время перемен. В основном травмы являются следствием нарушений дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники «взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям.
Общие требования безопасности на переменах
Не нарушать дисциплину.
Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже незначительное падение на таком твердом покрытии может привести к серьезной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.
Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбидных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шалости» являются главной причиной потери зрения школьниками.
Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.
Не пытаться самостоятельно проникнуть на территорию хозяйственной и учебно-опытной зоны, в подвалы, люки, на чердаки, в технические помещения. В этих местах обычно расположены коммуникации, котельная, трансформаторная подстанция, устройства и механизмы, представляющие опасность для здоровья школьников.
Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, высотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловкого движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.
Не дразнить животных, оказавшихся на территории школьного участка.
Не подходить близко к котлованам, траншеям, открытым люкам,
ямам.
Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.
Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.
Избегать опасностей, прогнозировать их развитие и выживать в них.