Урок математики в 3 классе на тему : Единицы измерения времени : сутки
Цели урока:
познакомить с новой единицей измерения времени – сутками;
закрепить представление о временной последовательности событий;
закрепить знания о ранее изученных единицах измерения времени;
учить читать информацию, представленную в виде модели круговой диаграммы;
развивать внимание, зрительную и слуховую память, сообразительность, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, интерес к математике;
воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование: учебник “Математика” 3 класс. Часть 1. М.: Баласс, модель циферблата, текст пословицы, иллюстрации Московского Кремля, Кремлёвских курантов, тест «Проверь себя», таблица с буквами для учащихся и для работы у доски, карточки для индивидуальной работы, запись боя Кремлёвских курантов.
Ход урока.
I. Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок,Начинается урок!Подравнялись, подтянулись,Сели тихо, улыбнулись.
II. Минутка чистописания.
– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?
– Что вы можете сказать о числе 25?
(Число 25 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 2 и 5, соседи 24 и 25.В числе 25 всего 25 единиц, из них 5 отдельных единиц и 2 десятка. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 5.)– Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 2 и 5?
– Пропишите полученные числа. (55, 52, 22, 25) (на двух строчках)
III. Актуализация знаний
Я мигнул, и в тот же миг предо мною гном возникПо прозванью гномик Миг.Не успел я и мигнуть и промолвить что – нибудь,
Он мелькнул и вновь пропал.Я мгновенье подождал – снова гнома увидал.Я мигал, и то и дело он являлся, пропадал...Так минута пролетела.
– Сколько раз в течение одной минуты появлялся гномик Миг? (60 раз)
– Кто этот гномик? (Секунда).
– Что такое секунда? (Единица времени)
– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
На доске запись: Единицы времени…
– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему “Единицы времени”.
– Что мы уже знаем по этой теме? (Единицы времени – час, минута, секунда,1 час = 60 мин.,1 мин. = 60 сек)– А почему, как вы думаете, после слов “Единицы времени” стоит многоточие?
(Сегодня на уроке узнаем что-то новое)
– Но сначала я предлагаю вам отгадать слово, которое поможет определить тему урока.
Одновременно 6 человек работают с тестом «Проверь себя».
Цель: проверка понимания детьми смысла математических выражений.
Приложение 1На доске
Результаты вписываются по мере вычислений.
У учащихся
А С О Т И М У РК Е
Результаты вписываются одновременно на доске и на листочках учащихся.
К доске выходит ученик, который первым вычислил результат.
А С О Т И М У РК Е
72 3 32 45 75 36 19 100 65 84
– Прослушайте задачи в стихах, выполните вычисления и запишите результаты в таблицу.
У стола 4 ножки. А вопрос таков:Сколько вместе будет ножек у 17 столов?
30 минут Вера решала 10 примеров.Сколько минут на каждый примерПотратила наша Вера?
16 пар танцуют польку, а всего танцоров сколько?
У Иришки 3 ириски, а у Гоши – в 14 раз больше.Дайте – ка быстро ответ: сколько всего конфет?
Гуляли по аллейке куриные семейкиУ каждой мамы- квочки два сына и лапочка дочка.Сколько всего цыплят, если квочек —25?
Мышка зёрна собирала, по три зёрнышка таскала,Принесла двенадцать раз. Каков мышкин стал запас?
Поровну нужно поставить Янке 38 машин на 2 стоянки,38 игрушечных автомобилей.Как бы вы эту задачу решили?
Два второклассника – Коля и Толя –Вместе находят периметр поля.Ты помоги вычисленьем ребят,Если известно, что поле – квадрат,25 метров – длина стороны,И никаких нет данных других.
13 расписных матрешек,В каждой пять дочурок-крошек.Если бы все дочки рядом встали,Сколько б вы их насчитали?
Полюбуйтесь – ка вы сами: мчатся тройки с бубенцами.Сосчитать коней попросим, если троек — 28.
– Запишите нечётные числа в порядке возрастания. (Одновременно работа идёт у доски)
– Какое получилось слово? (Сутки)
А С О Т И М У РК Е
72 3 32 45 75 36 19 100 65 84
3 19 45 65 75
С У Т К И
IV. Постановка проблемы. Целеполагание– Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сутки)
– Какая задача урока? (Познакомиться с новой единицей времени – сутками, узнать чему они равны).
На доске выполнена запись:
«День и ночь – сутки прочь»
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
V. Гимнастика для глаз.
Рисуем глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами по сторонам его веди.
Нарисуй теперь квадрат.
Получилось? Очень рад.
Зажмурь глаза, открой
И вот – работа нас зовёт вперёд!
VI. «Открытие» нового знания
– Герой нашего учебника Веня в течение дня сделал несколько рисунков. Какое время
показывают стрелки механических часов на рисунках Вени.
На доске Приложение 2– Можете ли вы сказать, глядя на рисунки, утром или вечером они сделаны?
– Когда начинается новый день? (0 часов, 0 минут – полночь)
– Как люди нашей страны узнают о начале нового дня?
Приложение 3Приложение 42 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
– Давайте послушаем бой Кремлёвских курантов. Приложение 5Куранты бьют 12 раз – день закончен, и секундная стрелка с первым шагом вперёд по циферблату начинает отсчёт нового дня. Через 12 часов – Куранты снова бьют 12 раз – это полдень – прошла половина суток и через 12 часов – полночь – сутки прошли. Часовая стрелка сделала два оборота по циферблату.
– Прочитаем текст учебника (стр. 92).
– Если ваши сутки начнутся в 10 (7) часов ( вы проснулись в это время), то когда они закончатся?
– Сутки приравниваются к дням. Сутки, день – это синонимы.
– Что ты делал в течении вчерашнего дня или Что ты делал в течении вчерашних суток?
VII. Первичное закрепление
1. Фронтальная работа
№ 2, стр. 92
– Как по-разному можно прочитать время на данных часах?
№ 3, стр. 93
– Возьмите модель циферблата и покажите время изображённое на электронных часах из
№ 3
2. Выполните работу на карточках, которые лежат у вас на парте.
Приложение 6VIII. Физминутка.
По дорожке, по дорожкеСкачем мы на правой ножке.И по этой же дорожкеСкачем мы на левой ножке.По тропинке пробежим.До лужайке добежим.На лужайке, на лужайкеМы попрыгаем как зайки.Стоп. Немножко отдохнём.
IX. Самостоятельная работа в парах
№ 4, стр. 93 (Учащиеся используют модель циферблата)
Запись ответов в столбик в тетрадь:
24 часа
8 часов утра
1 час 30 минут; 90 минут
12 часов
X. Повторение и закрепление изученного№ 5, стр. 93
а) решение у доскиб, в) самостоятельное решение
№7, стр. 93
– Скажите, какую часть суток Алиса занималась каждым делом?
– Чему эта часть равна?
XI. Итог урока
– По какой теме мы сегодня работали на уроке?
– Что показалось трудным?
– Что считаете самым интересным?
XII. Домашнее задание
Стр. 93, № 6