Разработка урока по всемирной истории Германия в XI- XV веках (7 класс)
Краткосрочное планирование
по всемирной истории средних веков для 7 класса
по теме: « Германия в 11-15 веках»
Тема урока:
Германия в 11-15 вв.
Программный материал.
Германия в в ХІ-ХV веках. Политическая раздробленность Германии. Германское рыцарство. Свободные города. Церковные центры Германии.
Тип урока
комбинированный
Вид урока
Урок-практикум
Цель урока:
Раскрыть особенности германского государства, сравнивая с ранее изученными государствами - Англией и Францией.
Образовательная задача:
Учащиеся будут иметь представление об особенностях развития Германии в 11-15 веках, объяснят роль свободных городов и католической церкви в развитии германского государства, сравнят исторические процессы развития государств в Германии, Англии и Франции и вынесут суждение о раздробленности Германии как её главной особенности.
Развивающая задача:
Создать учебную ситуацию для развития навыков самостоятельного и творческого мышления, умения извлекать информацию при работе с текстом учебника и видеоресурсом, способствовать формированию умения анализировать исторический процесс развития государства, выделять главное, сравнивать, делать выводы, творчески применять знания в учебной ситуации.
Воспитательная задача:
Обеспечить условия для формирования активной гражданской позиции на примере борьбы городов за независимость и борьбы народа против произвола католической церкви
Результат обучения для ученика А:
ученик А - понимает и объясняет особенности развития Германии, сравнивает с ранее изученными государствами, делает выводы, приводит примеры, дает оценку исторической личности Оттона I, творчески использует новые знания при составлении рассказа от имени исторического персонажа
Результат обучения для ученика Б:
ученик Б - понимает и объясняет особенности развития Германии, видит различия в становлении государства в Германии, Англии и Франции, запомнит основные имена и даты, творчески использует новые знания при составлении рассказа от имени исторического персонажа при внешней поддержке.
Результат обучения для ученика В:
ученик В - понимает и объясняет что Германия оставалась раздробленной страной, выделяет ключевые определения, даты, имена.
Основные ключевые идеи:
Диалоговое обучение, ИКТ, критическое мышление
Источники, оборудование.
Учебники по всемирной истории 7 класс, тетради, раздаточный материал (Приложение 1,2), презентация (Google -сервис с выходом в интернет, ссылка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
Методы:
Практический, проблемный, частично-поисковый, творческий
Этапы урока
Время
Деятельность учитель
Деятельность учеников
1. Орг. момент
2 мин.
Предлагает определить цель урока, правила работы в группе
Формулируют цель урока, правила своей деятельности в группе
2.Проверка знаний учащихся.
2 мин.
1.Организует работу в парах по повторению ранее изученного материала.
1.Проводят взаимоопрос
5 мин.
2. Организует устную работу в группах с раздаточным материалом (Приложение 1).
2.Работают в группе, выполняют задания.
5 мин.
3. Предлагает представить результаты работы.
1 гр.
2 гр.
3 гр.
4 гр.
1 зад.
2 зад.
3 зад,
4 зад.
3. Отвечают на вопросы. Ребята других групп дополняют, корректируют ответы.
6 мин.
4.Организует письменную проверочную работу
(Приложение 2)
4. Классифицируют исторический материал по истории Франции и Англии.
Проводят взаимопроверку, набранные балы переводят в оценку.
1 мин.
5.Предлагает подвести итог этапа повторения.
5. Объясняют, что схожего было в истории Англии и Франции.
2.Изучение нового материала.
План.
1. Особенности государственно - административного развития Германии.
2.Германские рыцари.
3.Свободные города.
Проблема урока: Что отличало Германию от изученных вами ранее Англии и Франции?
(слайд 1,2, 3)
Осмысляют проблему, настраиваются на мыслительную деятельность
5 мин.
1) Организует работу с учебником §15 по составлению словаря новой темы.
(слайд 4)
1) самостоятельно находят, кратко формулируют и выписывают из учебника новые термины: Священная Римская империя, «Золотая булла», рыцари, Тевтонский орден, ратуша, коммуна, Ганза, индульгенция, еретики.
6 мин.
2) Организует просмотр видеоресурса (презентация слайд 5,6) «Оттон 1 - император Священной Римской империи» и работу с вопросами викторины (Приложение3) к видео.
2) изучают материал видеоресурса презентации, осмысляют, отвечают на вопросы викторины.
3 мин.
3) Организует работу с анимированной картой (слайд 7)
3) анализируют данные анимированной карты, делают выводы:
Как менялась территория Священной Римской империи?
В каком веке это государство достигло своего расцвета?
Когда наблюдается упадок?
4 мин.
4) организует работу с текстом учебника (слайд 8)
Организует обсуждение проблемы урока.
4) Изучают текст п.1 на с. 71-72, делают вывод
В чем отличие государства Священной Римской империи от государств, образованных в Англии и Франции?
3.Закрепление
6 мин.
1) Организует творческую групповую работу по применению новых знаний
Придумывают небольшой рассказ о развитии Германии от имени
1гр.
от имени рыцарей (cтр. 72-73)
2гр.
от имени жителей города (cтр.73-74)
3гр.
от имени церковных служителей
cтр.74
4гр.
от имени Оттона 1 §15
2) презентуют результат работы группы
3) взаимно оценивают прием «Две звезды и одно пожелание»
2 мин
Выставляет и комментирует
оценки за урок
Выставляют оценки в дневники
5.Рефлексия
2 мин
Проводит опрос учащихся
(слайд 10)
Отвечают на вопросы:
- Мне понравилось
-Было трудно
-Меня удивило
-Урок научил меня
-Я понял, что
6.Домашнее задание
1 мин.
Объясняет домашнее задание. (слайд 11)
§15, устно вопросы.
Творческое задание на выбор:
1)составить кроссворд, используя словарь к теме
2)выйти по ссылке http://goo.gl/j26a7k и принять участие в коллективном коллаже «Германия в ХІ-ХV веках, в комментариях отметить Ф.И. участника работы.
Записывают д/з в дневник, уточняют содержание творческих заданий
Приложение 1.
Англия в XI -XV веках.
1.Объясние даты, термины, имена.
1066 г., 1086 г., 1215 г., 1265 г., 1381 г., 1455-1430 гг., Вильгельм Завоеватель, Генрих II Плантагенет, Тюдор VII, «Книга Страшного суда», «щитовые деньги», «Великая хартия вольностей», парламент, война Алой и Белой Роз.
2.Завершите схему
Парламент ( . г.)
В какой стране ещё возник сословно-представительный орган?
Что его отличает от английского парламента?
3.Завершите таблицу.
Причина
?
?
?
Событие
Принятие «Великой хартии вольностей»
( г.)
Крестьянское
Восстание под предводительством Уота Тайлера (... г)
Война Алой и Белой Роз
(. гг.)
Следствие
?
?
?
4.Смоделируйте ситуацию? Что было если бы
Генрих II Плантагенет не провел в Англии свои реформы
не было восстания под предводительством Уота Тайлера
не был создан Английский парламент
Приложение 2.
Соотнесите даты, факты, термины, имена со странами
(подставьте цифры, некоторые подходят для обеих стран)
Англия
литжвдалиыжщдлтыждвтдтт
Франция
1.Создание централизованного государства
2.Жакерия
3.Вильгельм Завоеватель
4.Генеральные штаты
5.Столетняя война
6.«Книга страшного суда»
7.Филип IV Красивый
8.Парламент
9.Восстание 1358 года.
10.«Великая хартия вольностей»
11.Жанна д, Арк
12.Восстание 1381 года
13.Война Алой и Белой Роз
14. 1337-1453 гг.
15. 1455-1485 гг.
16.Гильом Каль
17.Уот Тайлер
18.Усиление королевской власти.
Ответы: Англия: 1,3,5,6,8,10,12,13,14,15,17,18
Франция:1,2,4,5,7,9,11,14,16,18
Перевод баллов в оценку.
Количество баллов
22-20
19-16
15-11
10 и менее
оценка
5
4
3
2
Приложение 3 .
Викторина к фильму «Оттон 1 - император Священной Римской империи»
1) на кого опирался в управлении государством Оттон I Великий?
2) на что была направлена политика Оттона I Великого?
3) какие территории вошли состав Священной Римской империи?
4) какую власть сосредоточил германский император в своих руках?
5) докажите, что император Оттона I обладал большим могуществом
6) каково значение деятельности императора Оттона I Великого?
Краткий анализ урока.
Урок был проведен 26.11. 2015 года в 7А классе. Класс со средними способностями, но имеет достаточно высокую мотивацию к предмету. В ходе урока учащиеся получили представление об особенностях развития Германии в 11-15 веках, назвали главные её отличия от государств во Франции и Англии (раздробленность, отсутствие централизованного государства, сословного представительства, значительное влияние католической религии и др.). Предложенные виды деятельности способствовали развитию коммуникативных навыков, продуктивному взаимодействию в группе, паре. Созданная учебная ситуация стимулировала развитие навыков критического мышления: умение анализировать исторические явления, выделять главное, сравнивать, делать выводы. Важным элементом урока была учебная ситуация, направленная на развитие речи учащихся: умение высказывать свои суждения, анализировать и корректировать ответы одноклассников. Познавательной активности учащихся способствовало использование видеоресурса, интерактивной карты, задания творческого характера, в частности участие в работе по созданию коллективного коллажа по изученной теме. В ходе урока использовались такие виды оценивания как - взаимооценивание, формативное оценивание «Две звезды и одно пожелание». Урок был насыщенным, весь урок сохранялась высокая активность учащихся. Однако этап рефлексии показал, что часть ребят испытывала затруднения при выполнении творческого задания на этапе закрепления.
.. - ..
Епископы, аббаты, знатные феодалы, лица, приглашенные королем
.. - ..
Избирались рыцари и представители от каждого крупного города
15