Зачётная работа по теме:Формирование ИКТ-компетентности первоклассников через реализацию образовательной программы внеурочной деятельности Мой проект
«Формирование ИКТ - компетентности обучающихся в условиях новых требований ФГОС»
по теме:
" Формирование ИКТ-компетентности первоклассников
через реализацию образовательной программы
внеурочной деятельности «Мой проект».
2016 г.
Пояснительная записка
В результате изучения всех без исключения предметовна ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Цель: формирование умений по созданию, поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ - технологий
Задачи:
Освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы на ПК.
Познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Освоить с учащимися навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
Научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.
В связи с этим модель ИКТ-компетенции включает в себя следующие компоненты:
- способность использовать инструменты ИКТ для определения необходимой информации;
- умение извлекать и собирать необходимую информацию (умение обеспечить к ней доступ);
- умение применять информацию (управление);
- умение интерпретировать информацию, обобщать, сравнивать и противопоставлять данные (интегрирование);
- умение выносить суждение о качестве, полезности и важности информации (оценивание);
- способность генерировать, адаптировать и разрабатывать информацию (создание);
- способность передавать информацию в доступном для других виде (сообщение, передача информации в электронном виде соответствующей аудитории в т.ч.).
Выполнение вышеперечисленных задач позволит учащимся уверенно владеть всеми составляющими навыками ИКТ-компетенции для решения возникающих проблем и вопросов сферах учебной и иной жизнедеятельности. При формировании учащихся навыков, умений и знаний, включенных в модель ИКТ-компетенции, образовательное учреждение выполняет подготовку учеников к успешной жизни в современном информационном обществе, обеспечивая также интеграцию начальной и основной ступеней образования в условиях внедрения ФГОС.
Информационнокоммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Формирование ИКТкомпетентности обучающихсяВ условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационнообразовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационнокоммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТкомпетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел, который определяет необходимые для этого элементы ИКТкомпетентности.
Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационнообразовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
В ИКТкомпетентности выделяется учебная ИКТкомпетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТкомпетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТкомпетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.
При освоении личностных действий формируются:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:
оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
поиск информации;
фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
создание простых гипермедиасообщений;
построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
обмен гипермедиасообщениями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся происходит в рамках системнодеятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТкомпетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.
Целенаправленная работа по формированию ИКТкомпетентности может включать следующие этапы (разделы).
Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.
Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флешкарт).
Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов.
Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов территории. Создание диаграмм и деревьев.
Редактирование сообщений. Редактирование текста фотоизображений и их цепочек (слайдшоу), видео и аудиозаписей.
Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и «ленты времени». Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).
Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.
Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах с использованием фото или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.
Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.
Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ — электронной почты, чата, форума, аудио и видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТподдержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.
Основное содержание работы по формированию ИКТкомпетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТкомпетентности было непосредственно связано с его применением. Тем самым обеспечиваются:
естественная мотивация, цель обучения;
встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.
При этом специфика ИКТкомпетентности заключается и в том, что зачастую сам учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТкомпетентности. Поэтому естественным образом создаётся контекст, в котором учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».
Распределение материала по различным предметам не является жёстким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Предлагаемое в данной программе распределение направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.
Вклад каждого предмета в формирование ИКТкомпетентности обучающихся (примерный вариант)«Русский язык», «Родной язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные.
Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.
Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.
Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинноследственных и временны´х связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
«Технология». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайдшоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Образовательный Стандарт формулирует ряд требований к изучению окружающего мира, одно из которых – ИКТ в достижении предметных результатов – для данного раздела является ключевым. Речь идет об освоении заявленных в предметных результатах освоения основной образовательной программы «доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.; получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)».
Специфика предмета «Окружающий мир» позволяет успешно формировать ИКТ-компетентность учащихся. Содержание предмета успешно осваивается с использованием технологий фиксация информации (тексты, фото-, видео-, аудио - и другие виды информации) о внешнем мире и о самом себе. Инструментами ИКТ в данном случае являются фото - и видеокамеры, микрофон, школьные переносные лаборатории, цифровые датчики, цифровой микроскоп. С помощью этих инструментов может осуществляться планирование и проведение несложных наблюдений, опытов, сбор числовых данных. Практически каждая тема курса «Окружающий мир» может изучаться в процессе создания соответствующих ей информационных объектов. Для этой цели могут быть использованы описанные ниже технологии.
Технология сбора данных
Метапредметные результаты: формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира, бесед с интересными людьми, родственниками, специалистами в различных областях знания. Предметные результаты: освоение практических способов сбора различных типов данных, обеспечивающих формирование адекватных представлений об окружающем мире.
Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков цифровой фиксации звуков и изображений; создание цифровых коллекций, глоссариев и баз данных.
Мотивация и ценность для ребенка: возможность сохранять визуальные и звуковые образы, использовать их для описаний изучаемых объектов окружающего мира и их свойств.
Инструменты: цифровые камеры и диктофоны, инструменты информационной среды образовательного учреждения.
Основная деятельность: фиксация неподвижных и движущихся объектов и звуков внешнего мира в цифровой форме. Размещение данных в информационной среде образовательного учреждения. Использование банка данных для выполнения практических заданий.
Аттестация: публикация изображения и сообщения о заданном объекте в глоссарии.
Модели деятельности: сбор данных в ходе изучения окружающего мира является наиболее распространенным видом деятельности. Это могут быть изображения и аудиозаписи, сделанные во время практической работы на уроке или в рамках внеурочной деятельности и даже домашней работы. Приглашенные гости (специалисты различных областей и специальностей) могут особенно интересно осветить текущую тему, расширяя учебный материал. Вся эта информация обязательно должна публиковаться учащимися в информационной среде. Для этого можно использовать такие инструменты среды, как форум, глоссарий, база данных. Начало этой деятельности должно быть положено в самом начале обучения, когда первоклассник начинает позиционировать себя в информационном пространстве школы. Первым опытом в цифровой фиксации изображения может стать собственная фотография, сделанная встроенной камерой компьютера в первые школьные дни. Первая аудиозапись – это запись звучания собственного имени, выполненная с помощью все той же веб-камеры в ходе знакомства детей друг с другом. Ближайшее поле деятельности первоклассника – фотофиксация актуальных событий школьной жизни и аудиозапись сообщений о них. Приступая к изучению систематического курса «Окружающего мира» учащиеся проводят фиксацию всех проводимых экспериментов, а также сезонных изменений природы, атмосферных явлений, наблюдений за объектами окружающего мира.
Технология графического представления данных
Данная технология является применением теории графов в практической деятельности. Теория графов представляет собой один из разделов математики, а, точнее, дискретной математики, занимающейся изучением дискретных структур, одним из вариантов которых и являются графы. Теория графов органично связана с информатикой, поскольку включает в себя алгоритмы. Графы очень наглядны и удобны для построения различных моделей. Один из видов графов – дерево – уже рассматривался нами в курсе «Математика и информатика».
Метапредметные результаты: овладение универсальным способом представления информации с помощью графов, использование графов в решении различных учебных предметов.
Предметные результаты: овладение представлением о генеалогическом дереве как средстве визуализации генеалогической информации с помощью графа.
Предметные результаты в области ИКТ: овладение навыками построения генеалогического дерева в подходящих компьютерных программах.
Мотивация и ценность для ребенка: практическое применение знаний, полученных в курсе математики и информатики в ходе изучения раздела «Дерево»; интерес к истории своей семьи и ее описанию с помощью графа.
Инструменты: редакторы графических объектов (генеалогических деревьев).
Основная деятельность: создание графической модели генеалогического дерева, организация информации в виде графов.
Аттестация: на основе представления генеалогического дерева своей семьи.
Модели деятельности: учащиеся знакомятся со структурой «дерево» в курсе математики и информатики. Свое первое генеалогическое дерево они могут создать на бумаге (так будет нагляднее). Следующий этап (он может наступить с некоторым разрывом во времени) – это освоение компьютерного инструмента. Конструкция дерева уже освоена детьми на уроках математики и информатики, теперь им предстоит приобрести навыки работы в конкретной компьютерной программе. Данный инструмент используется в двух вариантах – дерево предков (например, собственное родословное дерево) и дерево потомков (например, древо русских царей). Оба этих варианта та же рассматриваются в курсе математика и информатика.
Технологии динамического представления данных
Знакомство с табличным представлением данных традиционно происходит в начальной школе. По сравнению с бумажными динамические таблицы имеют ряд преимуществ: отсутствует необходимость затрачивать усилия на расчерчивание таблицы, ее размер не ограничен, данные легко корректируются, результаты изменяются автоматически при внесении изменений в исходные данные и др.
Метапредметные результаты: приобретение навыков оптимального представления данных.
Предметные результаты: освоение доступных способов представлений данных, полученных в ходе наблюдений, экспериментов, измерений.
Предметные результаты в области ИКТ: освоение инструментов динамического представления данных.
Мотивация и ценность для ребенка: возможность наглядного представления результатов, структурирование информации.
Инструмент: динамические таблицы.
Основная деятельность: табличное и графическое представление данных наблюдений, измерений, экспериментов.
Аттестация: выполнение задания по обработке результатов учебного эксперимента в динамической таблице.
Модели деятельности: учащиеся знакомятся с понятием «таблица», первоначально работая на бумаге. На этом этапе они учатся фиксировать данные в таблице. Преимущество динамических таблиц хорошо видно на этапе обобщения результатов эксперимента. Планирование должно отражать постепенный переход к работе с динамическими таблицами. В отдельных видах деятельности, например при проведении измерений с помощью цифровых датчиков, табличное представление результатов определено программой обработки данных. Дети учатся вводить данные в динамические таблицы, производить элементарные действия с ее элементами – ячейками, строками, столбцами. Кроме этого, учащиеся должны овладеть наглядными формами обобщения и представления результатов. Для этого имеются соответствующие возможности построения различного вида диаграмм и графиков, которые должны быть рассмотрены на примере конкретных задач.
Технология наблюдений за микрообъектами и микропроцессами
Метапредметные результаты: формирование умений выбирать адекватные средства для решения образовательных задач, связанных с наблюдением и подробным рассмотрением изучаемых объектов, фиксацией и хранением наблюдений в цифровом виде.
Предметные результаты: приобретение знаний об объектах окружающего мира, которые невозможно детально рассмотреть человеческим глазом, углубление представлений об устройстве окружающего мира.
Предметные результаты в области ИКТ: освоение доступных средств цифровой фиксации наблюдений за микрообъектами и микропроцессами.
Мотивация и ценность для ребенка: возможность «открытия» невидимых свойств объектов и сохранение этих открытий в виде фотоизображений. Возможность подтвердить свои слова с помощью фотофиксации наблюдений.
Инструмент: цифровой микроскоп.
Основная деятельность: наблюдение, фото - и видеофиксация наблюдений за микрообъектами.
Аттестация: выполнение задания, требующего использования различных возможностей цифрового микроскопа.
Модели деятельности: цифровой микроскоп дает возможность подробно рассмотреть и пронаблюдать ряд особенностей объектов живой и неживой природы, неразличимых плохо различимых обычным глазом. В этих наблюдениях можно выделить четыре основные группы:
1) Наблюдение самого себя. Объектами для наблюдения служат, прежде всего, собственные органы чувств (глаза, язык после воздействия на него различной пищи, например, после сока лимона, и др.).
2) Наблюдение окружающих растений. Например, наблюдение за развитием комнатных растений. Комнатные растения могут наглядно продемонстрировать многообразие растительного мира. Можно сравнить различное строение цветков и листьев двух нескольких различных растений, пронаблюдать развитие растения от семени до ростка и далее до взрослого растения, при максимальном увеличении у некоторых из них, например у традисканции, можно пронаблюдать клеточное строение листа.
3) Наблюдение окружающих насекомых, птиц и животных. Объектами для наблюдения могут служить головастики, мухи, комары, перья птиц, шерсть домашних животных.
4) Рассмотрение бытовых предметов. Объектом такого рассмотрения может быть, например, стержень шариковой ручки.
Все эти объекты содержат интереснейшую информацию, получить которую можно только при рассмотрении с достаточно хорошим увеличением в 60–200 раз, которое дает цифровой микроскоп.
Цифровой микроскоп используется как для демонстраций, так и для проведения практических занятий в индивидуальной и групповой формах.
Технология цифровых измерений
Для проведения цифровых измерений необходимы специальные приборы – цифровые датчики и компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением для организации учебного процесса и поддержки учебно-исследовательской деятельности, поддерживающий современные технологии и коммуникации, а также связи с внешними устройствами, позволяющий производить сбор и анализ этих данных в режиме реального времени и получать синхронное видеоизображение хода эксперимента, запись звука (голосового комментария) и отображения данных в едином окне для представления в графическом и табличном виде.
По сравнению с традиционными измерительными приборами цифровые датчики позволяют сократить время на организацию и проведение работ, повышают точность и наглядность экспериментов, предоставляют разнообразные и неограниченные возможности по обработке и анализу полученных результатов. Подготовка к эксперименту включает калибровку датчиков и настройку параметров эксперимента – частоты, количества замеров, длительности эксперимента, условий его начала и прекращения и др. Эта работа не требует дополнительного времени, поэтому больше времени необходимо оставить для обсуждения и анализа полученных результатов.
Метапредметные результаты: овладение одним из способов фиксации определенных видов информации о внешнем мире, о самом себе, приобретение опыта сбора числовых данных, представление о предварительной калибровке и настройке оборудования.
Предметные результаты: использование доступных средств проведения и фиксации измерений, в том числе цифровых, при проведении опытов и экспериментов в курсе окружающего мира.
Предметные результаты в области ИКТ: расширение представлений о возможностях ИКТ, приобретение навыков измерений с помощью цифровых датчиков.
Мотивация и ценность для ребенка: возможность оперативно проводить измерения в любом помещении школы и за ее пределами (результат при этом фиксируется автоматически и не требует дополнительной фиксации, учащийся занят наблюдением и его анализом).
Инструмент: цифровые датчики.
Основная деятельность: проведение цифровых измерений во время наблюдений и опытов, предусмотренных программой курса «Окружающий мир».
Аттестация: выполнение задания по измерению расстояния от места установки до неподвижного или движущегося объекта с помощью датчика расстояния; измерение температуры в водных и химических растворах с помощью датчика температуры; определение уровня освещенности с помощью датчика освещенности и исследование звуковых волн с помощью микрофонного датчика.
Модели деятельности: широкий спектр цифровых датчиков используется в основной школе при изучении химии, физики и биологии. Программа начального образования предполагает освоение учащимися методологии исследовательской деятельности, использование адекватных образовательным задачам средств измерений и исследований. Для этой цели используются датчики расстояния, освещенности, температуры, микрофонный датчик.
Ленты времени
Ленты времени, создаваемые компьютерными инструментами, позволяют интегрировать в единое целое различные информационные источники на основе хронологических связей.
Метапредметные результаты: приобретение навыков поиска информации, сравнения, структурирования отдельных фактов и последовательности различных событий, процессов и явлений, полученных из различных источников.
Предметные результаты: представление хронологической взаимосвязи исторических событий и событий общественной жизни, формирование навыков использования разнообразных источников информации для составления и корректировки хронологических последовательностей событий.
Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыков хронологического представления событий в цифровом виде.
Мотивация и ценность для ребенка: возможность визуализации и анализа ряда исторических и прочих событий, возможность оперативного ввода и редактирования информации разных видов, возможность дополнения существующих материалов и осуществления собственных разработок в творческих проектах.
Инструмент: программное обеспечение для создания лент времени.
Основная деятельность: наглядное и структурированное представление данных об изучаемых событиях в курсе окружающего мира, установление взаимосвязей между ними.
Аттестация: по результатам самостоятельной работы по составлению линии событий (в природе, в истории, в общественной жизни).
Модели деятельности: данные технологии могут быть использованы в курсе как в направлении изучения природы, так и общества и его истории. Для ученика начальной школы важно развитие пространственно-временных представлений, логического мышления, функций сравнения и обобщения. Именно эти качества формируются при создании лент времени. Структурируя отдельные факты и последовательности, учащиеся анализируют несколько источников информации, сопоставляя их данные, оценивают взаимосвязи событий и явлений. Такой подход к образовательному процессу является новым для начальной школы, где, как правило, принято давать учащимся набор фактов, которые они должны запоминать. Аналитическая работа при этом остается на перспективу обучения в основной школе. Возможность визуализировать большие объемы информации позволяет учащимся начальной школы не только успешно запоминать события, явления и даты в хронологическом порядке, но и комплексно рассматривать данный временной промежуток, сохранять и обновлять информацию в ленте времени.
В образовательной деятельности могут использоваться готовые ленты, позволяющие познакомиться с информацией в режиме демонстрации при изучении новой темы. Другое направление образовательной деятельности – создание собственных лент времени. На них могут быть отражены как важнейшие события в истории государства, так и режим дня учащегося начальной школы или сезонные изменения деревьев и кустарников. При регулярном использовании и приобретении хороших навыков работы с программным обеспечением подготовка ленты событий становится естественным элементом урока окружающего мира и не требует особенных временных затрат. Информация, представленная в ленте, будет полнее не только от использования различных источников, но и от наличия различных мультимедийных компонентов – фотографий, текстов, видеофрагментов, звуков и др.
Технологии изучения земной поверхности
Примерная основная образовательная программа начального общего образования предполагает получение учащимися в ходе изучения предмета «Окружающий мир» представлений о Земле как планете, общее представление о форме Земли, изучение глобуса, географических карт и планов. На сегодняшний день одним из общедоступных инструментов в области картографии являются цифровые карты и космические снимки. Многие учащиеся, передвигаясь с родителями на автомобилях, наблюдают работу GPS-навигатора. Велика вероятность того, что сегодняшние ученики начальной школы будут жить в мире цифровых, а не бумажных карт и планов.
Метапредметные результаты: овладение представлениями о Земле, земной поверехности, различными способами представления информации о Земле с древнейших времен до наших дней.
Предметные результаты: приобретение навыка работы с различными видами карт и планов, в том числе цифровыми картами, получение представлений о земной поверхности, ее форме и размерах.
Предметные результаты в области ИКТ: приобретение навыка работы с цифровыми картами и космическими снимками земной поверхности
Мотивация и ценность для ребенка: интерактивность работы с географическими картами, привычный для современного школьника цифровой вид представления информации.
Инструмент: геоинформационные системы (ГИС), web-ГИС.
Основная деятельность: использование данных цифровых карт для решения практических задач, связанных с определением собственного местонахождения и разработкой маршрутов; получение интересной информации о различных городах, их населении, достопримечательностях.
Аттестация: по итогам выполнения заданий по предмету.
Модели деятельности: существующие ГИС мало приспособлены для использования в начальной школе, имеют слишком насыщенный интерфейс и содержат избыточное для ребенка количество специальной информации. Планируя использование элементов ГИС в начальной школе, рекомендуется ограничиться доступной web-ГИС. Этот инструмент позволит:
– увидеть Землю из космоса, рассмотреть ее форму, совершить виртуальный полет, увидеть Россию, свой город. Web-ГИС может быть использована как в режиме карты, так и в режиме снимка со спутника, на котором легко можно найти свой город, район, улицу, дом, школу и другие известные учащимся места; проложить маршруты и оценить их протяженность;
– просматривать различные участки земной поверхности, сопоставлять изображение на карте с изображением на космическом снимке;
– составлять собственные карты, отмечая на них интересующие учащегося объекты.
Технология цифровой фото - и видеофиксацииДля предмета «Окружающий мир» наиболее актуальным является освоение доступных способов наблюдения, фото- и видеофиксации результатов наблюдений, хода образовательного процесса (определения цели исследования, обсуждений, выступлений учащихся). Все эти компоненты входят в отчет о работе, формируемый учащимися в заключении отдельного исследования или отдельной темы.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования определяет две составляющие программы по окружающему миру: «Человек и природа» и «Человек и общество». Далее мы рассмотрим примеры проектов и практических занятий, иллюстрирующих изучение каждого из разделов.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования определяет две составляющие программы по окружающему миру: «Человек и природа» и «Человек и общество». Далее мы рассмотрим примеры проектов и практических занятий, иллюстрирующих изучение каждого из разделов.
Проект «Моя семья»
Проект «Моя семья» относится к разделу «Человек и общество» курса «Окружающий мир». В зависимости от учебной программы он может проводиться в разное время. В частности, для первого класса могут быть выбраны содержательные линии, связанные с изменением социальной позиции ребенка (дошкольник становится школьником), принятием им новых ролей в школьной жизни, например «Я и школа». В этом случае тема семьи является темой начала обучения, раскрывающей мир ребенка, его семейные отношения и ценности, которые он в момент прихода в школу пробует перенести в классный коллектив.
Цель проекта: создание мультимедийного продукта, посвященного семье ребенка, осознание им принадлежности к своей семье, ценности семьи в жизни человека, воспитание гордости за свою семью.
Продолжительность: 5 ч.
Предметные области: окружающий мир, филология, искусство, технология.
Чему ребенок может научиться, работая над этим проектом:
· уточнить значение слова «семья», какие близкие люди являются членами семьи;
· правильно называть членов своей семьи и близких родственников;
· составлять сообщение о своей семье»;
· записывать аудиосообщение о своей семье;
· набирать на компьютере и красиво оформлять сообщение о своей семье;
· рисовать портреты членов своей семьи и сканировать семейные фотографии;
· составлять компьютерный альбом о своей семье.
Что узнает учитель при проведении этого проекта:
· с какими членами семьи происходит основное общение ребенка;
· что ценит ребенок в своих близких.
ИКТ-компетентность:
- овладение начальными формами работы с информацией;
- понятие о способах передачи информации с помощью различного вида сообщений – рисунка, аудиозаписи, текста;
- фиксация информации о себе и своей семье цифровыми средствами.
К теме семьи ребенок будет обращаться в течение всего обучения в начальной школе. Принадлежность к семье обеспечивает ребенку чувство безопасности и эмоциональный комфорт. С другой стороны, в семейных отношениях кроются многие проблемы, мешающие ребенку быть успешным в школе. Разговор с ребенком о семье очень важен для учителя. Он дает информацию о том, кто из членов семьи наиболее авторитетен для ребенка. К мнению этого человека можно обращаться в случае затруднительных воспитательных ситуаций. Какой бы трудной ни была у ребенка семья, в проектной работе следует выстраивать позитивный образ, который поможет ребенку чувствовать себя комфортнее.
Работа над проектом невозможна без привлечения к участию в ней родителей учащихся и других членов семьи. Рекомендуется проводить этот проект в 1-м или 2-м классе. У первоклассников он будет более информативен для учителя и понятен для учащихся. У второклассников будет больше технологических средств и навыков для его реализации, поэтому может получиться красивый результат.
Подготовка материалов для размещения в проекте. Работа над проектом начинается с естественного обсуждения вопроса о том, какими средствами ребенок может рассказать о своей семье. Практически все дети любят рисовать, поэтому с готовностью создадут на уроке изобразительного искусства, например, портреты родителей или тематические рисунки «Мы вместе играем» или «Моя мама любит…». По предварительной договоренности с родителями учащихся можно попросить детей принести из дома фотографии. Тогда, например, рисунок «Моя мама любит …» будет соседствовать с фотографией мамы за любимым занятием. Оценив возможности детей в рисовании, сочинении тексов, возможности принести фотографии, можно приступить к уточнению плана работы над проектом, выбрав какое представление информации оптимально именно для ваших учеников. Мы же рассмотрим подробнее один из вариантов работы.
Планирование работы. Работа над проектом может проходить на разных предметных уроках.
Урок 1. Окружающий мир. Обсуждение понятия «семья», обсуждение высказываний детей о семье, обращение (при необходимости) к словарям и другим информационным источникам. Обсуждение материалов, которые можно использовать в проекте.
Урок 2. Изобразительное искусство. Подготовка рисунков. Учитель может предложить разные темы, связанные с семьей, и разные техники выполнения рисунков. Использовать инструменты компьютерной графики пока не целесообразно. Дети еще не владеют ею на таком хорошем уровне, чтобы рисовать любые сюжеты, а некрасивая работа про дорогих людей может принести только разочарование.
Урок 3. Технология. Сканирование фотографий и рисунков. Поскольку сканер в кабинете обычно бывает один, эта работа всегда выполняется поочередно. В это время другие учащиеся могут быть заняты оформлением титула проекта на компьютерах.
Урок 4. Русский язык/Литературное чтение. Составление сообщения о своей семье. Сначала вместе с детьми составляется план, по которому они будут составлять свой рассказ. Затем выполняется аудиозапись сообщения или набор текста (в зависимости от того, чем дети в настоящее время владеют). «Сочинение» может происходить на уроке литературного чтение, а «создание текста» на уроке русского языка.
Урок 5. Технология. Разработка композиции проекта и его выполнение. На этом уроке материалы, приготовленные на предыдущих уроках, должны занять свои места на страницах компьютерного альбома. В таком альбоме, как правило, бывает несколько страниц. Например, можно посвятить маме и папе отдельные странички, а можно на одной странице представить всех членов семьи, а на нескольких других рассказать о семейных традициях, праздниках, увлечениях. Чем старше дети, тем богаче и разнообразнее этот проект будет по содержанию.
Средства реализации проекта. Для реализации проекта рекомендуется использовать ПервоЛого. Эта программа предоставляет очень простую и удобную возможность составления компьютерного альбома, что актуально для выполнения проекта при проведении его во втором, третьем и четвертом классах. Первоклассники же могут ограничиться работой, состоящей из одной страницы, на которой они разместят фотографии и рисунки, запишут звуковое сообщение о своей семье. Если заранее положить в поле форм буквы, учащиеся смогут создать подписи к фотографиям и рисункам. Дети, которые знают буквы и умеют читать, с удовольствием будут сажать на лист проекта новых черепашек и превращать их в буквы, а буквы соединять в слова и т. д.
Выполнение работы с более старшими детьми ставит учителя в позицию консультанта и координатора. Учащиеся работают самостоятельно, постепенно наполняя листы проекта различными информационными объектами, – рисуют, сканируют, набирают тексты, записывают звук и т. д. Задача учителя – проконтролировать, чтобы каждый участник проекта качественно выполнил все виды работ, чтобы дети не мешали друг другу, занимаясь, например, одновременно звукозаписью.
Презентация готовых работ. Рассказать всем о своей семье, скорее всего, захочет каждый ребенок, а дать такую возможность всем учащимся в классе довольно трудно. Возможны два варианта: либо организовать презентацию мультимедийных сочинений, на которой каждый ребенок выступит с кратким сообщением, либо использовать интернет-форум. Первая форма подходит для первоклассников. Тема семьи близка им и актуальна для развития речи учащихся. Впрочем, их короткое выступление также может быть зафиксировано и размещено в Интернете. Вторая форма хороша тем, что дает возможность задать учащемуся неограниченное количество вопросов по проекту. Информационно-образовательное пространство школы должно включать учебные форумы. В этом случае учащиеся готовят текстовое сообщение о своей семье, отражая в нем содержание проекта, и отправляют сообщение в открытый для этого форум. К сообщению форума прикрепляется компьютерный альбом. В этом случае все подписчики смогут прочитать сообщение, посмотреть альбом и задать вопрос автору.
Заключение
В процессе изучения предмета «окружающий мир» школьники добывают знания из различных источников, используя разные способы познания. Они начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив. На уроках окружающего мира они приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, задавать вопросы и искать на них ответы, доказывать, выявлять взаимозависимости, определять причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты. Все это неразрывно связано с формированием у них ИКТ - компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерная основная образовательная программа начального общего образования М. Просвещения. 2010г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.2009г.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2013. № 1, с.76-78
http://festival.1september.ru/articles/651849/ Режим доступа: 21.04.15
http://nenuda.ru/методические-рекомендации-по-формированию-икт--компетентно-stranica-3.html Режим доступа:15.04.15