Методическая разработка Логопедический кабинет
Гулянич Ольга Евгеньевна,
учитель-логопед
МКОУ «ШИСОО» с.Самбург
Смотр-конкурс логопедических кабинетов
“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...” Сухомлинский В.А.
1. Гулянич Ольга Евгеньевна, учитель-логопед первой квалификационной категории, муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург Пуровского района, логопедический стаж 13 лет.
Логопедический пункт функционирует с 1997 года, с вводом в эксплуатацию новой школы, в 2003 году мне дали кабинет рабочей площадью – чуть более 17 кв.м (24 кв.м по санитарным нормам). Условия работы преобразились до неузнаваемости: стены в спокойной зелёной тональности; большое окно, две лампы дневного света - источники достаточного и равномерного искусственного освещения всего кабинета, что соответствует СанПиНам. Высота новой ученической мебели соответствует группам роста по ГОСТу, раковина, настенные зеркала. Озеленила кабинет, приступила к оформлению стендов.
Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник. Как можно образнее и весомее передать атмосферу, в которой живёт и работает логопед? Лучше Сухомлинского В.А. и не скажешь, стараюсь создать в пространстве кабинета гуманистическую, благородную ауру.
Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для пропедевтики речевых нарушений у дошкольников, коррекционного обучения учащихся начальных классов с речевыми дефектами и полноценного развития и социализации личности.
Оснащение логопедического кабинета можно условно разделить на четыре базовые составляющие.
Нормативно-инструктивная часть содержит документы, регулирующие деятельность логопеда, имеется в электронном виде. (Закон «Об Образовании»; Конвенция о правах ребенка; Концепция модернизации российского образования, Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-методическое письмо А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой; должностные обязанности логопеда; инструкция по охране труда и ТБ; инструкция по охране жизни и здоровья детей).
Наглядно-дидактическая часть используется при работе по коррекции фонетико-фонематического и лексико-грамматической сторон речи на индивидуальных и групповых занятиях и включает систематизированный по темам материал.
Учебно-методическая часть включает авторские разработки занятий по коррекции речи, логопедические тетради, учебно-практические пособия для формирования навыка. Пособия, изготовленные своими руками. Свои программы и разработки занятий.
Материально-техническая часть, которой относятся зеркала, парты, источники освещения всего кабинета и зон для индивидуальной работы, ТСО.
По целенаправленному оснащению и применению мой кабинет можно разделить на несколько рабочих зон.
1. Образовательная зона для проведения фронтальных групповых занятий. Это пространство оборудовано многофункциональной магнитной доской, комплектом цветных магнитов (20 шт.), указкой (она же призвана превращаться в “волшебную палочку”); тремя учебными столами и шестью стульчиками. На тыльной стороне доски, слева, в постоянном оформлении присутствует опорная схема парных согласных звуков “Характеристика звука” и “Друзья Твёрдыша и Мякиша”. Схема слова с магнитом для поиска звука в слове, дорожка согласных букв, для слогового чтения с гласными звуками первого ряда на вагончиках и карманчиками для гласных звуков на вертолетах, для чтения прямых, обратных слогов, стечений, буквосочетаний. За доской скрыта касса букв, слоговая таблица. Тыльная сторона доски справа содержит первоначальные знания о цветах и геометрических формах, это солнышко – радуга, домик и чум. За доской скрыт фланелеграф, который активно использую на занятиях с элементами сказкотерапии.
Слева от доски оформлены стационарные стенды «речевой аппарат», «артикуляционная гимнастика», «парные гласные», «гимнастика для глаз», а справа – стенд со сменным материалом по развитию мелкой моторики.
На столах у детей «пенал», в котором ручка, простой карандаш, цветные карандаши, кружки и треугольники, полоски с сигналом для определения места звука в слове, сигналы звуков.
24384076200
Самомассаж. Фронтальное занятие с воспитанниками «Субботней школы»
Контингент детей начальной школы, имеющих речевые нарушения, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: незрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью. Для многих детей характерен цереброастенический синдром, проявляющийся в виде нарушения активного внимания и памяти. Речевые нарушения сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений и временных понятий, восприятия цветов и оттенков, геометрических форм, счетных операций, что в конечном итоге (без оказания своевременной помощи) приводит к стойким специфическим ошибкам на письме, при чтении, т.е. дисграфиям, дислексиям.
Информация на стендах, находящихся перед глазами помогают снять некоторые проблемы. Вот почему всегда под рукой Зайка, который опускает ушки, если ребенок не правильно сидит или держит ручку.
142748010541002. Зона индивидуальных занятий по коррекции произношения располагает настенными зеркалами, столиком со слоговой таблицей, рабочими тетрадями (список в паспорте кабинета), речевыми профилями, а также мягкой игрушкой – помощником и наблюдателем Никтошкой. Набором логопедических зондов, шпателей; коробком с “волшебными” спичками – механическое подспорье при межзубном сигматизме; песочными часами, метрономом.
С.Миша на занятии по автоматизации звука Р.
3. Технические средства обучения расположены в зоне индивидуальных занятий. ТСО представлены компьютером, магнитофоном, микрофоном, наушниками. Собрала аудиотеку (кассеты с весёлой азбукой, «говорим правильно», сказкой-мюзиклом, музыкально-литературными композициями, популярными детскими песенками, музыкой для релаксации). Видеотеку составляют: видеокассеты “Домашний логопед” – С.-Пб. (4 шт.), “Видео букварь», видеопособие «Обучение детей младшего школьного возраста. Чтение» по методике Зайцева Н.А., «Родительский лекторий» - серия отснятых родительских собраний, транслируемых по местному телевидению. СD - диски с логоритмическими упражнениями, тренировкой произношения, заданиями по пространственному ориентированию и т.д. В компьютерном варианте собрана коллекция «Лучшие музыкальные сказки». На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием.
В своей работе применяю метод биологической обратной связи (БОС «Алматея»). В 2007 г. школой приобретена компьютерная программа обучения грамоте диафрагмального дыхания «Волна». Составила и использую в работе программы индивидуальных занятий для детей младшего школьного возраста с логоневрозом, детей, обучающихся по программе С(К)К, и детей общеобразовательных классов. Стрессовые нагрузки могут приводить к нарушениям внимания, способности к обучению, поведения, развития ребёнка, снижению его адаптационных возможностей, появлению эмоциональных нарушений и соматических заболеваний. Навык произвольной регуляции дыхания обучает детей разрешать проблемные ситуации с минимальными затратами для здоровья. Обучение провожу под контролем объективных физиологических данных, что позволяет выработать навык, максимально соответствующий индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
Адаптивные механизмы детского организма работают не достаточно эффективно – незначительное стрессовое воздействие зачастую вызывает неадекватно сильный эмоциональный и физиологический отклик. Дети ещё не умеют соизмерять, какая ответная реакция на изменение окружающей среды приведёт к эффективному разрешению ситуации, поэтому реагируют с избыточной затратой ресурсов. Это означает постоянные стрессовые нагрузки, которые могут привести к нарушению в развитии ребёнка.
«Волна» дает возможность дополнительно отрегулировать фонационное дыхание, что позволяет нам наиболее полно скорректировать проблемы связанные со спотыканиями и запинками в речевой деятельности невротической и неврозоподобной форм заикания. Дидактический материал аудио и визуального ряда использую для общего развития мировоззрения ребёнка и для расширения активного и пассивного словаря.
В школу поступил «Кабинет коррекции психо-эмоциональных состояний». В октябре 2010 г. получила свидетельство «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи» в г. Санкт - Петербурге, дающий право работать на приборах и компьютерных аппаратно-программных комплексах биологической обратной связи производства ЗАО «Биосвязь». Планирую приступить, в этом учебном году, к внедрению в практику нового аппарата БОС.
155067093345
О.Е.Гулянич на семинаре – практикуме
4. Научно - методические и наглядно – дидактические материалы, а также игровое сопровождение учебного процесса храниться в книжных шкафах и содержат следующие разделы:
справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
материалы по обследованию речи детей;
методическая литература по коррекции звукопроизношения; методическая литература по преодолению общего, фонетико-фонематического недоразвития речи;
учебно-методическая литература по обучению грамоте;
учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);
пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
42545233045занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, домино; игрушки);
оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;
оборудование, способствующее развитию пальце-кистевой моторики.
Весь материал систематизирован по лексическим темам. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии. Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи. Собранный материал имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Комплектование игрового и дидактического материала по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Регулируется логопедом в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение значков на коробочках, накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры.
5. Зона оздоровительно-развивающей коррекции реализована в уголке «Играем пальчиками – развиваем речь», который представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. Где можно все потрогать, покрутить, заплести – расплести. В доступном месте висят ладошки (ступни) из различных материалов для развития тактильных ощущений. Светофор, нос Карандаша, машинка с деталями из флаконов с закручивающимися крышками. Косички из разноцветных шнурков. Национальная ненецкая сумка для рукоделия с приятными мелочами. Это кнопки, молнии, шнурки, застёжки, пряжки, липучки, пуговицы.
По аналогии с геоконтом выполнена доска для творческого развития, воображения, сочинительства, развития мелкой моторики, я называю ее «резиночка», с удовольствием коллекционирую произведения детей и могу поделиться с вами. Рядом, в шкафу, наборы шнуровок, пирамидки, конструкторы, пазлы, коврики, сухой бассейн. Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности, инициативности. Предметно-развивающая среда, в которой создаются условия для коррекции речи, также позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Кукла, би-ба-бо, мягкая игрушка, игрушка-трансформер позволяют решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Способность игрушки двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. Материал игрушки и ее одежда содержат различные элементы для развития мелкой моторики рук, ткань может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Подвижные ручки или лапки игрушки помогают быстро осваивать навыки ориентации в схеме тела.
171450044450
Воспитанники С(К)К 8 вида на открытом уроке.
6. Обращаю достаточное внимание на региональный компонент в образовательном процессе. Оформила уголок, представляющий местную растительность и животный мир, быт северного народа. Наше “окно в мир природы” способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению, эстетическому развитию и созданию для воспитанников подготовительной группы комфортных условий пребывания в школе - интернате.
В дидактических пособиях использую краеведческий материал. Произносить гласные учат профили с портретами ненецких детей, в прописях использую «крючки» рыбаков и завитки оленьих рогов. Лексическая тема «Семья» представлена фотографиями семьей оленеводов. Шнуровки для самых маленьких детей повторяют контур чума или орнаменты.
7. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах «Советы логопеда» в коридорчике, ведущем в кабинет, и содержит популярные сведения о развитии речи ребенка. Сменный материал «советы для родителей» и «логопед – учителю» накапливается в папке. Основные темы соответствуют разделам: по развитию мелкой моторики пальцев рук, по подготовке ведущей руки к письму, звукопроизношению, развитию фонационного дыхания, по формированию направленной воздушной струи, по развитию диафрагмального дыхания, развитию фонематического слуха. Выделен блок тем по коррекции трудностей чтения: «Почему же ребёнку необходимо чтение?», «Как заинтересовать ребёнка чтением?», «Книжки растут вместе с нами». Веду страничку в уголке по готовности дошкольников к обучению на первой ступени. По запросу предоставляю материалы о леворуких, медлительных, гиперактивных, слабовидящих детях. Печатаю буклеты, памятки. Для родителей детей, посещающих «Субботнюю школу», оформляю выставки детских работ.
Дополнительно работа с родителями заключается в следующем. Провожу систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями, не только детей, посещающих логопункт, но и с родителями детей более раннего возраста. Индивидуальные занятия провожу, в том числе, в присутствии родителей, приобщая родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка. Обязательно в «Субботней школе» провожу фронтальные занятия в присутствии родителей, что позволяет актуализировать обратную связь. Довожу до сведения родителей успехи в развитии речи ребенка, других способностей. Участвую в классных и общешкольных родительских собраниях.
Тесно сотрудничаю с педагогами начальных классов, посещаю МО, открытые уроки, делюсь дидактическим материалом, даю рекомендации по развитию речи логопатов. С учителями С(К)К классов, педагогом-психологом, планируем коррекционную работу по единому образовательному маршруту. С учителем подготовительной группы, в образовательном процессе, обращаем особое внимание на решение пропедевтических задач. С логопедом детского сада Родионовой С.А. поддерживаем практическую взаимопомощь в организации логопедической работы.
В своей профессиональной деятельности следую установленному алгоритму:
Обследование детей (сентябрь – апрель-май).
Оформление журнала обследования речи детей.
Заполнение речевых карт, карт индивидуального развития.
Составление расписания работы логопункта.
Оформление журнала учета посещаемости.
Корректировка перспективного планирования на учебный год по основным разделам логопедической работы; годового и рабочих тематических планов.
Методическая работа
Являюсь руководителем методического объединения учителей – логопедов, а с 2003 года руковожу МО социально-психологической службы сопровождения ребенка. С коллегами (педагоги-психологи, социальные педагоги) систематически знакомимся с инновационными технологиями, активно участвуем в работе Методического совета школы-интерната. Ведем подбор методической и коррекционной литературы и пособий. Пополняем кабинеты дидактическими средствами, участвуем в школьных смотрах кабинетов. Организуем и проводим родительские собрания, готовим диагностические материалы, памятки.
Самообразование
Своевременно пополняю свои знания, знакомлюсь с инновационными программами и технологиями. Являюсь подписчицей «Логопеда».
За последние пять лет, обучалась на курсах при институтах повышения квалификации работников образования.
2010 Удостоверение «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». ОУ Фонд Педагогический Университет «Первое сентября». Москва.
2010 Удостоверение «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе». ОУ Фонд Педагогический Университет «Первое сентября». Москва.
2010 Свидетельство о повышении квалификации «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи». Санкт-Петербург «Институт Биологической обратной связи».
2010 Свидетельство действительного члена Российской Ассоциации БОС. Санкт-Петербург «Институт Биологической обратной связи».
2011 «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». ОУ Фонд Педагогический Университет «Первое сентября». Москва.
2015 Удостоверение «Метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат в условиях внедрения ФГОС НОО» (по УМК «Гармония», «Школа России», «Школа 2100», Б.Д.Эльконина-В.В.Давыдова)». Региональный институт развития образования. Салехард.
2016 Удостоверение «Современные инновационные технологии обучения и воспитания детей и подростков с ОВЗ как ресурс инклюзивного образования». ДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. Новосибирск.
2016 Удостоверение «Методика проведения компьютерных занятий на основе Системы интенсивного развития способностей (СИРС) для школьников 1-11 классов». Центр интенсивной технологии в образовании и медицине. Новосибирск.
Открыла для себя удивительную возможность повысить свой интеллектуальный и профессиональный уровень посредствам обучения на дистанционных курсах повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября». Приятно получить за контрольные работы по теме «Конструирование как средство развития творческих способностей детей» отзыв преподавателя: «Уважаемая Ольга, спасибо за фотографии, замечательные работы получаются у детей под Вашим руководством. Успехов Вам». Хочу поделиться своими достижениями с вами. Возможно, моя методичка пригодится и воспитателям детских садов
К работе по теме «Трудностей», получила комментарии эксперта: «Вы продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний психологических особенностей леворуких, гиперактивных и медлительных детей; основными видами и причинами возникновения у них школьных проблем. Усвоили методы оценки уровня сформированности навыков письма и чтения у детей младшего школьного возраста, а также методы выявления возможных причин их возникновения».
Стала участником III международной практико-ориентированной конференции «Инновации для образования», проводимой на портале «Образовательная галактика Intel».
Предоставляю материалы в районный методический журнал, сетевые издания: «Весёлые физминутки», из опыта работы по здоровьесберегающей технологии. Урок обобщения знаний для детей с ОНР, обусловленное умственной отсталостью. Обобщение опыта работы по самообразовательной теме «Сказкотерапия, как принцип организации работы с учащимися, имеющими трудности обучения письму и чтению». Урок расширения семантического поля для детей 1 класса с ФФН.
Принимаю участие в районных семинарах учителей-логопедов. Выступила с докладом презентацией по теме «Развитие связной речи у младших школьников с использование моделей и схем». Также, с целью обмена опыта работы, поделилась с коллегами информацией об оформлении, оборудовании кабинета и дидактическими материалами, изготовленными своими руками
В своей работе учитываю разноуровневое развитие учеников. Для эффективной работы опираюсь на индивидуальные способности учащихся, применяя структуру развивающего метода. Способствую творческому развитию детей через индивидуальную работу, осуществляю учебный процесс с учетом психологических и возрастных особенностей школьников. На уроках даю задания развивающего характера, где ребенок может проявить активность, деятельный характер мышления, самостоятельность. Создаю условия для саморазвития, самосовершенствования личности школьника в соответствии с целями коррекционного образования. Разнообразие средств, методов работы на фронтальных, индивидуальных занятиях, занятиях во внеурочное время дают положительные результаты. Результативность профессиональной деятельности характеризуется через следующие данные.
Увеличивается количество детей выпущенных из логопункта с исправленной или улучшенной речью. Работая в коррекционных классах, способствую переводу детей из специальных коррекционных классов в общеобразовательные классы:
2015-2016 учебный год 6 чел. С(К)К 7 вида
2014-2015 учебный год 6 чел. С(К)К 7 вида
2013-2014 учебный год 4 чел. С(К)К 7 вида;
2012-2013 учебный год 1 чел. С(К)К 7 вида;
2011-2012 учебный год 1 чел. С(К)К 8 вида.
Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Хочется верить, что я смогла показать вам простые, но эффективные средства в организации своего логопедического кабинета, коррекционных зон, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка. В заключение хочется отметить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются моя искренняя заинтересованность в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.