Рабочая программа по геометрии 11 класс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35» ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО
Заседание педагогического совета
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол № _17____
от «_30___» августа 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Заседание НМС
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол № 4
от «29» августа2013 г.
Зам. директора по НМР
Т.В. Уварова _________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 122
от «05» сентября 2013г.
Директор
МБОУ «СОШ № 35»
____________М. В. Лебедева
РЕКОМЕНДОВАНО
Заседание ШМО учителей математики и информатики
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол № 1
от « __28__» августа 2013 г.
Руководитель ШМО
О.В. Куневич ________
Рабочая программа
учебного курса
«ГЕОМЕТРИЯ»
(базовый уровень)
для учащихся 11Б класса
на 2014-2015 учебный год
Образовательная область: «Математика и информатика»
Разработала:
Лисецкая О.В.,учитель математики
первой квалификационной
категории.
Братск, 2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 11 Б класса разработана на основе примерной программы «Геометрия 10-11классы», авторы Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и другие, издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной (допущенной) Министерством образования Иркутской области, в соответствии с государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 35».
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование доказательства.
При составлении программы учитывались особенности класса. В 11Б классе 16 человек, среди них 3 человека имеют высокий уровень, 4- средний, остальные ученики имеют низкий уровень обученности по математике. Уровень мотивации 69,2 балла. В основном преобладает мотив «учение по необходимости» (средний балл 1,4). Учебный материал излагается в виде конспекта. Некоторые учащиеся умеют самостоятельно работать с учебником, выделять главное, составлять конспект, составлять четкий и правильный рассказ по конспекту. Хорошо развит навык самостоятельной работы, развита математическая речь учащихся. Поэтому для них при составлении программы отводится достаточное время для самостоятельной работы учащихся над теоретическим и задачным материалом. Предлагаются задачи повышенного уровня сложности. Наряду с этим, достаточно большое количество обучающихся имеют слабые знания по математике. Поэтому в программе предусматриваются часы для повторения и ликвидации пробелов в знаниях по западающим темам.
Цели программы:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи программы:
систематизация сведений о геометрических фигурах и их свойствах на плоскости, изучение новых фигур и их свойств в пространстве;
расширение и систематизация общих сведений о многогранниках и телах вращения, практическое применение изученного в планиметрии при изучении свойств стереометрических тел и решении задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию, к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание программы; ожидаемые результаты изучения по программе; учебно-методическое обеспечение программы; формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; календарно-тематическое планирование; информационное обеспечение; приложения.
В связи с тем, что при сдаче экзаменов ЕГЭ обучающиеся плохо решают задачи по стереометрии, отведено больше часов на повторение в IV четверти.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный учебный курс «Геометрия» для обучающихся 10 класса входит в образовательную область «Математика».
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:
понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.
В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.
Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:
Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)
Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)
Учебная исследовательская деятельность (УИД)
Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)
Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
Задачи, решаемые педагогами, реализующими данную программу на основной ступени обучения:
Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.
Создать пространство для проявления инициативных действий.
Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикум.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок). Применение разнообразных, нестандартных форм обучения должно в первую очередь соответствовать интеллектуальному уровню развития обучающихся и их психологическим особенностям. Применяются нестандартные формы обучения: лекции, семинары, консультации, практикумы, деловые игры, дидактические игры, уроки-зачеты, работа в группах.
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность науки ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Геометрия» относится к предметам обязательной части учебного плана, образовательной области «Математика».
Основными задачами реализации содержания части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана являются:
реализация заказа и спроса на образовательные услуги ОУ;
создание условий для свободного общего развития личности;
расширение и углубление знаний обучающихся по разным предметным областям;
способствование выбору и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
реализацию индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
содействие самореализации личности ребёнка и педагога.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Некоторые сведения из планиметрии
2
Векторы в пространстве
6
Метод координат в пространстве
15
Цилиндр, конус, шар
16
Объемы тел
17
Повторение
10
Резервные часы
2
Содержание программы
1. Некоторые сведения из планиметрии (2 ч)
Понятие вектора на плоскости.
.Правила сложения векторов.
Координаты вектора.
2. Векторы в пространстве (6ч)
Понятие вектора в пространстве.
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Компланарные векторы.
3. Метод координат в пространстве (15 ч)
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора.
Связь между координатами вектора и координатами точки.
Простейшие задачи в координатах.
Угол между векторами.
Скалярное произведение векторов.
Вычисление углов между прямыми. Углы между прямыми и плоскостями.
4.Цилиндр. Конус. Шар. (16 ч)
Понятие цилиндра.
Площадь поверхности цилиндра. Развертка цилиндра.
Понятие конуса.
Площадь поверхности конуса. Развертка конуса. Усеченный конус.
Сфера и шар.
Уравнение сферы.
Взаимное расположение сферы и плоскости.
Касательная плоскость к сфере.
Площадь сферы.
5.Объемы тел (17 ч)
Понятие объема.
Объем прямоугольного параллелепипеда.
Объем прямой призмы и цилиндра. Объем наклонной призмы.
Объем пирамиды. Объем правильной пирамиды.
Объем конуса. Объем усеченного конуса.
Объем шара. Объем шарового сегмента. Объем шарового слоя. Объем шарового сектора.
6.Повторение (10 ч).
7.Резервные часы (2 ч.)
Планируемые результаты изучения предмета
Личностное развитие
Изучение геометрии в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию приводить примеры и контрпримеры, критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Познавательная деятельность
Обучающийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;
использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять сравнение, сопоставление,;
строить логическое рассуждение;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Информационно-коммуникативная деятельность
Обучающийся научится:
адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы;
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
работать в группе устанавливать рабочие отношения.
Обучающийся получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Рефлексивная деятельность
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование).
оценивать свои учебные достижения, поведение.
соблюдать нормы поведения в окружающей среде
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
Формирование ИКТ -компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Обучающийся научится:
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Формирование читательской компетентности,
умений и навыков работы с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса учащийся будет знать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
– вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Особенности реализации программы в 11 А классе:
необходимо учитывать высокую мотивацию к учебной деятельности большинства учащихся в классе, среднее качество подготовки, хорошие и слабые способности учащихся;
особое внимание следует уделять формированию логического мышления, математической речи учащихся;
организовывать проектную деятельность учащихся в ходе УВП;
особое внимание уделить подготовке учащихся к олимпиадам, обеспечить их подготовку и участие в различных формах внеклассной работы.
Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету и, как следствие, повышения качества знаний используются современные инновационные технологии:
Технология уровневой дифференциации обучения
Технология проблемно-развивающего обучения
Здоровье-сберегающие технологии
Технологии сотрудничества.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Геометрия
Учащиеся должны уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях.
Находить объемы геометрических тел. Находить площади поверхностей тел. Строить сечения многогранников.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и применяя простейшие вычислительные устройства.
Учебно – методическое обеспечение программы
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности.
В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения как:
метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания;
метод проектного обучения позволяет проследить особенности формирования приемов продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
При проектировании образовательного пространства (занятий) используются следующие формы организации учебной деятельности, которые определяются по основным видам деятельности подростков:
Основные виды учебной деятельности обучающихся 11 классов
Формы организации учебной деятельности
Совместно-распределенная
учебная деятельность
(С-РУД)
Личностно-ориентированные формы (включающие возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.: работы с основным текстом учебника, учебных пособий (составление разных видов планов, таблиц, конспектирование и т.д.)беседы, работа в малых группах, заочные экскурсии и т.д.).
Совместно-распределенная проектная деятельность
(С-РПД)
Формы, ориентированные на получение социально-значимого продукта: решение учебных задач, учебный проект,
Учебная исследовательская деятельность
(УИД)
Формы, направленные на получение опыта экспериментирования с объектами, социального экспериментирования: учебные исследования, исторические расследования, изучение и анализ исторических документов, подбор материала, реферирование и т.д.
Деятельность управления системными объектами
(группами людей) (ДУСО)
Формы, ориентированные на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения, управления малыми группами людей: инструктаж, консультации, взаимопроверки и т.д.
Творческая деятельность (художественное, техническое и другие виды творчества) (ТД)
Формы, направленные на самореализацию, самосознание, самоуправление, самокоррекцию, самоконтроль: конференция, создание презентаций и т.д..
Рефлексивная деятельность
Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».
В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.
Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Формы контроля
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:
текущий:
- входной мониторинг;
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- выполнения творческих работ,
- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
промежуточный:
- контрольные работы;
- самостоятельные работы;
- практические работы;
- тестирование;
- творческие работы и др.;
итоговый:
- итоговая контрольная работа;
- итоговый мониторинг (тест).
Особенности организации контроля
Текущий контроль можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта (срез знаний). Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль проводится в основном в письменной форме (контрольная работа). Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.
Итоговый контроль проводится в форме тестирования.
Основными формами подведения итогов по программе является результат сдачи экзамена, а также участие обучающихся в математических конкурсах, олимпиадах, конференциях муниципального, регионального, российского уровня с публичным представлением результатов исследовательских и проектных работ.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики.
На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения. Можно использовать комментированные упражнения, когда один из учеников вслух объясняет ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придает уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Поурочные домашние задания являются обязательными для всех. Активным учащимся предлагаются задания из дополнительной части. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется на занятии путем узнавания способа действий и называния ответов.
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
итого
Административный контроль ЗУНов
Промежуточный контроль
Итоговый контроль знаний
2
2
Количество плановых контрольных работ
1
1
1
1
4
6
Критерии оценки
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
вычислительные ошибки в задачах;
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не решенная до конца задача;
невыполненное задание;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
нерациональный прием решения;
незавершенные преобразования;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – высокий уровень выполнения требований к знаниям и умениям: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – хороший уровень выполнения требований к знаниям и умениям: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда ученика. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы ученика, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2010.
2. Зuв Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. - М.: Просвещение, 2010.
3. Обучающие и проверочные задания по геометрии. 10-11 кл. к учебнику Л. С. 1Атанасяна и др. (авт. Т. Н. Алешина. М.: Интеллект-Центр, 2008). М.: Илекса, 2011г.
4. А.И.Ершова, В.В.Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы.
Образовательные диски
Живая школа. Живая геометрия. М. Институт новых технологий образования.2005
Математика 5-11. Практикум, М, Дрофа, 2006
Математика 5-11 классы. Практикум, М. Институт новых технологий, 2006
Календарно – тематическое планирование учебного материала
Календарные сроки
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Результаты обучения
Виды контроля
Предметные
Общеучебных умения, навыки и способы деятельности, компетентности
Раздел 1. Некоторые сведения из планиметрии – 2часа
04.09
1
Понятие вектора на плоскости. Правила сложения векторов.
1
Знать основные способы построения векторов, нахождение суммы и разности векторов, запись векторов по их координатам.
Уметь решать задачи с использованием этих знаний.
Интеллектуальная: различать способ и результат действия;
Информационная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативная: контролировать действия партнера
04.09
2
Координаты вектора.
1
Векторы в пространстве6часов
08.09
3
Понятие вектора в пространстве.
1
Знают как построить вектор в пространстве .Знают как найти сумму или разность, умножить вектор на число.
Умеют строить векторы в пространстве, находить длину и координаты векторов.
Интеллектуальная: различать способ и результат действия;
Информационная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативная: контролировать действия партнера
Познавательная деятельность: использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, обучение основам ознакомительного, изучающего чтения, строить логическое рассуждение
11.09
18.09
4-5
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
2
18.09
25.09
6-7
Компланарные векторы. Решение задач на применение свойств векторов.
2
С.р.
25.09
8
Контрольная работа №1
1
К.р.
Метод координат в пространстве15 часов
02.10
02.10
9-10
Коррекционная работа.
Координаты вектора в пространстве.
Простейшие задачи в координатах
2
Умеют строить прямоугольную систему координат в пространстве. Умеют строить вектор по его координатам. Умеют находить координаты заданных векторов. Умеют находить координаты середины отрезка.
Знают определение и способы построения векторов в пространстве.
Могут применять определения и свойства при решении задач на построение. Могут находить скалярное произведение и использовать его при решении задач.
Уметь строить и находить углы между прямыми, используя скалярное произведение.
Уметь находить угол между пересекающимися и скрещивающимися прямыми.
Интеллектуальная: различать способ и результат действия;
Информационная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативная: контролировать действия партнера
Познавательная деятельность: использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, обучение основам ознакомительного, изучающего чтения, строить логическое рассуждение
09.10
11-12
Прямоугольная система координат в пространстве.
Координаты вектора..
1
16.10
16.10
13-14
Простейшие задачи в координатах.
1
Срез 1
23.10
15
Контрольная работа №2
1
23.10
16
Коррекционная работа
1
К.р.
06.11
06.11
Угол между векторами. Решение задач.
2
13.11
13.11
Скалярное произведение векторов.
2
К.р.
20.11
20
Вычисление углов между прямыми.
1
20.11
27.11
21-22
Углы между прямыми и плоскостями Направляющий и нулевой вектор.
2
27.11
23
Решение задач из текстов Е.Г.Э
1
04.12
24
Контроль знаний
1
К.р
Цилиндр. Конус. Шар.- 16 часов
04.12
25
Понятие цилиндра. Развертка цилиндра.
1
Уметь строить цилиндр и конус, представлять их развертку, находить поверхность цилиндра и конуса.
Знать формулы для вычисления поверхности цилиндра и конуса.
Интеллектуальная: различать способ и результат действия;
Информационная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативная: контролировать действия партнера
прямой и плоскости; понятие ортогонального проектирования.
Познавательная деятельность: использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, обучение основам ознакомительного, изучающего чтения, строить логическое рассуждение
11.12
11.12
26-27
Площадь поверхности цилиндра.
2
18.12
28
Понятие конуса. Построение и элементы конуса.
1
18.12
25.12
29-30
Площадь поверхности конуса. Решение задач на вычисление боковой и полной поверхности конуса.
2
Уметь решать задачи на вычисление площадей поверхностей, входящих в тексты Е.Г.Э.
Срез 1
25.12
31
Усеченный конус. Поверхность усеченного конуса. Решение задач.
1
Знать понятие усеченного конуса, Находить поверхность конуса.
Уметь решать задачи на вычисление поверхностей, строить сферу и составлять ее уравнение.
Уметь применять полученные знания при решении задач.
15.01
15.01
32-33
Сфера и шар. Уравнение сферы. Решение задач на составление уравнений сферы.
2
22.01
22.01
34-35
Взаимное расположение сферы и плоскости .Решение задач.
2
Срез 2
29.01
36
Касательная плоскость к сфере. Построение. Свойства.
2
Срез 3
29.01
37
Площадь поверхности шара.
1
05.02
38
Повторение теории. Решение задач на вычисление поверхностей тел вращения.
1
05.02
39
Контрольная работа №4
1
К.р. №3
Объемы тел - 17 часов
12.02
40
Понятие объема. Свойства объемов тел.
1
Знать, как распознавать на чертежах и моделях пространственные формы. Уметь соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями. Уметь иллюстрировать свойства объемов на конкретных примерах.
Интеллектуальная: различать способ и результат действия;
Информационная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативная: контролировать действия партнера
прямой и плоскости; понятие ортогонального проектирования.
Познавательная деятельность: использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, обучение основам ознакомительного, изучающего чтения, строить логическое рассуждение
12.02
19.02
41-42
Объем прямоугольного параллелепипеда. Решение задач из текстов Е.Г.Э.
2
Знать, как распознавать на чертежах и моделях пространственные формы.
Уметь соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями,
Иметь представление о многогранниках, различать виды многогранников, определение призмы, ее элементов, различают виды призм. Иметь представление о виде многогранников –призме и пирамиде, знать определение и виды призм и пирамид, находить их объемы.
Интеллектуальная: различать способ и результат действия;
Информационная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативная: контролировать действия партнера
прямой и плоскости; понятие ортогонального проектирования.
Срез 1
19.02
26.02
43-44
Объем прямой призмы и цилиндра.
2
26.02
45
Вычисление объемов тел с помощью интеграла. Понятие тел вращения.
1
Срез 2
05.03
46
Объем наклонной призмы .Решение задач на вычисление объемов тел.
1
05.03
12.03
47-48
Объем пирамиды.
2
Зачет №4
12.03
19.03
49-50
Объем конуса.
2
19.03
51
Объем шара.
1
Знать, как находить объем шара, как тела вращения.
Уметь применять формулы при решении задач.
02.04
02.04
52-53
Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
2
Знать отличие при применении формул на вычисление объемов частей шара.
Уметь находить объемы тел вращения.
09.04
09.04
54-55
Площадь сферы. Решение задач из текстов Е.Г.Э.
2
Уметь применять полученные знания при решении задач.
16.04
56
Контрольная работа №5
1
К.р.
Повторение – 12 часов
16.04
23.04
57-58
Векторы в пространстве. Решение задач.
2
Интеллектуальная: различать способ и результат действия;
Информационная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативная: контролировать действия партнера
прямой и плоскости; понятие ортогонального проектирования.
Срез 1
23.04
30.04
59-60
Площади поверхностей тел вращения.
2
Срез 2
30.04
07.05
61-62
Объемы многогранников.
2
07.05
14.05
63-64
Объемы тел вращения.
2
Тест
14.05
21.05
65-66
Площади плоских фигур.
2
21.05
67
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
28.05
68
Итоговая контрольная работа.
1
Информационное обеспечение
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2010.
Зuв Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. - М.: Просвещение, 2010.
Обучающие и проверочные задания по геометрии. 10-11 кл.
К учебнику Л. С. Атанасяна и др. (авт. Т. Н. Алешина. М.: Интеллект-Центр, 2008).
Рабочие тетради по геометрии для 10-11 классов.
5.Рабочие программы по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др. Базовый уровень. Издательство»Учитель», 2013г.
6.Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия, М.: «Просвещение», 2009г.
Образовательные диски
Живая школа. Живая геометрия. М. Институт новых технологий образования.2005
Математика 5-11. Практикум, М, Дрофа, 2006
Математика 5-11 классы. Практикум, М. Институт новых технологий, 2006
Литература для учащихся:
1. Ковалёва Г.И. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания по математике для подготовки к ЕГЭ. Волгоград,2009
2.Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г.И. Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка – Волгоград: Учитель.
3.Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ. 2006-2013
4.Математика. ЕГЭ – 2013: экспресс-курс для подготовки к экзамену / Д.Д. Гущин. - М.: Издательский дом «Учительская газета», 2013.
Министерство образования РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5 - 11 классы:
http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Новые технологии в образовании:
http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задачи: информационно-поисковая система задач по математике:
http://zadachi.mccme.ru/
Интернет-портал Всероссийские олимпиады школьников:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-поисковая система «Задачи»:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения:
http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm/
13PAGE 15
13PAGE 14515
13PAGE 15
13PAGE 142115
Заголовок 2Заголовок 8Заголовок 915