Исследовательская работа на тему История Реального училища в Воронеже
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
Реальное училище
Выполнила: Мельник Анастасия Викторовна
10 «Б» класс
Руководитель: Левина Елена Леонидовна
учитель истории и обществознания.
Воронеж 2016
Оглавление
Введение;
История Реальных училищ в Российской империи;
Реальное училище в Воронеже:
Идея создания учебного заведения в городе;
Осуществление задумки;
Внутренняя жизнь училища;
Замечательные выпускники Воронежского отделения;
Заключение;
Список литературы;
Приложения.
Введение
Город Воронеж славится своей прекрасной архитектурой. Каждое здание в нем имеет неповторимую и интереснейшую историю. Некоторые дома, раньше постоянно бывшие на устах, стираются с лица Земли, а также из нашей памяти. Но их существование невероятно сильно повлияло на историю нашего края и стало фундаментом для становления на нем настоящего.
Одним из таких зданий является Реальное училище, которому в этом году исполняется 140 лет. Располагающееся на Старомосковской, ныне Студенческой, улице оно положило начало школам, дающим действительно полезное образование.
Менее чем через год после утверждения нового гимнастического устава, 14 мая 1872 года, Александр II утвердил устав реальных училищ. Недавно созданные реальные гимназии упразднялись. Цель же реальных училищ, как было определено в уставе, заключалась « в доставлении учащемуся юношеству общего образования, приспособленного к практическим потребностям и к приобретению технических познаний».
Эта исследовательская работа посвящена, как было сказано ранее, Реальному училищу и отпечатку, который оставило это учебное заведение на страницах истории нашего города.
Целями и задачами данной работы служат:
пояснение назначения Реальных училищ в Российской империи XIX века;
посвящение в процесс разработки идеи строительства учебного заведения данного типа в Воронеже;
освещение трудностей, с которыми пришлось столкнуться основателям данной школы;
разборка внутренней жизни училища: традиции, обязанности учеников, наказания, применяемые в классе;
анализ значения Реального училища в жизни нашего города и всей России;
ознакомление людей с историей нашего края;
обработка опроса жителей Воронежа и формулировка вывода.
Для выполнения всех поставленных перед нами задач, требуется проделать достаточно большой объем работы. Ограничиваясь лишь на одном ресурсе информации, можно упустить действительно важные сведения, позволяющие более четко представить то, что освещается в работе. Именно поэтому эта работа собрана из очень большого количества источников: библиотечных книг, интернет-сайтов, непосредственного общения с людьми работающими и обучающимися в учебном заведении, которое стоит на месте Реального училища, опроса жителей нашего города, работы с более осведомленными людьми педагогами и просто заинтересованными в этом вопросе гражданами.
Для более полного освещения выбранной нами темы, ниже приведены статистические и фотоматериалы, копии документов, текстов, карты и другие материалы.
Таким образом, в этой исследовательской работе, посвященной училищу-юбиляру, мы рассмотрим историю появления, становления Реального училища и трудностей, возникающих на пути его основателей.
История Реальных училищ в Российской империи
Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.
Одним из первых основателей реальных школ считается пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу. В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.
В России прототипом реальных училищ стали в 1839 г. реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 г. было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 г.
В реальных училищах устанавливался шестилетний срок обучения (в реальных гимназиях был семилетний). Пятый и шестой классы могли делиться на два отделения: основное и коммерческое. На основном отделении разрешалось открывать дополнительный седьмой класс с тремя отделениями: общим предназначенным для подготовки в высшие специальные учебные заведения, механико-техническим и химико-техническим. Но выпускники реальных училищ практически не имели доступа к высшему образованию, так как не во всех училищах были седьмые дополнительные классы, дававшие право поступления в высшие специальные учебные заведения. Университеты в этот период вообще были для реалистов закрыты.
В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. После Октябрьской революции 1917 г. этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них в Советской России возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](прообраз системы ГПТУ 1960-х) и,
с 1923, техникумы (как полноценные средние специально-технические учебные учреждения, ссузы). При этом следует помнить принципиальную разницу: дореволюционные реальные училища были на ранг более высокими учебными заведениями, чем школы подготовки рабочих и в системе народного просвещения Российской Империи занимали место между профтехучилищами и техникумами эпохи СССР.
В настоящее время существенно трансформированные реальные училища существуют в системах образования ряда государств как учреждения подготовки высококвалифицированных рабочих.
Идея создания учебного заведения в Воронеже
История реального училища в Воронеже началась 22 марта 1872 г.. На заседании Воронежской городской думы наряду с другими вопросами обсуждалось сообщение губернатора С. Л. Кряжова о праздновании 200-летней годовщины рождения Петра I. Пользуясь случаем, гласный Г.М. Веселовский предложил открыть в Воронеже «общественное реальное училище в память Великого нашего реформатора». Город действительно нуждался в школе, которая давала бы практически полезное образование.
Была избрана комиссия в составе гласных: С.Л. Кряжова, Г.М. Веселовского, П.К. Капканщикова, А.Ф. Москалева и А.С. Кретова. 2 мая 1872 г. она подготовила предложение о бюджете училища, объеме его курса, средствах содержания.
Комиссия руководствовалась широко распространенным тогда мнением, что в реальном образовании нуждаются все городские сословия. Купечество избегало классического образования, отдавая своих детей в столичные Реальные школы или определяя их в местные классические гимназии на половину срока обучения, а затем отрывало от учебы для ведения торговых дел. Большинство мещан, хорошо понимая, что курс уездных училищ, где учились их дети, не соответствует современным условиям торгового и промышленного труда, также хотели реального образования. В дворянской и духовной среде за реальное обучение стояли те, кто не мог по своим средствам вести детей дальше 7-го класса гимназии, а таких было большинство. Предлагаемая школа должна была удовлетворить все сословия и стать действительно реальной, т.е. и ремесленной, и коммерческой, и технической.
Кроме общеобразовательных предметов, закона Божьего, русского и иностранных языков, истории, географии, естествознания, в состав курса предполагалось ввести черчение, химию, механику, технологию, товароведение, бухгалтерию и законоведение науки, необходимые для практической деятельности представителей всех сословий.
Курс обучения предполагался шестилетний (три года общеобразовательных и три специальных). Он должен был носить не только теоретический характер, но и практический, чтобы выпускники школы могли организовать управление того или иного производства.
Штат учащихся был определен комиссией в 150 человек. Основанием послужил отчет местной гимназии, где в 1870 г. занималось 450 учеников, из которых многие находились там лишь потому, что в Воронеже не было других средних учебных заведений. Такие ученики при первом удобном случае покидали гимназию задолго до окончания курсе. Кроме того, имелось в виду, что дети некоторых воронежцев обучались в столичных училищах.
Таким образом, появилась идея создания в Воронеже учебного заведения, такого необходимого городу.
Осуществление задумки
В память 200-летнего юбилея Петра школу предполагалось назвать «Петровским политехническим училищем».
Спустя год, 24 августа 1873 г., Воронежская Дума по заявления гласного Г.М. Веселовского вновь ставит вопрос об утверждении устава нового учебного заведения. Его проект правительство не только не утвердило, но вообще ничего не сообщило об этом.
Тогда Дума направила делегацию в Петербург с ходатайством о скорейшем решении вопроса. Одновременно Воронежский губернатор обращался к министру внутренних дел по поводу открытия училища, но разрешение не получил.
5 ноября 1873 г. уполномоченные Думы прибыли в столицу и узнали, что проект не получил одобрения министров народного просвещения, финансов и внутренних дел. Его собирались вернуть в Воронеж. Главными были замечания министра финансов. Он считал невозможным совместить прохождение шестилетнего курса общеобразовательных и специальных предметов с занятиями в мастерских. Устройство «политехнических мастерских» было, по его мнению, возможно лишь при высших технических училищах, да и то с огромными затратами. К тому же занятия в мастерских могут отрицательно повлиять на общее образование. Уполномоченные согласились и оставили в проекте одну лабораторию и кабинеты естественных наук, моделей по механике и строительству, образцов технических производств. Общеобразовательный курс был расширен до восьми лет.
Но правительство не утвердило проектированный Воронежской Думой устав Петровского политехнического училища и проектированный уполномоченными устав Петровского восьмиклассного реального училища. Тогда возникла мысль ходатайствовать об открытии в Воронеже военной гимназии для представителей всех сословий.
Гласные Думы решили ознакомиться с программами как военной гимназии, так и реального училища, чтобы убедиться, какое учебное заведение нужнее городу.
Главное отличие программ состояло в следующем: в реальных училищах практическая направленность, в военной гимназии приобретение систематических знаний. Кроме того, гимназия служила подготовительным заведением для поступления в военные училища. Окончившие ее приобретали одинаковые права с учениками реальных училищ.
Мнение членов комиссии по вопросу учебного заведения разделились, и собрание постановило решить дело закрытым голосованием. Большинство высказалось за реальное училище. Тогда Дума постановила: вопрос об утверждении в Воронеже реального училища считать решенным.
На содержание реальных училищ было положено по штату государственной казны 28 880 рублей.
23 июня 1875 года городская Дума постановила:
Ходатайствовать в установленном порядке перед правительством об открытии в Воронеже реального училища в составе шести классов с двумя отделениями: основным и коммерческим в последних двух классов и дополнительным высшим классом в составе трех отделений: общим, химико-техническим, механико-техническим.
Предложить правительству пособие о г. Воронежа на содержание училища 10 000 рублей в год.
Пригласить к участию в этих расходах Воронежское губернское земское собрание.
На заседании 10 сентября 1875 года Дума постановила поручить городскому голове А.Н. Аносову
Список литературы
Ю. В. Пыльнев «История народного образования Воронежского края»