Презентация исследовательской работыПо одежке встречают(роль описания одежды героев в литературном произведении)
ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ…
Одежда — самое простое средство раскрытия личности..Софи Лорен.
Вопросы:1.По какому принципу автор выбирает одежду литературному герою? 2.Как одежда отражает жизнь различных слоев населения 19-го века? 3.Какие трудности возникают у учащегося при чтении описания одежды героя литературного произведения?4. Какова роль описания одежды героя в создании образа?
Гипотеза:Без понимания роли описания одежды литературного героя невозможно понять образ, созданный автором.
Объект исследованияописание одежды литературного персонажа. Предмет исследования роль понимания устаревших названий одежды в литературном произведении 19-го века для современного школьника.
Основная цель работыВыяснить значение слов, обозначающих названия одежды 19-го века, определить роль описания костюма в создании образа литературного героя.
Основные задачиКонсультация с учителем русского языка.Анализ результатов теста.Изучение проблемной и справочной литературы.Работа с литературными произведениями Анализ устаревших названий одеждыСоздание приложения
«Для того, чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно говорить много слов о её жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».А.П. Чехов
Панталоны, фрак, жилет....Всех этих слов на русском нет!
И.С Тургенев«Этот волосатый?» П.П. Кирсанов«Щегольство какое в деревне, подумаешь!Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» Е.В. БазаровОтцы и дети.
..Вдруг лицо его изменилось, и, обернувшись к Аркадию, он, как бы с смущением, проговорил: «Одинцова приехала».
Бежин луг.«..Детские звонкие голоса раздались вокруг огней; два-три мальчика быстро поднялись с земли.»«..Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун.»
«Добрый папаша! К чему в обаянииУмного Ваню держать?Вы мне позвольте при лунном сиянииПравду ему показать..»Железная дорога.АРМЯК
Вопросы для анкетирования.1) Обращаете ли вы внимание на описание внешнего вида персонажа (одежду) при чтении художественной литературы? Важно ли это для вас? 2) Что такое: А) Монисто Б) СьютВ) КамзолГ) ГречневикД) Армяк3) Для чего автор уделяет особое внимание описанию одежды героя в литературном произведении?
Результаты анкетирования.2. Никто не дал точного ответа ни на один термин.1.3. а) Внешний вид героя может быть отражением его характера, натуры. Он может ярко продемонстрировать интересы и вкусы персонажа.Б) Добавить слов в текст.
Выводы по работе:Костюм – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажейТема этой работы актуальна в наше время для читателя, но не- многие понимают эту значимость.Исследование описания одежды поможет учащемуся в будущем в освоении школьной программы, в написании сочинения, саморазвитии ученика.
Список используемой литературы:Ю. А. Федосюк «Что непонятно у классиков ,или энциклопедия русского быта XIX века.В. В. Колмакова «Семантика одежды в контексте художественного произведения (на примере романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)».Р.П Рогожникова, Т.С Карская « Школьный словарь устаревших слов русского языка.»И. С. Тургенев «Отцы и дети».И. С. Тургенев «Бежин луг».Н.А. Некрасов «Железная дорога».http://ru.wikisource.org/http://ru.wikipedia.org/http://citaty.info/Лотман, Ю.М. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (18-нач. 19 вв.)»
ПРИЛОЖЕНИЕОдежда:Крестьяне.Мужчины:Азям - разновидность кафтана. (летний)Зипун - верхняя одежда без воротника, из грубого домотканого полотна, признак бедности.Сермяга – домотканый кафтан из грубого сукна. Признак бедности. ( отсюда «Сермяжная Русь», т.е бедная).Гречневик – высокая, округлая шапка.Шлык. - любая крестьянская шапка (пренебрежение).Сибирка – короткий кафтан в талию синего цвета, обычно для лавочников и купцов.Женщины:Сарафан. - длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском.Панёва – полосатая юбка для замужних.Повойник – платок на голову (будни.Кокошник - полукруглый щиток надо лбом и с тульей сзади (праздники.)Кика - убор, с выдающимися вперед выступами.Шушун - род деревенской телогрейки.
ПРИЛОЖЕНИЕОдежда:Городская одежда:Мужчины: Ермолка – домашняя круглая шапочка.Альмавива – широкий плащ, закрывающий почти все туловище.Макинтош – прорезиненное пальто.Бекеш –мужская верхняя одежда, из меха или на вате.Редингот –длинное пальто в талию с пелериной.Венгерка. – расшитая спереди шнурами, зауженная в талии и отделанная мехом куртка. (Заимствованно у венгерских гусар).Женщины:Кацавейка – коротка распашная кофта без сборов и перехвата.Капот – широкая распашная одежда с рукавами, без перехвата в талии.Роброн – широкое платье с округленным шлейфом.Ватерпруф – летнее женское пальто, пришедшее с Англии.Мантилька – короткая накидка без рукавов.Эшарп – нарядный шарф.
ПРИЛОЖЕНИЕНекоторые детали туалета:Омбрелька – зонтик от солнца.Тюрлюрлю- легкая мантилька.Шемизетка – легкая кофта, вставка на груди женских блузок.Ток – высокая дамская шляпа без полей.Пачули – сильно пахнущие дешевые духи.Манишка – одевалась мужчинами на грудь, имитирую перед сорочки.Ткани:Драдедам – тонкое сукно.Мухояр. – хлопчатобумажная пестрая ткань с примесью шелка или шерсти.Тарлатан – прозрачная, легкая ткань.Тармалама – плотная шелковая или полушелковая ткань.Шалон – плотная шерсть.Китайка – гладкая хлопчатобумажная ткань.Расцветки:Аделаида – темно-синий.Бланжевый – телесный.Дикий, дикенький. – светло-серыйМасака’ – темно-красный.Пюсовый –темно –коричневый.Двуличневый –с переливом, как бы двух цветов с лицевой стороны.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!