Роль декоративного искусства в эпоху Египта. 5 класс (ИЗО)
Конспект, открытого, урока по изобразительному искусству с использованием ИКТ, образовательных интернет-ресурсов
5 класс
Тема: Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египт.
Цель: Выявить роль и особенности украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.
Задачи:
Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
Познакомить с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти, с цветовой гаммой одежды, материалом.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Жанр уроков: Урок изучения нового материала с применением ИКТ (через презентацию, практикумы, образовательные интернет-ресурсы)
Форма работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
УУД: Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира. Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Планируемые результаты: Предметные: -знать: основные достижения искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян; основные понятия по изучаемой теме: искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна -уметь: находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках; применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме. Личностные: приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества; приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам. Метапредметные: способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока; умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами; представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах
Оборудование и материалы:
Презентация по теме урока, созданная по учебнику Б.М. Неменского.
Художественные материалы: бумага, цв. карандаши
Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы
Художественные материалы: бумага, цв. карандаши, пр карандаш, ластик.
Литература: Школьная энциклопедия – история Древнего мира, Изобразительное искусство 5 класс - поурочные планы по программе Б.М. Неменского,
Межпредметные связи: история, музыка, литература
План проведения урока
Беседа об истории и культуре Древнего Египта, сопровождающая показ презентации, в ходе которой ученики знакомятся с характерными особенностями египетской культуры, одеждой, причёсками и украшениями египтян.
Во время беседы ребята заполняют экспертный лист.
Постановка художественно-творческой задачи (выполнение фигуры египтянина, божества, фараона или египетской царицы).
Практическое выполнение задачи.
Самоанализ выполненных работ и подведение итогов.
Ход урока:
Деятельность учителя
Д. учащихся.
Орг. момент
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем искусствоведами. Рассмотрим и проанализируем произведения загадочной древней страны. А вот какой, это мы с вами вместе узнаем и постараемся определить тему нашего урока.
Во время презентации будьте внимательны. Так как Вам надо заполнить Экспертный лист.
Слайд №1
Давайте посмотрим на доску. Перед вами произведения древней страны. Что это за страна? А к какому искусству относятся эти произведения?
А теперь давайте подумаем и сформулируем тему нашего урока.
«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.»
Слайд №2
Древний Египет
К декоративно прикладному искусству.
Слайд №3
В Древнем Египте, так же как и в других древних сообществах, не существовало декоративно-прикладного искусства в современном понимании. Все украшения были связаны с религией или с природными условиями, в которых жил человек поэтому, все украшения носили заклинательный характер. Все, что человек надевал на себя, должно было защитить его и помочь ему выжить. Все декоративно-прикладное искусство Древнего Египта тесно связано с мифологией. Все это мы с Вами можем увидеть на настенных росписях. Ребята где изображали настенные росписи?
Самая известная пирамида Хеопса. крупнейшая из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], единственное из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сохранившееся до наших дней.
Внутри пирамид. Ими украшали пирамиды.
Слайд №4
О том, как выглядели древние египтяне, узнать, что носили фараоны, жрецы, обычные люди, какие были у них украшения, головные уборы, учёные-археологи узнали по фрескам гробниц и храмов Древнего Египта. При изображении человека мастера Египта использовали Канон- правила.
Слайд №5
Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка - калазирис - проговорить термин.
На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.
Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти – проговорите это слово
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.
Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета
Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Обувь имели право носить только фараоны – сандалии
Из пальмовых листьев, а затем и кожи.
Богатая отделка и качество ткани означало разницу между отдельными классами.
Слайд №6
Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх – проговорить слово
- воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.
- А вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин. Другие украшения как женщин, так и мужчин – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.
Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.
Все сословия носили клафт – платок, плотно облегавший голову, полосатый платок – немес.
Слайд №7
Слайд №8
В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой (в такой короне изображали Осириса, одного из главных богов Древнего Египта), а корона Нижнего Египта была красной.
Объединенная, двойная корона Двух Земель, символизирующая объединение страны и власть над ней, называлась пшент. Ее носили боги и фараоны, царствующие и в Верхнем, и в Нижнем Египте .
Существовала и древне Египетская символика. Ее использовали в украшениях и настенных росписях. Символ фараона – это скипетер и плеть.
Древние египтяне обожествляли силы природы, птиц, животных, растения и поклонялись множеству богов.
Боги Египта.
Бог Анубис - божество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с головой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мёртвых, хранитель ядов и лекарств.
Бог Тот- изображался, как правило, в виде человека с головой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в руках он держал посох и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. бог мудрости, знаний, письма, Луны и магии. Тот был богом, желавшим быть помощником царя в загробном мире. Цари очень желали его помощи.
Бог Гор (Хор)- Изображался в виде человека с головой орла (сокола). бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Хора.
Богиня Исида - одна из величайших [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] древности, ставшая образцом для понимания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а, соответственно, и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Также она известна как защитница мёртвых и богиня-покровительница детей.
Бог Осирис - бог возрождения, царь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и судья душ усопших. Обычно изображался в виде спеленутой мумии с зелёным лицом, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти хекет и нехеху ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Богиня Маат - Богиня истины, справедливости, гармонии, этики, божественного установления, равновесия, порядка, мудрости, знаний, правосудия, законов, морали, регулирующих звёзд, годовых циклов. На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения.
.
Слайд № 10
Египтяне мечтали о жизни после смерти все это было воплощено в особом культе. Культе мертвых. Поэтому они строили пирамиды- усыпальницы фараонов. В царские гробницы помещали все самое лучшее, все что может понадобится в загробной жизни. В ней рассказывалось как достичь загробной жизни. Здесь описывается посмертный суд [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] над умершим. Мы видим Осириса (царь и судья загробного мира) сидит на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] со знаками царской власти (с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и плетью). Наверху изображены 42 бога В центре зала стоят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на которых боги [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] взвешивают сердце покойного (символ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] усопшего, легкая или обремененная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а на другой Правда в виде пера богини [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поедало чудовище [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с головой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Как мы с вами помним эта настенная роспись является элементом декоративного оформления гробницы. А Сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд в этом вам помогут ваши экспертные листы.
Слайд №11
Кроссворд.
Задание
Используя шаблоны и опираясь на раздаточный материал изобразите египтянина или египетского бога соблюдая канон.
15