Он – прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас. Он в лесу густой, душистый, Как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

"Воздух-фокусник"
(средняя группа)
Составила: Мелякина
Елена Владимировна
(воспитатель 1 категории)
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Актуальность проекта: Актуальность и эффективность проекта
заключается в том, что непосредственно ребенку
предоставляется возможность не только проявить себя, но и
пополнить знания. При этом, развивая творческие способности
и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки
проектной деятельности, а также обеспечивается
индивидуальная траектория развития ребенка, где
предоставляется возможность участия в проекте в
соответствии с его способностями и интересами.
Таким образом, действия воспитателя состоят в том, чтобы
помочь каждому ребенку поверить в свои силы, создать
«ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить
основы интеллектуального образования.
Объект проекта: воздух.
Предмет объекта: как, используя свойства воздуха, показать
фокусы.
Цели проекта:

·
·развивать творческие способности ребенка, активизация
мышления в процессе расширения специально-моделируемых
проблемных ситуаций с воздухом.

·
·обогащать личный опыт ребенка и создать условия для
расширения представлений о свойствах воздуха: «обладает
силой», «передает запахи» и др.

·
·развивать поисковую деятельность ребенка: умение
планировать этапы своих действий, аргументировать свой
выбор; умение находить нестандартные решения в
проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные
способы использования обычных вещей; систематизация
знаний о свойствах воздуха; совершенствование уровня
накопленных практических навыков: экспериментирование с
объектами неживой природы; создание предметов-
заменителей, дополняя их соответствующими деталями

·
·активизировать речь ребенка;

·
·учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать
стремление к самостоятельному получению знаний опытным
путем.
Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его
можно использовать.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный (1 неделя)
На первом этапе реализации проекта, поисково-
аналитическом или подготовительном, мы исходя из
интересов ребенка, проводилось анкетирование
родителей, обсуждение целей, задач проекта с
родителями, создание условий необходимых для
реализации проекта. Затем обозначили проблему: где
найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем?
Применение воздуха. Как и из каких источников мы
можем получить информацию о воздухе?
2 этап – основной (2 недели)
Накопление знаний и умений в разнообразных видах
деятельности:
– беседы (где найти невидимку; свойства невидимки;
как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы
из энциклопедий, видеосюжеты (воздух в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации
разного типа (каким бывает воздух, что происходит с
воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух
движется и др.);
– трудовая деятельность (изготовление модели
воздушного змея, «хитрой змейки» для определения
свойства воздуха);
– экспериментально-исследовательская деятельность
(«Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный
шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что
умеет воздух?» и др.);
– решение проблемных задач и ситуаций ( как
проверить, что воздух обладает силой и др.);
– проявление действий воздуха в природе;
– тематические занятия: («Какой воздух в нашем
городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка).
3 этап – презентационный (1 неделя)
– изготовление модели воздушного змея;
– занятие-развлечение «Воздух-фокусник»;
– отражение усвоенных знаний о свойствах воздуха в
рисунках «Невидимка в гостях».
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Оборудование и материалы: баночки, стаканчики, палочки,
мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, пробки, мелкие
игрушки, пластилин, изготовленный змей, фен, парусник,
воздушные шары, мячи и др.; познавательная литература,
картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат,
материалы для продуктивной деятельности, компьютер.
Предполагаемый продукт проекта: занятие-развлечение
«Воздух-фокусник», рисунок « Невидимка в гостях».
Список литературы:
1. Н.А.Рыжова «Воздух невидимка» Москва, 1998г.
2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим
миром» Санкт- Петербург. «Детство Пресс», 2011г.
НОД на тему: «Воздух – невидимка»
(для детей среднего возраста)
Задачи:

·
·Дать детям представления о том, что наличие
воздуха одно из условий существование живых
организмов.

·
·Формировать интерес к экспериментальной
деятельности, моделированию.

·
·Развивать логическое мышление, интерес к
природным явлениям.

·
·Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Словарная рабо
·та: Обогатить словарь детей словами:
лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость
воздуха;
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку,
а вы попробуете ее отгадать:
Через нос проходит путь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Воспитатель: - Правильно, это воздух.
- Ребята, а кто знает кто изучает воздух.(ученые)
- А где работают ученые? (в лаборатории)
- А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу
лабораторию.
Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в
лаборатории.
- Ребята, давайте с вами проведем опыты:
Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с
водой.
Воспитатель: - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан
с водой. Что происходит?
(выходят пузырьки)
Воспитатель: - Вот видите! Значит, воздух есть у нас
внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы
подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом
выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
Посмотрите.
Воспитатель: - Ребята, а какие пузырьки можно еще
пускать?(мыльные)
Воспитатель: - А вы хотите попускать мыльные? (Да)
- А как вы думаете, что находится внутри мыльных
пузырей?
Дети: - мыло.
Воспитатель: Конечно, мыло!
Воспитатель: - Мыльные пузыри получаются из мыльного
раствора и воздуха путем надувания. Пузырь
увеличивается в размере, когда туда проникает воздух.
При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из
себя.
(Каждый ребенок надувает свой пузырь)
Воспитатель: - Посмотрите, у каждого пузырь получился
разный, у кого большой, у кого маленький, но все они
получились из мыльного раствора.
Воспитатель: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим?
(нет)
- Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы
его сможем?(нет)
Воспитатель: - А
хотите, я вам покажу,
как можно поймать
воздух?
Опыт 2: Что в пакете?
Воспитатель: -
Давайте, возьмем
полиэтиленовый пакет.
- Что в нем? (он
пуст)
- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите,
какой он тоненький.
- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и
закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал
упругим, плотным.
Воспитатель: - А теперь, что вы видите? (В пакете
воздух)
Воспитатель: - А если мы с вами отпустим его, что
произойдет с пакетом?
(он станет, плоским и тоненьким)
Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет,
а затем дружно его выпустим.
Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы
его не видим, но с помощью носа, мы можем его
чувствовать.
- С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с
помощью ветера)
Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в
нашей лаборатории.
- Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.
Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать
при помощи ветра?
(Волны на воде, попускать корабли, сделать веер и
подуть на лицо)
Воспитатель: - Я машу веером, толкаю воздух,
получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то
воздух не движется, и вертушка не вертится.
- Оказывается, воздух двигается и доносит до нас
разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидеть
воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его
услышать.
- А вы знаете как это можно сделать?
- Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие
задание, нам надо подкрепиться:
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети
садятся).
Опыт 3: "Что звучит? "
Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать
воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к
нижней губе и подуем сбоку в горлышко.
- Что происходит с воздухом? (он свистит)
- Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги
(можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль
нее так, чтобы получился звук.
Воспитатель: - Что происходит?
Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он
заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.
Воспитатель: - Для того чтобы подтвердить, давайте
просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то
сказать.
- Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)
Воспитатель: - А как вы думаете, какие еще предметы
издают звуки?
- Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги;
переливание воды - шум ручья; стук пальчиками по
металлу - стук дождя.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с
заданиями как настоящие ученные, и даже справились
последним заданием, о котором подробнее мы поговорим
с вами при следующей встрече.
15