Примерная рабочая программа по химии для студентов 1 курса в соответствии с ФГОС, специальность-20.02.01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины Химия разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС С(п)ОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г.
2.Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности:
280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».
3.Учебного плана основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Екатеринбургский энергетический техникум» (далее ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»), утвержденных 10 июня 2013 г. по специальности СПО:
280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».
4.Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180)
Организация-разработчик: ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
Составитель:
Арканова Е. И., преподаватель ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
Рекомендовано методическим советом ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский энерготехникум»
Протокол №____________ от «____»__________2014 г.
Председатель: зам. директора по УР _______________ Е.А.Тищенко
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
условия реализации учебной дисциплины
18
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, реализуемой в пределах освоения ОПОП по специальности СПО естественнонаучного профиля: 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП по специальности СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций (в соответствии с ФГОС СПО), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ФГОС С(п)ОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Результаты освоения основной образовательной программы
Коды формируемых общих компетенций
Личностные результаты
ОК 1, ОК 2, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК 9,
ОК 10
сформированность ценностей образования, личностной значимости химического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса общения
ОК 1
ОК 2
ОК 6
ОК 7
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
ОК 2
ОК 6
ОК 9
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимание химии как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте
ОК 1
ОК 2
ОК 8
ОК 10
сформированность мотивации образовательной деятельности обучающихся как основы саморазвития и совершенствования личности
ОК 1
ОК 2
ОК 6
ОК 7
ОК 9
Метапредметными результатами являются освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее УУД), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации сотрудничества, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК 9
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности
ОК 1
ОК 6
ОК 7
ОК 8
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
ОК 2, ОК 8, ОК 9
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 8
ОК 2, ОК 9
ОК 2, ОК 3
ОК 3, ОК 4, ОК 9
ОК 2, ОК 3, ОК 9
ОК 2, ОК 3, ОК 7,
ОК 8, ОК 9
Познавательные УУД включают:
- умение самостоятельно определять и формулировать цели деятельности и составлять планы деятельности;
- способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели);
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ОК 2, ОК 8, ОК 9
ОК 3, ОК 4, ОК 5,
ОК 8, ОК 9
ОК 4, ОК 5, ОК 6
ОК 4, ОК 5
ОК 2, ОК 3, ОК 9
ОК 3, ОК 8
ОК 5
ОК 5, ОК 6
ОК 3, ОК 5, ОК 8, ОК 9
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
ОК 5, ОК 6, ОК 7
Предметными результатами освоения дисциплины являются:
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;готовность и способность применять методы познания при решении практических задач
сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников
ОК 1
ОК 2, ОК 4
ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5
ОК 2, ОК 3, ОК 4,
ОК 5, ОК 9
ОК 4, ОК 5, ОК 9
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
уверенно использовать химическую терминологию и символику;
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
оперировать основополагающими химическими понятиями, закономерностями, законами и теориями;
объяснять химическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;
решать химические задачи;
применять полученные знания для объяснения условий протекания химических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
применять основные методы научного познания, используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между химическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы;
обосновывать собственную позицию по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
роль и место химии в современной научной картине мира, в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
основополагающие химические понятия, закономерности, законы и теории;
химическую терминологию и химическую символику;
основные методы научного познания, используемые в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
_ структуру периодической системы Д.И. Менделеева, строение электронных оболочек атомов химических элементов;
- виды химической связи, правила определения степени окисления;
- типы химических реакций, тепловой эффект химической реакции, закономерности протекания химических реакций;
- окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса;
- особенности протекания электролитической диссоциации, гидролиза солей и электролиза солей;
- общую характеристику неметаллов;
- общую характеристику металлов, виды коррозии и способы ее предупреждения, комплексные соединения и их применение;
- общие научные принципы химического производства;
- основные положения теории А.М. Бутлерова, явление изомерии;
- правила систематической номенклатуры, эмпирические названия для органических соединений;
- характеристику углеводородов, механизмы протекания химических реакций;
- глобальные проблемы человечества.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 206 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
206
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
156
в том числе:
лабораторные работы
20
практические занятия
60
экзамен
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50
в том числе:
Работа с источниками информации (конспектирование, подготовка сообщений, составление опорных схем структуры текста)
Решение задач
Разработка презентаций
Разработка и защита проекта
Составление сравнительных и обобщающих таблиц
Сочинение-рассуждение (эссе)
Самоподготовка к практическому занятию
Самоподготовка к лабораторной работе
Составление терминологического словаря по теме
Составление алгоритмов решения задач
Самоподготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену)
Дополнительные индивидуальные и групповые задания (составление опорных схем и конспектов, составление рецензии на выступление, составление списка основных проблем, связанных с темой; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам)
14
11
3
2
2
1
1
1
1
4
2
8
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
98
Тема 1.1
Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала
4
2
1
Современные представления о строении атомов. Элементарные частицы. Химический элемент. Формы существования химического элемента.
Практические занятия
«Инструктаж по правилам безопасности при работе в химической лаборатории. Химическое лабораторное оборудование и реактивы»
«Расчеты по химическим формулам и уравнениям»
«Вычисление массы (объема) вещества по известной массе (объему) другого вещества, участвующего в реакции»
6
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации.
Составление уравнений предложенных реакций и выполнение расчетов по предложенным химическим формулам и уравнениям.
Самоподготовка к практическим занятиям
2
Тема 1. 2
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Строение атома.
Содержание учебного материала
4
3
1
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Развитие научных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р- электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.
Практические занятия
«Характеристика элементов с учетом местонахождения в периодической системе»
«Составление электронных формул атомов элементов и графических схем ( энергетических диаграмм), заполнение их электронами»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации.
Составление электронографические схемы элементов 3-4 периодов периодической системы Д.И. Менделеева
Подготовка эссе по теме: «Развитие научных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева».
2
Тема 1. 3
Химическая связь. Строение вещества.
Содержание учебного материала
4
2
1
Вещество. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Виды химической связи. Длина и энергия связи. Понятие об электроотрицательности химических элементов. Степень окисления. Ионная связь, ее образование. Заряд иона. Ковалентная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток. Агрегатное состояние вещества: газообразные, жидкие, твердые и дисперсные системы
Практические занятия
«Определение видов химической связи в неорганических соединениях»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации. Расстановка степеней окисления в предложенных химических соединениях и выполнение иллюстраций различных видов химической связи.
Выполнение индивидуальных или групповых творческих заданий.
3
Тема 1.4
Закономерности протекания химических реакций
Содержание учебного материала
2
2
1
Химические реакции и их классификация. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях. Понятие о скорости химической реакции Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. Обратимые и необратимые химические реакции Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.
Практические занятия
«Решение задач на расчет теплового эффекта реакции»
«Химическая кинетика»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации. Решение задач и составление типичного алгоритма кинетических задач.
Выполнение упражнений на расчет скоростей химических реакций. Составление терминологического словаря
2
Тема 1.5
Окислительно-восстановительные реакции
Содержание учебного материала
4
3
1
Реакции окислительно-восстановительные. Метод электронного баланса.
Практические занятия
«Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации.
Выполнение упражнений на составление окислительно-восстановительных реакций и алгоритма по ОВР
2
Тема 1.6
Водные растворы. Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Электролиз.
Содержание учебного материала
6
2
1
Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов солей.
Лабораторные работы:
«Реакции ионного обмена»
«Общие свойства солей, гидролиз солей»
4
Практические занятия
«Составление реакций ионного обмена»
«Составление уравнений гидролиза»
«Составление схем электролиза растворов солей. Решение расчетных задач на электролиз»
6
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации.
Составление уравнений электролитической диссоциации неорганических соединений.
Самоподготовка к лабораторной работе. Подготовка презентаций на выбранную тему:
«Составление реакций ионного обмена»
«Составление уравнений гидролиза»
«Составление схем электролиза растворов солей. Решение расчетных задач на электролиз»
2
Тема 1.7
Неметаллы
Содержание учебного материала
2
2
1
Неорганические вещества. Классификация неорганических веществ. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV - VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Аллотропия неорганических веществ. Многообразие неорганических и органических веществ.
Практические занятия
«Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке»
«Вычисление массы вещества в растворе по массе раствора и массовой доле растворенного вещества»
4
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации.
Подготовка презентации на тему «Аллотропия и многообразие неорганических веществ.»
2
Тема 1.8
Металлы
Содержание учебного материала
3
2
1