Конспект урока Балет Щелкунчик П. И. Чайковского (Программа Ригиной)
Урок музыки в 3-м классе по программе Г. С. РигинойТема урока: «Сказка в опере и балете. Балет-сказка П.И. Чайковского «Щелкунчик»Цели урока:
Познавательная: создание условий для ознакомления обучающихся с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;
Развивающая: развитие умения воспринимать музыку балета. размышлять о ней, анализировать, высказывать своё мнение, слышать образное содержание того или иного танца;
Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, потребности общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы, художественного, музыкального и эстетического вкуса, нравственных качеств личности обучающихся.
Оборудование: телевизор , видеоплеер, магнитофон, портрет П.И. Чайковского, аудио и видео записи.
Тип урока: - урок усвоения новых знаний и формирование умений.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Музыка, дидактические материалы.
1.Организа-ционный – этап мотивации.
3 мин. Задачи:
- подготовить обучающихся к работе на уроке:
- выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
- Ребята! Вы зашли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу, с прекрасным миром сказки. Если бы, сказка, имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, что она сказала бы следующие слова: Дорогие ребята! Я очень скучаю без вас, мои дорогие друзья! Вы, современные школьники, все больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаете читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас! Ваша Старая сказка.-Я рада видеть вас на уроке, который продолжит наше путешествие в мир музыкальной сказки.
- А чтобы настроится на сказочную тему споем песню «Волшебная страна»
-Показ песни учителем.
- Пение вместе с детьми.
– входят в класс под музыку.
-слушают учителя, воспринимают на слух средство мотивации, психологически подготовятся к работе на уроке, настраиваются на тему путем исполнения песни
- слушают и затем разучивают с учителем 1куплет песни. - Звучит Па-де-де Феи Драже и Принца из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагмент).
- Карточки с текстом песни «Волшебная страна»
2.Актуализация
опорных знаний и умений.
2 мин. Задача: - проверить ранее усвоенные знания,
- подготовить обучающихся к осознанию потребности к новым знаниям.
-А сейчас вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке.
-Учитель задает вопросы на повторение темы предыдущего урока.
- С какой оперой мы познакомились на прошлых уроках? («Сказка о царе Салтане»).- Кто сочинил эту оперу? (Николай Андреевич Римский-Корсаков).- Какой музыкальный жанр нас привел в оперу? (В оперу нас привела песня).- Так что же такое опера? Дайте определение. (Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра).- Что лежит в основе оперного спектакля? (Литературный сюжет).
- Какой сюжет лежит в основе оперы «Сказка о царе Салтане»?-Может ли быть опера без слов?
-Что делают герои?(поют под музыку)-Значит что соединяется в опере ?(музыка и слово) -Ученики отвечают на вопросы .3 этап.
Подача учебного материала и релаксация.
28 мин. Задачи:
-создать условия для мотивационного принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности;
- познакомить с жанром «балет»;
- развивать умения воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать свое мнение, анализировать.
Сегодня, мы с вами отправимся в следующее путешествие в музыкальный театр.
Эпиграфом урока я выбрала эти слова :… Слово и действие становятсявысоко значительными, когдамузыка берёт их на свои крылья. Луначарский А. В.
Ставит проблемную задачу:
- Понятно ли вам о чем идет речь?
Давайте попробуем разобраться в них к концу нашего урока.
Учитель предлагает отгадать кроссворд, который сделает акцент на теме и заинтересует ребят.
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жанром в музыке, который очень похож на оперу, но заметно отличается от неё. А какой это жанр, вы узнаете, отгадав кроссворд, начерченный на доске. Для этого я раздам по одному вопросу ребятам.Раздаю учащимся карточки с вопросами.
1. Кто-то в барабан стучит,Отбивает чётко… (РИТМ)
2. Любит русский и испанецВесёлый и ритмичный… (ТАНЕЦ)
3. В музыке царица ЯЗовут меня… (МЕЛОДИЯ)
4. Представление без слов с помощью жестов и мимики.(ПАНТОМИМА).5. Посмотрите на картину -Здесь мы видим… (БАЛЕРИНУ) Итак, Прочитаем по вертикали название музыкального жанра, который так же как и опера неразрывно связан с литературой, сюжетным первоисточником. (5 - БАЛЕТ). - учитель беседует о балете и работаю с терминами.А знаете ли вы что такое балет?(Это спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое действие и изо.)
Балет родился около 400 лет назад в Италии. Слово «балет» произошло от итальянского слова balletto и от французского слова ballet, что означает танцевать, а на латинском языке ballo – танцую.
Основой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто.
- Ребята, а что такое либретто? (В переводе с итальянского «либретто» означает книжечка. Это краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла). Особенностью музыки балета является танцевальностьУ мира балета – сотни своих слов и словечек. Коротко о некоторых балетных словах.Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. Танец втроем называется па-де-труа, танец четырех исполнителей – па-де-катр, гран-па – большой танец. Так называют отдельные номера балета. А красивым итальянским словом адажио, обозначающим темп движения музыки, в балете называют лирический танец главных героев. Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии, балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Кроме солистов в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Составной частью балета является пантомима-язык движений.-А в этих словах есть что-нибудь повторяющееся?(па)
-Что оно может означать? ( танец или движение, танцевальный шаг)
Настоящая реформа русского балета связана с именем Петра Ильича Чайковского, создавшего в содружестве с выдающимися хореографами Мариусом Ивановичем Петипа
Перу П.И. Чайковского принадлежат три великих балета: «Лебединое озеро», «Спящая Красавица» и «Щелкунчик».
-А сейчас посмотрим на экран и угадаем название балета, с которым мы сегодня познакомимся.(видео)
О каком произведении идет речь?(Щелкунчик)
Балет «Щелкунчик» - один из самых любимых балетов и среди зрителей, и среди исполнителей. Основой для него стала детская сказка немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» о новогодних приключениях девочки, которые приснились ей после рождественского праздничного вечера
- А кто помнит героев этой сказки? (В сюжете тесно переплелись реальные образы: Маша, ее брат, Фокусник, гости; и фантастические: Щелкунчик, король мышей, игрушки и сладости). Учитель. Музыкальные номера из балета “Щелкунчик” сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью .
А теперь откройте учебники на странице 9
Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Марш в начале спектакля воссоздает картину детского праздника с его шумной и веселой суетой. Послушайте фрагмент марша.( Слушание )
Характер ?
Почему?
Какой сказочный образ он создает?
Девочке Мари подарили Щелкунчика, некрасивого человечка, игрушку для раскалывания орехов. Щелкунчика тут же сломали мальчишки. Маша жалеет сломанную игрушку, укладывает Щелкунчика спать и засыпает сама. Все сказочные события происходят во сне. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным Королем. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой, он храбро сражается с целым полчищем мышей. Ему на помощь приходит Мари - она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Некрасивый Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Вместе с Мари он отправляется в сказочную страну на праздничный бал.
Вальс снежных хлопьев» провожает Мари и Принца в сказочную страну сладостей и игрушек.
(Слушание).Обратить внимание учащихся, что «Танец» не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты , хрупкости, трепетности.
-Какой была музыка по характеру?(Музыка вальсовая, мягкая ,легкая, прозрачная , сказочная)
-Что придавало музыке сказочность ?(звон колокольчиков придавал таинственность и сказочность )
-В этом вальсе Чайковский применяет что-то необычное , не характерное для балета , что это ? ( хор)
-Да, хор , но здесь он играет роль сопровождения ,главные герои балета не поют .А мы с вами попробуем спеть на «а»
. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.
В сказочной стране сладостей и игрушек их встречает Фея Драже - хозяйка волшебного царства сластей. Начинается праздник, на котором гости разных национальностей исполняют свои танцы
«Танец пастушков»(слушание)
- Характер музыки?
(нежное пение флейт имитирует звучание свирели пастушков)
«Испанский танец»(слушание)
- характер?
-какой из этих инструментов звучал в музыке? (выбирают из инструментов на столе)…)
- какие из инструментов являются испанскими национальными инструментами?( если не могут , учитель знакомит с этими инструментами : кастаньеты , тамбурин)
Релаксация.
Задачи : -переключить внимание ,
- предупредить утомляемость .-- учитель предлагает сыграть вместе с аудиозаписью .- задумываются над проблемой , думают над ответом и , если могут, отвечают.
- ученики разгадывают кроссворд
- ученики слушают и беседуют с учителем.
- ученики запоминают термины .-анализируют термины . находят общее и пытаются дать этому слову определение)
-смотрят фрагмент мультфильма «Щелкунчик» , угадывают название.
- работа по учебникам : просматривают иллюстрации , читают краткий пересказ сюжета.
-Смотрят фрагмент балета «Щелкунчик»
- слушают марш,
- характеризуют марш, задумываются над связью характера звучания и сюжетом.
- используя учебник (стр.15 ) дети рассказывают сюжет
- слушают музыку «Вальс снежных хлопьев» , характеризуют.
- поют по нотам в учебнике главную мелодию, исполняемую в балете хором
- слушают музыку.
- характеризуют музыку «Танец пастушков»,
-определяют какими средствами выразительности пользуется композитор, чтобы подчеркнуть характер.
- слушают музыку «Испанский танец»,
-характеризуют музыку,
- выбирают из инструментов на столе те , которые использовал композитор,
- дети выбирают и называют инструменты и играют вместе с оркестром ( двое исполняют на кастаньетах и тамбурине , остальные делают ритмические движения пальцами)
1.Кроссворд .
2. Карточки с вопросами.
3. Картинки с изображением балерины.
4. Термины на плакате.
5. Видео из мультфильма «Щелкунчик»
6.Видео балет «Щелкунчик»
6. Музыка:»Марш» из балета «Щелкунчик»
7. Музыка: «Вальс снежных хлопьев»
8 .Учебники для 3 класса по музыке.
9. Музыка «Танец пастушков»
10. Музыка «Испанский танец»
11. Музыкальные инструменты: кастаньетты . бубен , бубенцы , барабан, тамбурин
4 этап Проверка первично-усвоенных знаний и их закрепление.
4 мин. Задачи:
- создать условия для закрепления и коррекции знаний обучающихся. Учитель задает вопросы по теме:
- Так что же такое балет? - В чем разница между балетом и оперой? - Какой же музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).
- Ребята, а как чувства передаются в балете? (С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов).
- Перед вами несколько слов, соединяя которые можно получить или оперу или балет. Без чего не может быть опера ?балет?( упражнение на закрепление)
- дети отвечают
-дети выбирают слова относящиеся к балету или опере у доски соединяя их магнитами
.
5 Анализ учебного занятия и рефлексия.
3 мин Задачи: - обеспечить осознание значимости изученной темы и оценить свою работу на уроке.
Учитель:- Что нового вы сегодня узнали ?
Учитель. Теперь вернемся к эпиграфу урока:… Слово и действие становятсявысоко значительными, когдамузыка берёт их на свои крылья. (Луначарский А. В.)Итак, благодаря музыке Чайковского П. И. (1892 год) сказка Гофмана Э. Т. А. (1816 год) зазвучала, обрела новую долгую жизнь. Балетный спектакль помог донести до каждого юного зрителя – сюжет Гофмана, до слушателя – великолепную музыку Чайковского.
Впереди нас еще ждут встречи с нашими любимыми сказками, которые помогут рассказать замечательные композиторы.
Поэтому давайте закончим наше путешествие по сказочному балету песней «Сказки гуляют по свету»
Рефлексия.
Перед вами веселые и грустные смайлики. Попробуйте оценить наш урок и свою работу на уроке : если понравилось и работали хорошо – то выбираем веселый смайлик, если нет- грустный.
-Посмотрим, какая у нас будет доска: веселая или грустная?
Учитель проводит словесную и бальную оценку деятельности обучающихся, затем организует выход из класса под музыку .-дети отвечают
- дети делают вывод с помощью учителя.
- дети поют вместе с учителем песню
- -дети оценивают свою работу и выбирают смайлики , крепят их на центральной части доски.
-выходят под марш из балета «Щелкунчик»
- Эпиграф на плакате,
-Текст песни в учебнике. Стр.. 7
смайлики «грустные» и «улыбающиеся»
- Музыка «Марш» из балета