Урок-брифинг с использованием интернет-ресурсов на тему: «Глобальные экологические проблемы».
Урок №3
Тема: «Глобальные экологические проблемы».
Образовательные:
- продолжить работу над формированием понятия «глобальные экологические проблемы»;
- продолжить знакомство с основными экологическими проблемами современности;
- - ознакомление с принципами и мероприятиями по предотвращению глобального загрязнения
- формирование осознанной ответственности человека во взаимоотношениях с окружающей средой.
Развивающие: продолжить работу над формированием умения работать в сети интернет, выделять главное, анализировать, слушать доклады, выступать, задавать вопросы, обсуждать, работать с программой Power_point
Воспитывающие: Продолжить работу по развитию нравственно-эстетического отношения к природе, показывая красоту и неповторимость природы во всех формах проявления жизни на Земле. Формирование бережного отношения к экосфере, экологического мышления в целом, способствуя активному осмыслению рационального использования природных ресурсов и ответственного отношения к учебе.
Тип и вид урока: комбинированный: брифинг, рассказ учителя с элементами беседы, объяснение, контроль знаний в форме фронтальной беседы.
Оборудование: класс с мультимедиа-проектором.
Ход урока.
Этап Содержание, методы, методические приемы
1. Организационный момент – 1,5 мин Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
2. Подготовка к изучению нового материала Сообщение темы урока и задач учащимся:
Тема: «Глобальные экологические проблемы»
Задачи урока:
1.Озоновый слой, его разрушение.
2.Парниковый эффект.
3.Кислотные дожди.
4.Аварии на АЭС.
5.Проблема уничтожения мусора
6. Современная экологическая обстановка
3. Брифинг. Изучение новой темы Перед началом защиты презентаций даю формуляр таблицы, которую нужно заполнить по ходу защиты докладов. По окончанию урока тетради с таблицами собираются.
Глобальные экологические проблемы современности
Проблема Причины Последствия Пути решения
Озоновый экран Разрушение О3 в стратосфере из-за фреонов, оксидов Попадание УФ лучей а тропосферу, гибель всего живого Мониторинг О3 слоя, контроль за количеством выбросов во всех странах мира, прекращение использования фреонов
Парниковый эффект Повышение концентрации СО2, пыли, др. газов Таяние ледников, повышение уровня мирового океана, увеличение температуры на Земле, увеличение площадей пустынь Уменьшение выбросов предприятий, переход на экологически чистое топливо.
Кислотные дожди Увеличение кислотных оксидов в атмосфере Изменение рН среды водоемов, почвы, гибель всего живого, разрушение памятников архитектуры Уменьшение выбросов, разработка более совершенных очистных сооружений, замкнутые циклы производства.
Аварии на АЭС Несовершенство систем защиты Изъятие территорий из использования, серьезные болезни гибель местного населения Совершенствование систем защиты, поиск альтернативных источников энергии.
Проблема мусора Кризис редуцентов – невозможность разложения многих отходов Нехватка территорий под мусорные свалки Разработка способов вторичной переработки мусора
Защита презентации «Озоновый экран» (электронная версия презентации прилагается) (5 мин)
Обсуждение, вопросы (3 мин.)
Защита презентации «Парниковый эффект» (электронная версия презентации прилагается) (5 мин)
Обсуждение, вопросы (3 мин.)
Защита презентации «Кислотные дожди» (электронная версия презентации прилагается) (5 мин)
Обсуждение, вопросы (3 мин.)
Защита презентации «Аварии на АЭС» (электронная версия презентации прилагается) (5 мин)
Обсуждение, вопросы (3 мин.)
Защита презентации «Проблема мусора» (электронная версия презентации прилагается) (5 мин)
Обсуждение, вопросы (3 мин.)
После защиты презентаций обсуждение, дозаполнение таблицы
Современная экологическая обстановка
Беседа
Как вы думаете, почему каждому важно задуматься о глобальных экологических проблемах?
Почему любая экологическая проблема должна решаться всеми странами сообща?
Как вы думаете, какие еще важные экологические проблемы должны войти в список глобальных?
Рассказ
Экологическая обстановка - общее состояние природной среды с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений. На современном уровне знаний экологическая обстановка может быть оценена только качественная.
На экологическую обстановку во многом влияет хозяйственная деятельность человека. Нерациональное использование природных ресурсов даже отдельно взятой страной может привести к глобальным изменениям на всей планете.
Закрепление изученного материала, фронтальный опрос
Назовите основные источники загрязнения, являющиеся причиной большинства глобальных экологических проблем.
Почему не один из путей решения не является панацеей для отдельно взятой страны?
Каков вклад автотранспорта в глобальное загрязнение среды?
Промышленных предприятий?
Назовите альтернативные источники энергии?
Что такое замкнутый цикл производства?
Чем так опасны фреоны?
Почему возникла необходимость в контроле выбросов углекислого газа?
Обобщения и выводы В результате хозяйственной деятельности человека загрязнение биосферы приняло такой размах, что вышло за рамки одной страны и многие вопросы можно решить только совместными усилиями всех стран.
Согласно программы ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП) к глобальным вопросам следует отнести следующие:
- изменение атмосферы и климата;
- изменение гидросферы;
- изменение литосферы;
- изменение животного и растительного мира;
- изменение в сельском и лесном хозяйстве;
- демографические проблемы, в т. ч. проблемы с производством продуктов питания;
- урбанизация, проблемы населенных пунктов;
- влияние изменения окружающей среды на здоровье человека;
- проблемы развития промышленности (проблема сырья);
- электроэнергетические проблемы (гидроэлектростанции, тепловые, атомные);
- проблемы транспорта;
- развитие природоохранного просвещения, повышение экологической культуры общества;
- проблемы войн и связанные с ними экологические катастрофы.
В рамках предмета «Экология» рассматриваются лишь некоторые из них, однако, не стоит забывать о том, что решение любой из вышеперечисленных проблем – задача не отдельного государства, а всего мирового сообщества.
Параграф 24, собираю тетради на проверку.