СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: КОСМОС
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК
(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)
Тема: «КОСМОС» Дата:_________
1. Общие речевые навыки:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
космос, космонавт, Гагарин, герой, космодром, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, невесомость, планеты, звезды, Земля, Луна, Солнце, Марс, Месяц, связь, Цент управления полетами, работа, ученые, конструкторы, исследования, опыты, луноход, космонавт, комета, созвездие, скафандр, шлем, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка.ГЛАГОЛЫ:
лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать, осваивать, запускать, выполнять, исследоватьПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
первый, космический, орбитальный, важная, трудная, земной, лунный, солнечный, космический, звездный, искусственный, межзвездный, межпланетный.2. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Сравни (ракету и спутник)».
3. Игры на развитие фонематических представлений, языкового анализа и синтеза: «Выдели слово (звук)», «Начало, середина, конец», «Эхо», «Заколдованное слово», «Какой звук есть во всех словах? (запуск – ракета – космонавт)»4. Формирование слоговой структуры слова: «Прохлопай», «Сосчитай правильно», «Выбери схему», «Длинное – короткое»
5. Подготовка к обучению грамоте: «Живая азбука» Игра для развития звукового различения. Упражнения на уровне звуков: «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук Ш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.», «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом. «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем. Составить предложение…
6. Разитие умения изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации: «Скажи по – разному». Летит ракета…
7. Развитие мелкой моторики:
1) В тёмном небе звёзды светят, (Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете. (Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, (Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря. (Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной. (Ладони над головой «крышей»).
2) Раз, два, три, четыре, пять (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.) Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.) Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост») А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.) «Красота нашего города, страны»
8. Координация речи с движением: «Космонавты»
К полету мы готовы, вращают кистями перед грудью и произносят: «Р-р!»
Заводим мы моторы.
Ввысь, ракета, лети, соединяют ладони перед собой, как бы образуя нос
На орбиту выходи. ракеты, и легко, на носках бегают врассыпную по залу.
Вокруг планеты облетели
И опять на землю сели. Останавливаются и приседают на колени, соединенные руки держат над головой.
Марш космонавтов
Раз, два – стоит ракета. (руки вытянуты вверх)
Три, четыре – самолет. ( руки в стороны)
Раз, два, а потом на каждый счет (хлопают в ладоши)
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре – (выполняют по тексту)
И на месте походили.(3 раза)
9. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи: «Один - много», «Отгадай загадки», «Есть – нет (родительный падеж)» - космонавт – нет космонавта; «Посчитай», «Слова-родственники», «Подбири признаки» - Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный, выносливый, бесстрашный и т.д. Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… Солнце - … Космос - …«Какой? Какая? Какое?» земля – он земной, она земная, оно земное; солнце - он … она … оно …; луна - он … она … оно ; звезда – он … она … оно .;космос – он … она … оно.. «Скажи «наоборот», «Где какой?» На Земле – земной На Луне - (лунный) На Солнце - солнечный На планете - планетный Между звезд - межзвездный Между планет –межпланетный.
10. Развитие связной речи: Выучить: «Ракета и я»
По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз- Меркурий, Два- Венера, Три- Земля, Четыре Марс, Пять- Юпитер, Шесть- Сатурн, Семь – Уран, За ним- Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон.
Составить предложения по опорным словам.
Ракета, космос, лететь, в. Луна, это, земля, спутник. Луна, земля, меньше. Луна, вращаться, земля, вокруг.
11. Автоматизация и дифференциация звуков речи: «Пальчики здороваются» (соединение в колечки), «Подари Тане, подари Тиме».