Реализация системно-деятельностного подхода в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья
Реализация системно-деятельностного подхода в классе
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательный процесс во 2К классе строится на основе принципов интеграции детей с задержкой психического развития в среду образовательной организации. Поэтому нами реализуются требования ФГОС начального общего образования. В его основе лежит системно-деятельностный подход, предполагающий, в частности, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Для достижения этой цели нами были разработаны адаптированные образовательные программы. При их реализации я руководствуюсь задачами как общеобразовательной, так и коррекционно-развивающей направленности: восполнение пробелов в знаниях; подготовка к усвоению и отработка наиболее сложных разделов программы; развитие высших психических функций и речи обучающихся.
На своих уроках я использую деятельностный метод обучения. Он обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного «открытия» нового. Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Рассмотрим приемы подведения обучающихся к теме урока на конкретных примерах.Урок математики. «Письменный прием вычитания в случаях вида 40-8». Постановка проблемы
Учитель: Укажите лишнее выражение: 45+5, 40-8, 53+7, 21+9.
Дети: 40-8.
Учитель: Почему?
Дети: «45+5», «53+7», «21+9», - сложение. А «40-8» - вычитание.
Учитель: Найдём значение выражений на сложение. Как мы это будем делать?
Дети: Единицы складываем с единицами, десятки с десятками.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Получается в ответе круглое число.
Учитель: Найдём значение выражения на вычитание. Как мы это будем делать?
Дети: 40-8…
Учитель: В чём затруднение?
Дети: Из нуля нельзя вычесть единицы.
Учитель: У нас появилась проблема. Будем её решать.
Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?
Дети: «Вычитание единиц из круглых десятков».
Учитель: Чему вы можете сегодня научиться?
Дети: Научимся вычитать единицы из круглых десятков.
Русский язык. «Заглавная буква». Создание проблемной ситуации
? ?
МатроскинМурка
Простоквашино Учитель: Рассмотрите и предположите, какое задание мы будем выполнять?
Дети: Я думаю, что нужно будет заполнить таблицу.
Дети: Может быть, нужно записать название мультфильмов?
Учитель: Что обозначают эти слова?
Дети: Матроскин – фамилия, Мурка – кличка, Простоквашино – деревня.
Дети: В первом столбике записаны все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.
Учитель: Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице?
Дети: Я думаю, что надо найти общее в каждом столбике и дать название.
Дети: Может быть, надо вывести правила, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой.
Для того чтобы подвести обучающихся к теме урока без создания проблемной ситуации, использую проблемно-диалогическую беседу. Это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят к осознанию темы урока.
Урок окружающего мира. «Строение тела человека».
Проблемно-диалогическая беседа
Учитель: Распределите слова на две группы:
Корень, рука, лист, сердце, стебель, цветок, нога, лёгкие.
Дети:корень рука
стебель сердце
цветок нога
лист желудок
Учитель: Какое обобщающие слова подходят к первой группе? Ко второй группе?
Дети: Части растений, строение тела человека.
Учитель: Слова второго столбика (рука, сердце, нога, желудок) распределим ещё на 2 группы.
Дети: рука сердце
нога желудок
Учитель: По какому признаку вы их распределили?
Дети: Внешние части тела и внутренние органы.
Учитель: Я думаю, что из нашей беседы вы поняли, что мы будем сегодня изучать. Попробуйте сами назвать тему урока.
Дети: «Строение тела человека».
Учитель: Какова цель нашего урока?
Дети: Изучить названия внешних частей тела и внутренних органов.
Дети: Узнать, где они расположены.
Дети: Узнать, зачем они нужны.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций реализуются посредством групповой работы. Она способствует овладению основами совместной деятельности, достижению образовательных, развивающих и воспитательных задач. Поэтому групповая работа часто применяется мной на занятиях.
Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20
Прибавление однозначного числа к двузначному, круглых десятков к двузначному: 36 + 2 и 36 + 20.
Учитель: Основываясь на знаниях, которые у нас имеются, объясните, как найти значения данных выражений. Для этого мы разобьёмся на 3 группы.
1 группа решает данную проблему по образцу в учебнике (стр.58).
2 группа решает проблему с помощью карточек.
3 группа, проанализировав объяснение в учебнике, используя образец учителя, дают своё объяснение проблеме.
Дети (делают вывод): Единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками.
Очень важно формировать у детей с ЗПР умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Поэтому на каждом уроке работа завершается посредством начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Например, на одном из уроков литературного чтения для определения результативности деятельности обучающихся использовалась самооценка в соответствии с представленными критериями (закрашивают фигуру):
•Отлично работал (а) и многому научился(ась) (красный цвет) – 4 чел.- 40%
•Хорошо работал(а) на уроке (синий цвет) – 5 чел. – 50%
•Надо постараться (зелёный цвет) – 1 чел – 10%.
Следующий фрагмент занятия по литературному чтению иллюстрирует применение групповой формы работы на уроке в качестве основной, а также подведение итогов занятия.
Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна»
Составление ассоциативного ряда к словам зима и весна
Учитель: Выберите из предложенных утверждений подходящие, чтобы описать: 1 группа - изменения с приходом весны и зимы в неживой природе; 2 группа - изменения с приходом весны и зимы в живой природе.
Анализ стихотворения
1 группа – найти слова, которые помогут увидеть краски весны.
Тает снег (серый)
Лес оденется листвою (зеленый)
Чиста небесная лазурь (голубой)
Ярче солнце стало (желтый, оранжевый)
2 группа – найти слова, которые помогут услышать звуки весны.
Бегут ручьи (звон, журчание ручья)
Засвищут соловьи (свист соловья)
Сердце сильно так стучит (стук сердца)
Учитель: Докажите строчками из стихотворения.
Учитель: В какой период весны поэт писал стихотворение?
Дети: В начале весны, т.к. говорится о первых признаках весны.
Учитель: Для чего выполняли эту работу?
Дети: Чтобы лучше почувствовать текст и прочитать его выразительно.
Работа над выразительностью
Учитель: Прослушайте стихотворение и выполните задание. 1 группа: выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме. 2 группа: выберите, с какой интонацией нужно читать о Весне. 3 группа: подчеркните слова, на которые падают логические ударения (слова, которые нужно выделить голосом).
Рефлексия деятельности (итог урока)
Учитель: С каким произведением познакомились?
Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
Какое настроение у вас возникло на уроке?
За что могли бы себя похвалить?
Реализация системно-деятельностного подхода предполагает учет роли и значения видов деятельности обучающихся. У младшего школьника доминирует учебная деятельность, но при задержке психического развития большое значение приобретает более ранний вид ведущей деятельности (игра), в связи с чем я использую на уроках и занятиях элементы игры.
Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48. Постановка целей урока
Учитель: Цель нашего урока спрятали герои мультфильмов: Кот в сапогах, кот Леопольд и Буратино. Задания по 3 группам.
Решите примеры, выполнив запись в столбик.
26+12 38+11 45+14
24+12 13+25 36+23
38+15 26+16 29+12
Учитель: Какое выражение вызвало затруднение у команды Кота в сапогах? У команды кота Леопольда? У команды Буратино?
Учитель: Почему последние выражения оказались для Вас сложными?
Дети: Когда складываем единицы, получается двузначное число.
Учитель: Решали ли мы раньше такие выражения?
Дети: Нет.
Учитель: Какую же цель поставим себе на уроке?
Дети: Научиться решать примеры нового вида, помогать друг другу.
Для успешной пропедевтической работы и закрепления изученного материала с детьми с ЗПР необходимо увеличение времени на соответствующие виды деятельности (предварительное изучение и повторение). Более того, часть детей (Илья, Витя, Никита) занимается самообразованием: часто они читают параграф, следующий за тем, который изучается в данный момент.
Таким образом, на мой взгляд, применение элементов системно-деятельностного подхода является естественным и необходимым условием эффективности коррекционно-педагогической работы в условиях интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в массовой школе.