Коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Счастливый малыш»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №385» ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ
Методическая разработка
Коррекционно-развивающей деятельности
с детьми младшего дошкольного возраста
«Счастливый малыш»
Составила:
Педагог-психолог МАДОУ
“Центр развития ребенка-
детский сад № 385”
Сорокина Наталия Сергеевна
Содержание.
1.Целевой раздел.Стр.3
2.Содержательный раздел.Стр.4
3.Организационный раздел.Стр.101.Целевой раздел.
Пояснительная записка
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям. Забота о его физическом и психическом здоровье.
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Для того, чтобы ребёнок рос и развивался, он должен быть здоровым. Здоровье - основа жизни и развития ребёнка.
Психическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем — еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.
Предлагаемые в данной программе занятия, разработаны Т. П. Трясоруковой. Программа может использоваться в профилактическом, развивающем диапазоне для детей с соответствием в развитии возрастной норме; коррекционном-в работе с детьми со сниженным темпом психического развития. А также используются занятия Роньжиной А.С.
Предполагаемые упражнения повышают психоэмоциональную устойчивость, положительно влияют на развитие активности, гармонизацию эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Работа с детьми включает в себя различные виды деятельности: пальчиковую гимнастику, самомассаж рук и пальчиков, речедвигательные упражнения, дыхательную гимнастику, телесно-ориентированные упражнения.
Календарно-тематическое планирование составлено с учетом возрастных особенностей детей, помесячно:1 занятие-подгрупповое(10-15 минут).
В программе имеется приложение с конспектами занятий по основным темам.
Цели, задачи и сроки реализации программы.
Целью программы является: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, развитие и коррекция психических процессов, через двигательную активность.
Задачи:
-создание атмосферы эмоциональной безопасности;
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
-сплочение детского коллектива;
-развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорно-перцептивной сфер ребенка;
-развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.
2.Содержательный раздел.
Учет возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Развитие личностиЧетвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения. Развитие психических процессовГоды дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Восприятие. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. разных предметах и разные в одном
Внимание. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Прочно усваивается информация, которую онвидит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Мышление. В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении.
Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.
Речь. Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Сроки реализации программы
Занятия в течение учебного года длятся: подгрупповое-10-15 минут.
Возраст детей от3до 4 лет.
Календарно-тематическое планирование
по коррекционно-развивающей деятельности
№ Темы Цель Месяц Реко-мен-дуемое кол-во повто-рений
1 «Солнышко и тучка» Развитие двигательных навыков. Развитие восприятия. Сентябрь 1
2 «Мишка и зайчишка» Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие мелкой моторики. Развитие восприятия. Сентябрь 1
3 «Веселые лягушата» Развитие восприятия. Развитие мелкой моторики и двигательной координации. Сентябрь 1
4 «Божья коровка» Развитие речедвигательной активности. Развитие пространственной ориентации, наблюдательности. Развитие зрительной памяти. Сентябрь 1
5 «Листопад» Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций. Развитие речи, воображения. Октябрь 1
6 «Мячик» Развитие чувства ритма, координации движений. Развитие зрительного и тактильного восприятия. Октябрь 1
7 «Прогулка в осенний лес» Развитие эмпатии. Развитие слухового внимания. Развитие памяти, воображения. Октябрь 1
8 «Мы гуляли по дорожке» Развитие мелкой моторики двигательной координации. Развитие пространственных представлений, воображения, внимания. Октябрь 1
9 «Мяу-мяу,я кис-кис» Развитие моторики, координации движений. Снижение скелетно-мышечных зажимов. Ноябрь 1
10 «Веселый петрушка» Развитие общей и мелкой моторики. Развитие восприятия, речи и воображения. Ноябрь 1
11 «Колобок» Создание положительного эмоционального настроя. Развитие внимания, связанного с восприятием величины предметов. Ноябрь 1
12 «Зайка» Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. Снижение импульсивности. Развитие внимания, воображения. Ноябрь 1
13 «В гостях у курочки» Развитие слухового внимания. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, восприятия. Декабрь 1
14 «Мыльные пузыри» Снятие эмоционального напряжения и агрессии. Развитие внимания, речи и воображения. Декабрь 1
15 «Музыкан-ты» Развитие общей и мелкой моторики. Снижение психоэмоционального напряжения. Декабрь 1
16 «Новый год» Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. Развитие ориентации в собственном теле. Декабрь 1
17 «Слоненок Шуша и его семья» Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха. Развитие восприятия по величине. Январь 1
18 «Хрюшка Нюша» Развитие двигательной координации. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие умения быстро реагировать на словесный сигнал. Январь 1
19 «Мишка» Развитие воображения, внимания, речи. Развитие общей и мелкой моторики. Снятие эмоционального напряжения, тревожности. Январь 1
20 «Непослушные мышата» Преодоления упрямства, негативизма. Формирование положительной самооценки. Развитие слухового внимания, речи и воображения. Январь 1
21 «Гусь и мячик» Развитие двигательных навыков, целенаправленной деятельности. Развитие моторики, пространственных представлений, точности и плавности движений. Профилактика скелетно-мышечных зажимов. Февраль 1
22 «Букашка по имени Степашка» Развитие моторики и координации движений. Формирование положительной самооценки. Снятие эмоционального и телесного напряжения. Развитие умения переключаться с активной деят-ти на пассивную. Февраль 1
23 «Мячики» Развитие коммуникативных навыков. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие зрительного восприятия, речи, воображения. Февраль 1
24 «Прыг-скок команда» Развитие слухового внимания. Развитие пространственной координации. Снижение психоэмоционального напряжения. Февраль 1
25 «Мамин день» Развитие двигательных навыков. Развитие восприятия, внимания, речи. Март 1
26 «Кастрюля-чистюля и ее друзья» Укрепление кисти и пальчиков. Развитие внимания, речи. Развитие умения подчиняться правилам игры. Март 1
27 «Лисичка на прогулке» Развитие мелкой моторики, координации движений. Развитие слухового внимания, быстроты реакции. Снижение психоэмоционального напряжения. Март 1
28 «Помогу маме» Преодоление упрямства и негативизма. Развитие умения подчиняться правилам игры. Развитие общей и мелкой моторики. Март 1
29 «Приклю-
чения колобка» Развитие моторики. Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, воображения, речи. Обучение навыкам сотрудничества. Апрель 1
30 «Котята» Формирование положительной самооценки. Снятие мышечного напряжения. Развитие умения выражать эмоции. Развитие внимания, воображения, речи. Апрель 1
31 «Пирожки и плюшки» Развитие мелкой моторики рук. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие умения чувствовать окружающее пространство. Апрель 1
32 «Мышонок и его друзья» Развитие плавности, точности, координации движений. Развитие внимания, речи, слухового восприятия. Апрель 1
33 «Рыбка» Развитие умения подражать движениям взрослого. Развитие восприятия, внимания. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Май 1
34 «Веселая музыка» Развитие общей и мелкой моторики. Снижение психоэмоционального напряжения Май 1
35 «На прогулке» Развитие речедвигательной активности. Развитие пространственной ориентации, наблюдательности. Развитие зрительной памяти. Май 1
36 «Котята и мышата» Развитие моторики, координации движений. Снижение скелетно-мышечных зажимов. Май 1
3.Организационный раздел.
Ожидаемые результаты.
Дети должны приобрести необходимые умения и навыки по следующим разделам:
-Развитие двигательной сферы.
-Развитие памяти.
-Развитие внимания.
-Развитие воображения.
-Развитие слуховых функций.
Диагностическое сопровождение состоит из двух этапов: начальное и итоговое, начале года и в конце; методом наблюдения. Оцениваются параметры по трех бальной системе:
-1 балл-низкий уровень,
-2 балла-средний уровень,
-3 балла-высокий уровень.
На начальном обледовании может присутствовать низкий уровень развития детей, а в конце года не должно присутствовать показателей низкого уровня, а процент высокого уровня доминировал в большей степени над средним.
Перечень методических пособий:
- Т. П. Трясорукова. Программа «Солнышко».
- Занятия психолога с детьми 2-4л. В период адаптации. Роньжина А.С.