Статья на тему Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста



Педагогические основы коррекционно- развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Мы выделяем три области, которые нуждаются в системном подходе при организации коррекционно-педагогической поддержки, оказываемой проблемному ребенку и членам его семьи:
характер взаимодействия взрослого и ребенка;
предметно-развивающая среда;
организация систематической и комплексной коррекционно-педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.
Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка 
общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;
при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания «на пределе когнитивных возможностей ребенка», находящихся в зоне его ближайшего развития;
стимулы, используемые взрослым и побуждающие ребенка к действию, должны носить полимодальный характер;
любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;
вступая в общение с проблемным ребенком, взрослый должен учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, взрослый выступает в качестве «индивидуально настроенного инструмента», который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка.
А. Л. Венгер ввел в теорию психологии развития новое понятие «функционирование», то есть «индивидуальный вклад участника в совместную деятельность». Совместность предполагает строго определенные формы активности каждого участника деятельности.
Продуктивное общение взрослого и ребенка базируется на следующих принципах:
учета ведущей деятельности и специфических особенностей ее содержания на разных возрастных этапах жизни ребенка;
ведущего значения деятельности взрослого, задающего образцы действия и поведения;
определения взрослым условий достижения цели;
отработки и закрепления в деятельности детей действий, операций, моделей, значимых для формирования психологических новообразований каждого конкретного возраста;
создания условий для интериоризации усвоенных действий и моделей во внутренний план деятельности ребенка.
Наличие адекватной и стимулирующей развитие ребенка предметно-развивающей среды — одно из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с проблемным ребенком.

Требования к предметно-развивающей среде:
соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития;
содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;
быть для ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;
быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.
Основными принципами использования предметно-развивающей среды в коррекционно-развивающем процессе являются:
учет возрастных особенностей развития ребенка;
учет уровня сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности;
учет индивидуальных особенностей, склонностей и предпочтений ребенка;
создание условий, учитывающих особенности недоразвития познавательной деятельности и личности ребенка и способствующих сглаживанию их проявлений;
создание динамичной среды, соответствующей запросам и потребностям ребенка;
использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде;
исследовательская позиция взрослого в процессе взаимодействия с ребенком и организации его функционирования.
Для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:
смена ведущих мотивов деятельности;
развитие эмоционально-делового и предметного общения;
развитие и активизация общих движений;
развитие предметных действий и предметной деятельности;
развитие наглядно-действенного мышления;
интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи;
овладение различными навыками в процессе подражания;
становление представлений о себе;
формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности;
активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений;
закрепление навыков самообслуживания;
развитие внутренней речи.
Основные направления развития детей младшего дошкольного возраста:
смена ведущих мотивов;
развитие общих движений;
развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов;
формирование системы сенсорных эталонов;
развитие наглядно-образного мышления;
формирование представлений об окружающем;
расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;
овладение диалогической речью;
овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;
овладение коммуникативными навыками;
становление сюжетно-ролевой игры;
развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;
становление продуктивных видов деятельности;
развитие самосознания.
Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста:
совершенствование общей моторики;
развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
формирование произвольного внимания;
развитие сферы образов-представлений;
становление ориентировки в пространстве;
совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
формирование связной речи и речевого общения;
формирование элементов трудовой деятельности;
расширение познавательной активности;
становление адекватных норм поведения.
При разработке образовательных программ следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики:
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития». Принцип учета генетической задачи возраста. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития ребенка применительно к его возрасту и ближайшему социальному окружению. По этому принципу на каждом возрастном этапе жизни ребенка должны учитываться и формироваться те психологические новообразования, которые обеспечивают поступательное развитие его личности и деятельности.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).
Учет актуального и потенциального уровней развития ребенка предполагает оценку реальных возможностей малыша и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах детской деятельности определенных умений и навыков.
Основные направления педагогической работы, обеспечивающие прежде всего целостность, гармоничность психического развития:
177165-589915
5486402089785