Методическая разработка« ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: « ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ »
Учитель физической культуры: СКОРОБОГАТОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.
ПЛАН
СТРАНИЦА
ВВЕДЕНИЕ _________________________________________ 3
ГЛАВА 1. Состояние вопроса по данным специальной литературы. _
1.1. Значение и роль игры в жизни ребенка._____________ 4
1.2. Значение, классификация и требования к подвижным играм в системе
физического образования детей младшего школьного возраста,
П.Ф. Лесгафт._______________________________________________________ 5
1.3. Характеристика игры как средства и метода физического воспитания
Детей младшего школьного возраста._______________________________________________________ 7
1.4. Методические предпосылки к использованию подвижных игр в уроках
физического воспитания.______________________________________ 8
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста._
Пути и средства организации и поддержания внимания младших
школьников._________________________________________________
1.7. Специфические особенности внимания младших школьников._______
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования._______________________
ГЛАВА 3. Результаты исследования.________________________________________
3.1. Отбор и систематизация подвижных игр, для разработки
экспериментального содержания и методики, направленных
на развитие определенных свойств внимания, координационных
способностей и быстроты двигательной реакции первоклассников._______
3.2. Тестирование свойств внимания первоклассников._____________________
ВЫВОДЫ___________________________________________________________________
БИБЛИОГРАФИЯ___________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ______________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важных проблем физического воспитания детей по-прежнему остается эффективность физического образования на начальном его этапе. Именно в младшем школьном возрасте отличающимся существенными изменениями в развитии двигательных способностей, формировании знаний и умений, требуется фундаментальная работа по физическому воспитанию, закладывающая основы успеха последующей учебной деятельности.
Использование физической культуры в начальной школе с учетом специфических возрастных особенностей, позволяет создать благоприятные условия для разностороннего их физического развития; физические упражнения способствуют умственному и психическому развитию детей.
Проблема поиска наиболее рациональных путей повышения эффективности образовательного процесса является актуальной проблемой теории и практики физического воспитания. Одним из путей ее решения является совершенствование методики обучения движениям и развитие соответствующих двигательных способностей детей, определяющих степень владения техникой двигательных действий. Идеальным средством является подвижная игра, особенно для учащихся младших классов.
Начало младшего школьного возраста - очередной возрастной кризис в жизни ребенка, связанный с вхождением в роль ученика и адаптацией к школьной жизни. Поэтому нельзя представить жизнь ребенка без игры. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько велики, что в педагогике и психологии утвердился взгляд на игру, как одну из ведущих деятельностей. Воображаемая ситуация помогает ребенку перешагнуть рубеж своих возможностей, предает смысл волевому усилию. В игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психические процессы, (Бурак Р.И., Кольцова Н.Г., Эльконин Д.В.).
Таким образом игровой метод в период младшего школьного возраста, занимает ведущее место, приобретая характер универсального метода физического воспитания.
В развитии детей младшего школьного возраста особое внимание необходимо уделять
Формированию познавательных психических процессов, в частности вниманию (Мухина В.С.,1985).
Специфической особенностью младших школьников является низкий уровень устойчивости, переключения. Концентрации, распределения, объема, то есть свойств внимания. Это обстоятельство приводит к неуверенности, к напряженности, трудности в общении и адаптации к новой ведущей деятельности. Преодоление этой проблемы путем развития свойств внимания является весьма актуальной задачей. Поэтому игры на внимание являются в решении этой задачи наиболее значимыми. Однако анализ литературы и передовой практики указывает на множество нерешенных проблем, а именно проблемы касающейся систематизации и использования игр на внимание в учебном процессе.
Предположительно подвижные игры должны оказать положительное воздействие на уровень координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции, потому, что в этот период имеются благоприятные предпосылки для их совершенствования. Успешность в уровне их развития положительно должна сказаться на процессе обучения двигательных действий (Лях В.И., Шанина Т.А. 1994.).
В методике развития координационных способностей и быстроты двигательной реакции накопилось много нерешенных вопросов:
- Недостаточно исследована структура.
- Слабо изучены типические особенности проявления и соотношения уровня развития КС и быстроты двигательной реакции с уровнем развития других двигательных способностей.
- Нет определенности в выборе и применении средств и методов, направленных на совершенствование различных форм их проявлений, а следовательно не в полной мере реализованы на практике возможности дифференцированного подхода к их развитию и к учащимся.
Всё это затрудняет достижение высокого уровня координации и быстроты двигательной реакции младших школьников.
Проявление координационных способностей выражается в индивидуальных особенностях управления движениями. На разных этапах формирования двигательных навыков, в разных условиях двигательной деятельности способы управления движениями носят индивидуальный характер. Это связано с особенностями высшей нервной деятельности детей, уровнем развития физических и психических качеств и другими факторами.
Таким образом, несмотря на своеобразность и сложность проблемы, она представляет на сегодняшний день значительны практический интерес, так как направлена на изыскание реальных возможностей повышения различных свойств внимания, а также повышения эффективности физического воспитания младших школьников, в рамках отведенного на это учебным планом времени.
Частичному выполнению этой проблемы служит данная работа.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИГР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь (Гурович Л.И., Иванова Г.П., Портных Ю.И., и др., 1977). Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок?
Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение. Да и не только у детей. Ускорение темпа современной жизни ставит перед нашей педагогикой задачу более активно икру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности поддерживают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей нас действительности
(Былеева Л.В., Коротков И.М., 19824 Аникеева Н.П. 1987).
Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить более экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну наиболее, по его мнению, целесообразную. Всё это очень важно для развития личности (Васильков Г.А., Васильков В.Г., 1985; Безбородова Н.А., 1995).
Актуален вопрос о подвижных и спортивных играх, которые тесно взаимосвязаны между собой. Играем в салки, перетяжкам мальчишки часто предпочитают футбол, хоккей, волейбол, хотя при этом они больше простаивают и бегают за мячом, чем играют, потому что мяч, как правило, плохо слушается их.
Из этого можно сделать вывод о пользе подвижных игр, в которые можно играть без специальной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно изменять по желанию (Коротков И.М., 1987; Яковлев В.Г., 1978).
Подвижных игр много, они разнообразны, хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья! Именно отсутствие в подвижных играх строго регламентированных (в отличии от спортивных игр) правил сложной техники и тактики, с чем непременно связаны спортивные игры, возможность использовать для игры любую площадку, а не только строго очерченное поле, привлекает к подвижной игре всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки. Вот почему подвижные игры являются подлинно массовым, общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и подростков
(Былеева Л.В., Коротков И.М., 1982). Всем известный «Король футбола», бразилец Пеле как-то в интервью журналистам очень метко сказал: «Тренировка должна быть похожа на игру, даже если она проводится без мяча. Какими бы интересными тренировки не были. В конечном итоге они надоедают, утомляют. А потому лучше игры нет ничего». Социологи установили, что игра стоит на высшей ступени интереса детей, с ней могут соперничать разве только книги и кинофильмы. Вот почему следует поддерживать у детей интерес к игре, помогать в их организации там, где ребенок проводит значительную часть свободного времени (Викулов А.Д., Бутин Н.А., 1996).
Справедлива народная мудрость, утверждая, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре». Как уже говорилось, в процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей и взрослых. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические усилия. Понятно, что поскольку человек в игре раскрывается, он более доступен для наблюдения. Это момент используют тренеры для выявления спортивных талантов. В практике отбора для большого спорта часто используют специальные игры-тесты (Портных Ю.И., 1984).
Наблюдения за поведением детей в игре полезны не только для тренеров, но и для тех взрослых, которым необходимо знать лучше детей: педагогам, инструкторам, общественникам.
1.2 Значение, классификация и требования к подвижным играм в системе физического образования детей школьного возраста, разработанной П.Ф. Лесгафтом.
В системе физического образования Лесгафта большое внимание заслуживает классификация игр. В ее основу положена организация коллектива и взаимоотношений играющих с учетом их возрастных способностей.
Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинирует свое тело, то есть приучает действовать с различным напряжением. На этой основе выделены две группы игр: простые и сложные или партиями. В каждой группе имеются подразделения по сложности и продолжительности отдельных видов упражнений. Классификация игр в системе П.Ф. Лесгафта представлена в следующем виде:
1. Игры простые (одиночные), в которых каждый играет, преследуя свои цели например: догнать, убежать, и др. Правила не сложные, требования элементарные.
2. Игры сложные или партиями (командные). При наличии команд играющий поставлен в условия сотрудничества, действует в интересах команды, стремясь к достижению общей цели. Правила сложнее, по времени более продолжительные, поэтому к действиям и взаимоотношениям участников предъявляются более высокие требования.
Внутри каждой группы игры делятся по видам физических упражнений, входящих в них. Так к первой группе относятся: а - игры с бегом; б – игры с метанием; в – игры с борьбой. В расположении каждой группы соблюдается постепенный переход каждой группы от простых к сложным, причем в некоторых из них интересно развернуты усложнения /варианты/, например, пятнашки, простые, с мячом, рядами по кругу и тому подобные. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка при сохранении интереса к ним. Игры первой группы предназначаются для детей младшего возраста (7-12 лет) и относятся к элементарному отделу физического образования, вторая группа – для детей среднего (12-15 лет) и старшего (15-18 лет) возраста.
Распределение ролей и действий Лесгафт сосредотачивает в руках играющих (то есть игра осуществляется путем самоуправления). Важно, чтобы к правилу игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.
В основу понимания школьных игр П.Ф. Лесгафт положил общеобразовательный принцип, исходя из которого разработал методические требования. Для современной школьной практики особенно ценны следующие:
Обязательная постановка цели перед каждой игрой.
Постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка.
Обязательность выполнения правил и настойчивое введение детского самоуправления.
Систематичность влияния на детей с постепенным усложнением игр.
Игра по Лесгафту – весьма выгодная форма физической работы, в которой проведенные общие положения и истины становятся основанием самостоятельно проводимых действий. Последнее особенно важно, так как улучшает дисциплину, приучает к объективной оценке себя и товарищей, ограничивает произвол, грубость в поступках и развивает чувство взаимопомощи.
Петр Францевич осуждал шумные игры, сопровождающиеся невыносимым криком и смехом и визгом. Там, где не принимается никаких мер для наведения порядка на уроке, дисциплина отсутствует, правила игр не соблюдаются, педагогический эффект занятий ничтожен. С другой стороны в ряде случаев требуется расторможение занимающихся на уроке и здесь свобода проявления чувств регулируется педагогом и будет вполне уместна.
Правильно утверждает Лейкина М.В. (1952), что солидное собрание подвижных игр, помещенное во 2 главе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», представляет фундаментальный, оригинальный как в теоретическом, так и в практическом отношении, труд, не имеющий аналогов.
Главное его достижение в том, что игры даются в определенной системе, с обоснованной классификацией, с развернутой методикой и последовательным раскрытием вариантов. Все эти положения Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр.
1.3. Характеристика игры как средства и метода физического воспитания детей младшего школьного возраста.
В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста, подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно решать оздоровительные и воспитательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает тонус (Тимофеева Е.А., 1986; Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е., 1989).
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных умений, навыков и двигательных способностей. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба. Бег, метание, лазание, прыжки, равновесия, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (Любомирский Л.Е., 1989).
Как двигательная деятельность, подвижная игра обладает определенной спецификой. Она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Почти в каждой игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей. Например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направлении и характере движений. Такая двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения (Былеева Л.М., Коротков И.М., Студеникин М.Я., 1986).
Игры способствуют умственному развитию ребенка. С помощью их у детей расширяются и углубляются представления об окружающем мире, развивается внимание, память, наблюдательность. Многие игры помогают педагогу совершенствовать у детей эстетические чувства, ритмичность, пластичность, точность, плавность, четкие построения (Васильков В.Г., 1985).
Каждая подвижная игра имеет свое содержание, форму, методические особенности; играм по мнению А.Д. Дудогай (1986). Свойственны: образность, ограничиваемая правилами самостоятельность действий в достижении цели, элементы соревнований в игре, требующие полной мобилизации сил и повышающие эмоциональность, сталкивание противоположных интересов в разрешении игровых конфликтов, что создает высокий эмоциональный тонус.
Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи с чем приучает детей к деятельности в коллективе. Участвуя в такой игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, стараться выручить товарищей попавших в «плен» и.т.д. Это развивает чувство солидарности, ответственности, которые воспитываются в играх постепенно. От младших школьников требуется только согласование своих действий с действиями товарищей (Менеджерицкая Д.В., 1979, Аникеева Н.П., 1987).
Важнейшие педагоги того времени – Н.И. Пирогов, а позднее Е.Н. Водовозова, и др. подчеркивали, что в физическом воспитании ребенка, подвижная игра имеет первостепенное значение, как деятельность, отвечающая его возрастным особенностям и как средство всестороннего развития.
1.4. Методические предпосылки к использованию подвижных игр в уроках физического воспитания с учащимися младших классов.
Как известно, использование подвижных игр в уроках физического воспитания планируется на протяжении всего учебного года с учетом задач, поставленных учителем в каждой из учебных четвертей (Коротков И.М., 1979). Наметив игры на год, рекомендуется распределить их по четвертям с учетом всего учебного материала. В1 и 4 четвертях уроки проводятся на школьной площадке, поэтому с точки зрения Л.В. Былевой, Короткова И.М., (1982), в план включать игры с метанием на дальность, с бегом на разные отрезки («Кто дальше», «Живая цель»,) проводятся всевозможные эстафеты с прыжками, преодолением препятствий («Скамейки над головой», «Салки со скакалкой»). Во второй четверти занятия проводятся в помещении, соответственно намечаются игры, в которых развиваются и закрепляются навыки равновесия, чувства ритма, ориентировка в пространстве, совершенствуется координация («Бег раков», «Быстро по местам», эстафеты с грузом на голове).
Кроме того игры распределяются по четвертям в зависимости от их задач и длительности проведения. Новые игры в основном разучиваются в конце первой, второй, третьей четвертей. В начале первой закрепляются и варьируются игры, освоенные в предыдущем году. В четвертой четверти, в основном. Закрепляются и усложняются игры пройденные в данном учебном году (Былеева Л.В., Коротков И.М., 1982).
При планировании уроков важно предусматривать последовательность прохождения и повторность игр. Они должны включаться во все уроки, кроме контрольных. Двигательный опыт у детей этого возраста очень мал, поэтому в начале, рекомендуется проводить игры несложные, сюжетного характера, с элементарными правилами и простой структурой. («Совушка», «Два мороза», «Гуси-лебеди»). С приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности включать в урок игры с элементами соревнований в парах.
В каждый урок включают от одной до трех игр, непосредственно связанных с задачами урока. В основную часть включаются игры, связанные с активной двигательностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой (перебежки, салки, эстафеты).
В подготовительную часть лучше всего включать несложные, малоподвижные игры с ритмической ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующими от играющих организованности, внимания, согласованности движений («Класс смирно!», «Мяч соседу»). (Гужаловский А.А., 1986).
В заключительной части урока проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внимание («Запрещенное движение», «Слушай сигнал», «Узнай по голосу»), а также игры с небольшой двигательной активностью («Бездомный заяц», «Пустое место»).
Возрастные особенности младших школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, подбрасыванием и перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей и т.п.) (Студеникин М.Я., 1986).
Несмотря на большую подвижность, младшие школьники быстро утомляются. Это происходит вследствие неэкономичной траты сил, еще недостаточно совершенных функций центральной нервной системы, плохо развитой координацией движений. Однако, в этом возрасте дети довольно быстро восстанавливаются. Поэтому для младших школьников игры не слишком длительны, обязательно должны прерываться паузами для отдыха. Наиболее подходящими играми, являются игры – перебежки, например, «Октябрята», «Волк во рву», «Два мороза», в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть. Или игры с поочередным участием играющих в движении, например, «К своим флажкам», «Заяц без логова» (Былеева Л.В., Коротков И.М., 1982).
Привлекательны и доступны игры, требующие незамедлительных переходов от одного действия к другому в условиях изменяющихся игровых ситуациях, например, «Охотники и утки», «Салки» (Гурович Л.И., Иванова Г.П., Портных Ю.И., 1977-1995).
У младших школьников улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В то же время способность к быстроте телопередвижения в пространстве формируется медленнее. Поэтому для них доступнее игры, требующие не столько предельного быстрого перемещения тела в пространстве, сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча («Гонка мячей», с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение направления движения «Салки»)
(Яковлев В.Г., Ратников В.П., 1977).
Подвижные игры повышают физическую выносливость детей и противодействуют их изнеженности. Вместе с тем они оказывают благоприятное влияние на развитие внешних форм тела, благодаря чему улучшается осанка детей (Кабисов И.С., 1963. Клюев М.Е., 1972), предлагают ряд подвижных игр, которые в сочетании с корригирующими и общеразвивающими упражнениями, содействуют воспитанию правильной осанки. Это такие игры и эстафеты как: «Пир», «охотники и утки», «Ловкая присядка», «Встречная передача мяча», эстафета с грузом на голове и др.
Восприятие младших школьников вначале недостаточно организовано, неустойчиво. Они еще не способны целенаправленно выслушивать объяснение игры, отделять главные игровые действия от второстепенных. Поэтому стройный ход игры нередко нарушается. По мере накопления опыта в играх такие явления постепенно устраняются (Коротков И.М., 1987).
1.5. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Общеизвестно, что ни одно психологическое понятие не применяется так часто при работе с детьми, как внимание.
Что же такое внимание?
Внимание – это направленность и сосредоточенность психики на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую и ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности (Степанова А.А., 1994).
Оно заключается, по мнению (С. Шмаковайи, Н. Безбородовой 1995,) в выделении сознанием главного объекта и отвлечение от других.
Характерными особенностями внимания детей младшего школьного возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями, дети остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет, появление нового предмета вызывает переключение на него. (Кутецкий В.А., 1976, Ильин В.П., 1991).
Основное достижение в развитии внимания в младшем школьном возрасте состоит в том, что начинает формироваться – произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, и удерживать его в течении некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к возникновению его произвольных видов. (Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С., 1991).
Каждый человек в процессе своего развития овладевает исторически сложившимися способами организации внимания.
Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает характер произвольный. (Петровский А.Н., 1979).
Решающее значение для формирования внимания ребенка имеют условия жизни и деятельности. Переход в младшем школьном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к урокам в учебном процессе, к выполнению элементарных трудовых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с правилами, с требованиями взрослых, оказывает существенное влияние на развитие произвольного внимания. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему средства, с помощью которых он впоследствии и сам начинает управлять своим вниманием. (Мухина В.С., Фонарев А.М., 1987).
Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Главной побудительной силой, вызывающее послепроизвольное внимание, является стойкий интерес не только к результатам деятельности, но и к самому процессу ее выполнения. Воспитание послепроизвольного внимания осуществляется через развитие и воспитание произвольного. С раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка привычку прилагать волевые усилия для достижения цели, вытесняя посторонние мысли, которые мешают сосредоточиться (Гамезо В.М., 1984).
Устойчивость внимания значительно увеличивается от старшего дошкольного возраста к младшему школьному. Так дошкольники подготовительной группы, рассматривают картинки в течении 10-12 секунд, младшие школьники рассматривают те же картинки 25-32 секунды. Младшие школьники не только более длительное время могут заниматься малоинтересным для них делом или работой по указанию взрослого, но и меньше делают отвлечений от нее (Мухина В.С., 1985).
С точки зрения Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера (1991), Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой (1994), А.А. Степановой (1995), длительность сохранения устойчивого внимания у детей 6-7 лет, зависит от значимости того или иного материала, объектов деятельности. Наивысшую значимость представляет деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения известных детям объектов, заключающих в себе момент эмоциональной привлекательности.
Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рамках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого то действия, чем привычнее оно стало, тем легче его совмещать с выполнением другого действия. Поэтому дети раннего возраста практически не обладают распределенным вниманием. Дети младшего школьного возраста, а именно первоклассники, способны распределять свое внимание в незначительной степени.
В различного рода играх, упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке, формируется переключение внимания. Младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного
объекта на другой. Постепенно при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания.
Объем внимания у детей младшего школьного возраста меньше, чем у взрослого человека. Он значительно увеличивается в процессе учебной деятельности, это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся разнообразием деятельности, в которую они включаются (Стамбулова Н.Б., 1975, 1988).
1.6. Пути и средства организации и поддержания внимания младших школьников.
Развитие внимания осуществляется естественным путем, более того, в младшем школьном возрасте оно развивается интенсивно, но мы можем полагать и говорить об изменении направления развития внимания. Его коррекции (Степанова А.А., 1994).
Наблюдение за детьми в играх показывает, что успешность тех или иных действий зависит от уровня таких свойств, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, концентрация и переключение внимания (С. Шмаков, Н. Безбородова., 1995).
Для развития внимания у детей, с успехом могут быть использованы различные подвижные игры. У детей первого класса развитию внимания способствуют игры типа: «Класс смирно!», «Быстро по местам», «Волк во рву», «Совушка» и другие.
Произвольное внимание развивают игры, в которых дети описывают предмет не глядя на него, находят в нем существенные признаки, узнают предмет по описанию. Описание предмета, не глядя на него, требует высокоорганизованного внимания. Хорошо развитых его свойств. К числу таких игр можно отнести: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио» (Стамбулова Н.Б., 1988).
Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Прежде всего необходимо еще раз напомнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у маленьких школьников- явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности (Ильин Е.П.,1990).
Деловой тон урока, четкая его организация и насыщенность доступной детям содержательной деятельностью – наиболее эффективные средства активизации детского внимания, а вместе с тем и повышение работоспособности класса. Педагог должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которыми работает. Ведь конечно правилами поведения, как и умением учиться, дети не все одновременно и не все одинаково легко овладевают. Поэтому нельзя требовать от первоклассника устойчивого внимания. Они постепенно учатся всему и чем моложе дети, тем больше необходимо терпения и такта, подготовленности в повседневной работе учителя со всем классом и каждым учеником в отдельности (Кутецкий В.А., 1976, Петровский А.П., 1979, Коломенский Я.Л., 1988).
Педагог при организации своей работы должен опираться на следующие положения:
Интеллектуальная активность детей в процессе занятий является фактором, обеспечивающем их внимание, поэтому построение урока должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, психологии, гигиены.
Сохранению внимания детей, способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение одного дня. Это позволяет избегать однообразия и скуки, которые притупляют интерес к работе, снижают внимание.
Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей. В первую очередь это относится к урокам физического воспитания, где нередко происходит передозировка, поскольку на следующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, а это, естественно, не будет способствовать устойчивого внимания, даже в интересной деятельности (Стамбулова Н.Б., 1978, Дубровина И.В., 1991, Корнилова Т.В., 1994).
1.7. Специфические особенности внимания младших школьников.
При выборе средств и методов организации и поддержания внимания младших школьников нужно учитывать следующие специфические особенности: (Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., 1981. Степанова А.А., 1994 и др.):
Ребенок не в состоянии правильно управлять своим вниманием.
Внимание детей младшего школьного возраста характеризуется небольшим объемом.
Ребенок способен сосредоточиться на очень короткое время, внимание его подвержено значительным колебаниям.
Внимание младшего школьника легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает внимание ребенка от деятельности.
Не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состоянии переключить его по своему усмотрению с одного объекта на другой, т.е. переключение развито слабо.
Внимание привлекается ярким, сильным, неожиданным раздражителем.
Чем младше дети, тем меньше они могут сосредоточиться на словах, с которыми обращается к ним взрослый.
Распределение внимания развивается чрезмерно слабо. Ребенок практически не в состоянии два или более видов деятельности.
Таким образом, все выше изложенное позволяет сделать вывод, что внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности ребенка. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью, зависит в значительной степени от внимания. К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении писал: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Г Л А В А 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исходя из актуальности, практической значимости проблемы проведено исследование, в ходе которого решались следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы, касающейся особенности использования подвижных игр на внимание, как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников по данным специальной литературы и передовой практики.
Отобрать и систематизировать подвижные игры, развивающие определенные свойства внимания, различные формы координационных способностей и быстроту сложной двигательной реакции, с целью разработки экспериментального содержания и методики физического воспитания.
Определить эффективность влияния разработанного содержания и методики в условиях естественного педагогического эксперимента, на уровень внимания, координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов.
Анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста.
Педагогические наблюдения.
Естественный педагогический эксперимент.
Тестирование.
Исследование проводилось на протяжении 2,5 лет (1993-1996гг) в два этапа. На первом предварительном этапе исследования проводился анализ и обобщение специальной научно-методической литературы и документальных материалов, а также анализ передового и личного опыта работы, педагогические наблюдения. Это позволило выяснить степень разработанности рассматриваемой проблемы, определить предпосылки и задачи исследования, отобрать и систематизировать подвижные игры, направленные на развитие свойств внимания, координационные способности и быстроту сложной двигательной реакции, и на этой основе разработать программу педагогического эксперимента.
Результаты предварительного исследования явились основанием для разработки программы педагогического эксперимента, который проводился на втором основном этапе исследования в течение 1994-1995 учебного года, на базе общеобразовательной средней школы № 274 с углубленным изучением иностранных языков Кировского района города Санкт-Петербурга. Исследовательская работа проводилась с учащимися двух первых классов с охватом 42 человека. Из них, в опытном классе 22 человека (12 девочек, 10 мальчиков), в контрольном – 20 человек (10 мальчиков, 10 девочек).
В обоих классах, уроки проводились автором исследования. В контрольном классе – в соответствующей действующей комплексной программе по физическому воспитанию (1987), в опытном по специально разработанному содержанию и методике, с расширенным использованием игр на внимание (3-4 игры в уроке).
В целом в ходе исследования было апробировано свыше 80 игр, в программу эксперимента включено из них 30.
Об эффективности экспериментального содержания и методики судили по уровню и темпам прироста показателей координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции, а также по результатам психологической оценки свойств внимания первоклассников, полученных в результате двукратного тестирования в начале и в конце эксперимента.
Тесты и измеряемые параметры представлены в таблицах 1, 2. Описание тестов и методика их измерения даны в приложении 1.
Тестирование двигательных способностей проводилось в стандартных условиях в сжатые сроки автором исследования. Каждому ребенку предоставлялась пробная и две последующие попытки. Им предшествовала специальная разминка. При 2-х попытках в обработку включался лучший результат.
При отборе тестов руководствовались рекомендациями М.А. Годика, Т.А. Шаниной, Г.Ф. Шитиковой(1974),С.А. Дешле (1982), В.И. Ляха (1987-1994), Л.В. Волкова(1981),
В.М. Зациорского (1982), Т.А. Местиляйнен с соавт. (1993) и др.
Психологическая оценка свойств внимания младших школьников проводилась штатным психологом школы при активном участии автора исследования по методике Д.Векслера (1991) и корректурной пробе – вариант методики Бурдона (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В., Чередникова Т.В.. 1996).
Преднамеренно в процессе занятий избегалось применение форм движений, выступающих в качестве тестов, что обеспечивало объективную характеристику уровня координационных способностей, быстроты сложной двигательной реакции и внимания.
ТАБЛИЦА 1
ТЕСТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И
БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формы проявления координационных способностей и БДР.
Тесты
Единицы
измерения
Кол-во
попыток
1. Ориентировка
в пространстве
«Пни и попади»
________________
·_____________
«Челночный бег»
раз
сек
2
1
2. Координация
движений
«Ведение мяча одной рукой
на месте, до падения мяча» ______
«Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на высоту 1м»
раз
раз
2
1
3. Точность движения
«Прыжки на линию с закрытыми глазами»
см
2
4. Точность
пространственной
ориентации
«Найди не глядя»
см
2
5. Координационная
выносливость
«Десять восьмерок»
сек
1
6. Быстрота сложной
двигательной реакции
«Кто быстрее?»
сек
1
ТАБЛИЦА 2
ТЕСТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Свойства внимания
Тесты
Единицы
измерения
Кол-во
попыток
1. Переключение
внимания
«Нелепицы»
«Шифровка»
кол-во
ошибок
сек
сек
1
1
2. Концентрация
внимания
«Зачеркни фигуру»
сек
1
3. Объем
внимания
«Корректурная проба»
мин
1
Полученные результаты исследования подвергнуты статистической обработке по общепринятой методике. Вычислялись оценки их средних величин, их разница и стандартные отклонения. При сравнивании результатов обработки определялось значение
Р и достоверность различий t по Стьюденту
Г Л А В А 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Отбор и систематизация подвижных игр, направленных на развитие свойств внимания, координационных способностей и быстроту сложной двигательной реакции
Результаты предварительного исследования позволяют утверждать, что имеющийся опыт систематизации подвижных игр детей младшего школьного возраста не решает всего многообразия проблемы.
В связи с этим на основе анализа имеющейся информации, разработан и систематизирован комплекс подвижных игр, направленных на повышение уровня свойств внимания, координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции первоклассников.
При отборе и систематизации подвижных игр учитывалось их соответствие возрастным возможностям и способностям детей, а также различных свойств внимания, форм проявления координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции (таблицы 3,4).
Разработанная систематизация была положена в основу специального содержания и методики уроков физического воспитания, направленных на повышение уровня внимания и физической подготовленности первоклассников.
При отборе и систематизации подвижных игр использовались рекомендации:
В.А. Кудряшова (1978), Чуватина К.М.,1966, Газман Н.Е., Харитоновой Н.Е, 1971, М.В. Лейкиной., 1978, И.М. Короткова., В. Яковлева., Д.В. Меджерицкой, 1979-1987, В.Л. Страковской, П.В. Беляевой 1987-1994, Ю.И. Портных, В.М. Григорьева, Г.А. Василькова, 1986-1996, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Е.П. Тимофеевой, В.Г. Фролова 1986-1997, А.М. Шлемина, 1988-1993, В.П. Иващенко, И.Г. Фейгель. 1993-1997, С.И. Шмакова, Н.Безбородовой 1995-1997.
ТАБЛИЦА 3
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВИДАМ ВНИМАНИЯ.
Объем внимания
Переключение
внимания
Концентрация
внимания
Устойчивость внимания
Распределение
внимания
Вызов номеров
Мячи разные несем
Из обруча в обруч
Не пропускай мяч в ворота
Ловишки парами
День и ночь
По доске
Удочка
Совушка
Запятнай мячом
Прыжки по полоскам
Внимание препятствие!
Не пропускай мяч ворота
Борьба за флажок
Скакуны
Шишки
желуди, орехи
Скакуны
Класс смирно!
Возьми правильно палку
Передача мячей
Лиса и куры
Вызов номеров
Метко в цель
Попади в обруч
Пятнашки с выручкой
Ворона и воробьи
Падающая палка
Пустое место
Выбери быстро
Команда быстроногх
Пятнашки с выручкой
Говорящее письмо
Прыгающие воробушки
Пустое место
Мяч среднему
Запрещенное движение
Карусель
К своим ленточкам
Удержи палку
Гонка мячей по кругу
Заметь нужное
Быстро шагай
Кто за кем?
Попади не глядя
Таблица 4.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ.
Ориентировка
в пространстве
Точность движений
Координационная
выносливость
Координация движений
Быстрота
сложной
двигательной
реакции (БДР)
Белые медведи
Медведь и пчелы
Пятнашки с выручкой
Космонавты
День и ночь
Караси и щука
Третий лишний
Пятнашки с препятствием
Гуси-лебеди
Скакуны
Пустое место
Мяч соседу
Бег раков
Белые медведи
Падающая палка
Прыжки по полоскам
Охотники и утки
Снайпер
Команда быстроногих
Мяч в корзину
Быстро по местам
Метко в цель
Белые медведи
Скользкая цель
Карусель
Парашютисты
Рыбак и рыбки
Ловишки парами
Третий лишний
Быстро найди
Лабиринт
Кто быстрее?
Попробуй пожонглировать
Поплавок
Рывок за мячом
3.2. ТЕСТИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
На основе детального анализа полученных результатов тестирования координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции сопоставлены исходные и конечные показатели мальчиков и девочек опытного и контрольного классов, а также темпы прироста результатов /абсолютных и в % от исходного уровня/ за исследуемый период по каждому измеряемому параметру. Они свидетельствуют, что изменения в уровне координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции детей в большинстве случаев статистически достоверны при Р < 0,5 – 0,001 / табл. 5-9, рис 1/.
Сравнительный анализ исходных показателей учащихся опытного и контрольного
классов свидетельствует /табл.5, 6 /, что в большинстве своем они несущественно отличаются друг от друга. Это говорит об относительной однородности групп и позволяет делать объективные выводы.
Конечные показатели учащихся обоих классов /табл. 5,6/ отражают заметные изменения исследуемых признаков по всем тестам со значительным превосходством результатов учащихся опытного класса над контрольным, что свидетельствует в пользу экспериментального содержания и методики занятий, их положительного влияния на ход естественного развития координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции.
ТАБЛИЦА 5
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ДЕВОЧЕК -ПЕРВОКЛАССНИЦ
ТЕСТЫ
КЛАССЫ
ИСХОДНЫЕ
Х1 m1 S1 t1
КОНЕЧНЫЕ
Х2 m2 S2 t2
t
Х1-Х2
1. Челночный бег
опыт.
контр.
6,9 0,08
0,2 1,7
7,1 0,09
6,7 0,04
0,3 3,4
7,0 0,02
2,3
2,0
2. время
Кто быстрее?
3. кол-во
ошибок
опыт.
контр.
опыт.
контр.
14,0 0,19
0,1 1,0
14,1 0,19
2,3 0,14
0,2 1,7
2,5 0,16
13,2 0,17
0,8 3,8
14,0 0,18
1,0 0,13
1,0 3,2
2,0 0,15
3,6
2,0
3,0
3,0
4. Ведение мяча одной рукой.
опыт.
контр.
10,0 0,90
2,0 1,6
8,0 0,80
12,0 0,6
3,0 3,7
9,0 0,5
2,6
2,0
5. Подбрасывание и ловля мяча.
опыт.
контр.
2,2 0,09
0,2 1,5
2,0 0,08
2,5 0,07
0,3 2,7
2,2 0,09
2,1
2,0
6. Десять восьмерок
опыт
контр.
27,3 0,11
0,2 1,4
27,5 0,07
26,8 0,15
0,6 2,5
27,2 0,18
2,0
1,3
7. Найди не глядя
опыт.
контр.
3,5 0,28
0,1 1,0
3,4 0,3
4,5 0,2
0,3 0,5
4,2 0,3
2,3
2,0
8. Пни и попади
опыт
контр
3,1 0,1
0,2 1,4
2,9 0,27
4,0 0,27
0,8 0,5
3,2 0,24
2,2
2,0
9. Прыжок на линию с закрытыми глазами.
опыт.
контр.
14,0 1,8
0,5 3,5
14,5 1,74
4,5 0,6
3,5 1,7
8,0 1,1
3,5
2,9
ТАБЛИЦА 6
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ----МАЛЬЧИКОВ - ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ТЕСТЫ
КЛАССЫ
ИСХОДНЫЕ
Х1 m1 S1 t1
КОНЕЧНЫЕ
Х2 m2 S2 t2
t
Х1-Х2
1. Челночный бег
опыт.
контр.
6,7 0,10
0,2 1,5
6.9 0,09
6,4 0,07
0,2 2,6
6,7 0,05
2,5
2,3
2. время
Кто быстрее?
3. кол-во
ошибок
опыт.
контр.
опыт.
контр.
12,2 0,14
1,2 3,8
13,4 0,18
3,0 0,18
0,2 1,7
3,2 0,19
12,0 0,12
1,2 3,8
13,2 0,16
2,0 0,16
0,8 3,0
2,8 0,18
3,0
3,0
3,2
2,0
4. Ведение мяча одной рукой.
опыт.
контр.
13,0 0,70
1,0 1,2
12,0 0,50
16,0 0,40
2,0 3,9
14,0 0,30
2,9
2,0
5. Подбрасывание и ловля мяча.
опыт.
контр.
2,7 0,09
0,1 0,8
2,6 0,10
3,0 0,06
0,2 2,4
2,8 0,06
2,0
2,0
6. Десять восьмерок
опыт
контр.
26,0 0,50
0,3 0,4
26,3 0,90
25,0 0,40
1,1 2,3
26,1 0,30
2,0
1,3
7. Найди не глядя
опыт.
контр.
2,8 0,24
0,1 0,5
2,7 0,21
4,1 0,23
0,5 2,45
3,6 0,22
2,5
2,2
8. Пни и попади
опыт
контр
4,0 0,36
0,2 0,6
3,8 0,24
4,8 0,13
0,6 0,37
4,2 0,24
2,2
2,0
9. Прыжок на линию с закрытыми глазами.
опыт.
контр.
14,5 1,80
1,0 3,5
15,5 1,67
7,5 1,11
4,0 2,6
11,5 1,50
2,6
2,2
В темпах прироста показателей за исследуемый период преимущество также на стороне учащихся опытного класса /табл.7,рис1/.
Самые высокие величины прироста как у девочек, так и у мальчиков опытного класса отмечаются в точности пространственной ориентации / соответственно 27% и 25% / и координации движений /20% и 23% /. В контрольном классе – в точности движений как у девочек /19,1%/, так и у мальчиков /18,3% /, ориентировке в пространстве у мальчиков /18,2% / и точности пространственной ориентации у девочек /17,3% /.
Самые незначительные в обоих классах сдвиги зафиксированы в показателях координационной выносливости / в пределах от 1,1% до 3,8% / и быстроты сложной двигательной реакции /в пределах от 1,6% до 5,7% /. Это очевидно можно объяснить их биологической устойчивостью к тренировочному воздействию и неустойчивостью регуляции психических процессов у первоклассников.
Наибольшие различия в темпах прироста показателей учащихся опытного и контрольного классов прослеживаются в точности пространственной ориентации /у мальчиков на 9,8%, у девочек на 9,7% / и координации движений /на 6,4% у тех и других /.
Наименьшие – в быстроте сложной двигательной реакции и координационной выносливости / в пределах 1% /, что указывает на необходимость более тщательной работы в этих направлениях (выбор средств и методов, контроль и дозирование нагрузки).
При сопоставлении средних результатов и темпов прироста показателей мальчиков и девочек обоих классов наблюдается заметное статистически достоверное / Р<0,05 – 0,001/
превосходство мальчиков над сверстницами / в диапазоне от 0,8% до 4,1% /, за исключением точности пространственной ориентации и точности движений в пользу девочек контрольного класса /табл. 8, 9, рис. 1/. Это указывает на необходимость дифференцированной работы при совершенствовании различных форм проявления координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции, начиная с первого класса школы.
ТАБЛИЦА 7
ТЕМПЫ ПРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД / В % /.
ТЕСТЫ
ПОЛ
ОПЫТНЫЙ КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС
М
Д
ПРИРОСТ
абсол. в % t
ПРИРОСТ
абсол. в % t
1. Челночный бег
2 х 9 м
М
Д
0,3 4,5 2,6
0,2 2,9 2,0
0,2 2,9 2,0
0,1 1,4 2,0
2. время
Кто быстрее?
3. кол-во ошибок
М
Д
М
Д
0,2 1,66 2,8
0,8 5,71 3,2
0,3 10 2,8
0,3 12 3,4
0,2 1,49 2,6
0,1 0,81 2,0
0,2 8 2,4
0,2 9,5 2,8
4. Ведение мяча одной рукой.
М
Д
3,0 23,0 3,7
2,0 20,0 3,4
2,0 16,6 3,2
1,0 12,5 2,1
5. Подбрасывание и ловля мяча.
М
Д
0,3 13,6 2,8
0,3 11,1 2,6
0,2 9,5 2,2
0,2 7,7 2,1
6. Десять восьмерок
М
Д
1,0 3,8 2,1
1,5 1,8 2,6
0,2 2,8 2,1
0,3 1,1 1,9
7. Найди не глядя
М
Д
1,3 30 4,0
1,0 27 4,2
0,9 15,2 3,5
0,8 17,3 3,8
8. Пни и попади
М
Д
0,8 20 3,4
0,9 16 2,8
0,4 18,2 2,9
0,3 15,5 2,1
9. Прыжок на линию с закрытыми глазами.
М
Д
7,0 19 3,0
9,5 20 3,4
4,0 18,3 3,2
6,5 19,1 2,8
ТАБЛИЦА 8
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПЕРВОГО КЛАССА НА НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТА
ТЕСТЫ
КЛАССЫ
МАЛЬЧИКИ
Х1 m1 S1 t1
ДЕВОЧКИ
Х2 m2 S2 t2
t
Х1-Х2
1. Челночный бег
опыт.
контр.
6,7 0,10
0,2 1,5
6.9 0,09
6,9 0,08
0,2 1,7
7,1 0,09
2,0
2,1
2. время
Кто быстрее?
3. кол-во
ошибок
опыт.
контр.
опыт.
контр.
12,2 0,14
1,2 3,8
13,4 0,18
3,0 0,18
0,2 1,7
3,2 0,19
14,0 0,19
0,1 1,0
14,1 0,19
2,3 0,14
0,2 1,7
2,5 0,16
3,0
2,8
2,4
2,3
4. Ведение мяча одной рукой.
опыт.
контр.
13,0 0,70
1,0 1,2
12,0 0,50
10,0 0,90
2,0 1,6
8,0 0,80
2,7
3,3
5. Подбрасывание и ловля мяча.
опыт.
контр.
2,7 0,09
0,1 0,8
2,6 0,10
2,2 0,09
0,2 1,5
2,0 0,08
3,6
4,1
6. Десять восьмерок
опыт
контр.
26,0 0,50
0,3 0,4
26,3 0,90
27,3 0,11
0,2 1,4
27,5 0,07
3,8
2,0
7. Найди не глядя
опыт.
контр.
2,8 0,24
0,1 0,5
2,7 0,21
3,5 0,28
0,1 1,0
3,4 0,3
2,6
2,6
8. Пни и попади
опыт
контр
4,0 0,36
0,2 0,6
3,8 0,24
3,1 0,1
0,2 1,4
2,9 0,27
2,5
1,9
9. Прыжок на линию с закрытыми глазами.
опыт.
контр.
14,5 1,80
1,0 3,5
15,5 1,67
14,0 1,8
0,5 3,5
14,5 1,74
2,0
2,0
ТАБЛИЦА 9
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И БЫСТРОТЫ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПЕРВОГО КЛАССА НА КОНЕЦ ЭКСПЕРИМЕНТА
ТЕСТЫ
КЛАССЫ
МАЛЬЧИКИ
Х1 m1 S1 t1
ДЕВОЧКИ
Х2 m2 S2 t2
t
Х1-Х2
1. Челночный бег
опыт.
контр.
6,4 0,07
0,2 2,6
6,7 0,05
6,7 0,04
0,3 3,4
7,0 0,02
4,7
4,9
2. время
Кто быстрее?
3. кол-во
ошибок
опыт.
контр.
опыт.
контр.
12,0 0,12
1,2 3,8
13,2 0,16
2,0 0,16
0,8 3,0
2,8 0,18
13,2 0,17
0,8 3,8
14,0 0,18
1,0 0,13
1,0 3,2
2,0 0,15
3,0
3,0
4,0
3,8
4. Ведение мяча одной рукой.
опыт.
контр.
16,0 0,40
2,0 3,9
14,0 0,30
12,0 0,6
3,0 3,7
9,0 0,5
6,2
4,8
5. Подбрасывание и ловля мяча.
опыт.
контр.
3,0 0,06
0,2 2,4
2,8 0,06
2,5 0,07
0,3 2,7
2,2 0,09
4,6
3,8
6. Десять восьмерок
опыт
контр.
25,0 0,40
1,1 2,3
26,1 0,30
26,8 0,15
0,6 2,5
27,2 0,18
4,3
3,2
7. Найди не глядя
опыт.
контр.
4,1 0,23
0,5 2,45
3,6 0,22
4,5 0,2
0,3 0,5
4,2 0,3
4,4
4,6
8. Пни и попади
опыт
контр
4,8 0,13
0,6 0,37
4,2 0,24
4,0 0,27
0,8 0,5
3,2 0,24
1,0
3,3
9. Прыжок на линию с закрытыми глазами.
опыт.
контр.
7,5 1,11
4,0 2,6
11,5 1,50
4,5 0,6
3,5 1,7
8,0 1,1
2,2
2,1
В целом полученные результаты тестирования позволяют утверждать, что расширенное использование подвижных игр на внимание по разработанной схеме в уроках физического воспитания с учащимися первого класса способствует повышению уровня и темпам роста координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции. Они доказывают, что в содержании и методике уроков кроются неиспользованные резервы повышения эффективности учебного процесса.
3.3. ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
В процессе исследования свойств внимания оценивались: концентрация, переключение и объем внимания.
Полученные исходные результаты тестирования мальчиков и девочек опытного и контрольного классов незначительно отличаются друг от друга / табл. 10 /.
Конечные результаты демонстрируют заметные сдвиги в уровне внимания в пользу учащихся опытного класса / табл. 10 /. Подобная картина прослеживается и в темпах прироста всех оцениваемых показателях /табл. 11, рис. 2 /. Это свидетельствует в пользу направленного педагогического воздействия с расширенным содержанием подвижных игр на внимание в учебном процессе по физическому воспитанию.
Самые высокие величины прироста отмечаются в развитии переключения внимания / тесты: Шифровка и Нелепицы / как в опытном так и в контрольном классах: у мальчиков опытного класса 32,4% и 28,3%, у девочек – 27,9% и 22,5% контрольного- соответственно 25% и 22,3%, 19,7% и 10,4%. Незначительными они оказались в концентрации внимания / в пределах от 1,7% до 5,5% /. Самые низкие – в объёме внимания / от 0,2% до 3,0% /.
ТАБЛИЦА 10
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ ЭКСПЕРИМЕНТА.
ТЕСТЫ
КЛАССЫ
ИСХОДНЫЕ
КОНЕЧНЫЕ
Х1 m1 S1 t1
Х2 m2 S2 t2
МАЛЬЧИКИ = 12/10
МАЛЬЧИКИ = 12/10
1. Нелепицы
опыт.
контр.
7,6 0,75
0,5 2,0
7,1 0,98
10,6 0,74
1,4 2,6
9,2 0,90
2. Шифровка
опыт.
контр.
4,6 0,39
0,7 2,2
3,9 0,23
6,8 0,37
1,6 2,7
5,2 0,38
3. Зачеркни фигуру
опыт.
контр.
71,8 1,1
0,5 2,0
71,3 1,1
76,0 1,80
3,3 3,1
72,7 1,30
4. Корректурная проба
опыт.
контр.
191,1 1,9
0,3 1,9
190,8 1,6
194,1 2,30
3,0 3,0
191,1 1,90
ДЕВОЧКИ = 10/10
ДЕВОЧКИ = 10/10
Х1 m1 S1 t1
Х2 m2 S2 t2
1. Нелепицы
опыт.
контр.
9,9 0,38
0,4 2,0
9,5 0,27
12,9 0,38
2,3 2,6
10,6 0,27
2. Шифровка
опыт.
контр.
6,2 0,34
0,1 1,0
6,1 0,40
8,6 0,23
1,0 2,0
7,6 0,34
3. Зачеркни фигуру
опыт.
контр.
77,5 0,78
0,5 2,1
77,0 0,80
81,2 0,67
2,9 2,8
78,3 0,90
4. Корректурная проба
опыт.
контр.
196,2 1,40
0,6 2,3
195,6 1,30
202,3 2,38
4,1 4,4
198,2 2,20
ТАБЛИЦА 11
ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД.
ТЕСТЫ
ПОЛ
ОПЫТНЫЙ КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ КЛАСС
М
Д
ПРИРОСТ
абсол. в % t
ПРИРОСТ
абсол. в % t
между классами
1. Нелепицы
М
Д
3.0 28,3 4,1
3,0 23,5 3,5
2,1 22,8 3,4
1,1 10,4 2,8
3,0
3,9
2. Шифровка
М
Д
2,2 32,4 4,3
2,4 27,9 4,0
1,3 25,0 3,6
1,5 19,7 3,3
3,4
3,2
3. Зачеркни фигуру
М
Д
4,2 5,5 2,6
3,7 4,6 2,3
1,4 1,9 2,3
1,3 1,7 2,2
2,4
2,4
4. Корректурная проба
М
Д
3,0 1,6 2,0
6,1 3,0 2,4
0,3 0,2 1,0
2,6 1,3 2,0
2,0
2,1
Наибольшие расхождения в темпах прироста показателей учащихся опытного класса и контрольного отмечаются в переключении внимания у девочек в тесте Нелепицы на 13,1%, Шифровке – на 8,2%; у мальчиков, наоборот, соответственно на 7,4% и 5,5%.
Наименее значимы они в концентрации внимания / у мальчиков на 3,6%, у девочек на 2,9% /. Самые незначительные различия в объеме внимания / у девочек на 1,7%, у мальчиков на 1,4% табл.11, рис.2 /.
ТАБЛИЦА 12
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 1 КЛАССА.
ТЕСТЫ
КЛАССЫ
МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ
Х1 m1 S1 t1
Х2 m2 S2 t2
t
Х1-Х2
ИСХОДНЫЕ
ИСХОДНЫЕ
1. Нелепицы
опыт.
контр.
7,6 0,75
0,5 2,0
7,1 0,98
9,9 0,38
2,0 0,4
9,5 0,27
2,3
2,4
2. Шифровка
опыт.
контр.
4,6 0,39
0,7 2,2
3.9 0,23
6,2 0,34
0,1 1,0
6,1 0,40
2,7
2,5
3. Зачеркни фигуру
опыт.
Контр.
71,8 1,1
0,5 2,0
71,3 1,1
77,5 0,78
0,5 2,1
77,0 0,80
5,7
5,6
4. Корректурная проба
опыт.
контр.
191,1 1,9
0,3 1,9
190,8 1,6
196,2 1,40
0,6 2,3
195,6 1,30
5,4
5,8
КОНЕЧНЫЕ
КОНЕЧНЫЕ
1. Нелепицы
опыт.
контр.
10,6 0,74
1,4 2,6
9,2 0,90
12,9 0,38
2,3 2,6
10,6 0,27
3,3
2,0
2. Шифровка
опыт.
контр.
6,8 0,34
1,6 2,7
5,2 0,38
8,6 0,23
1,0 2,0
7,6 0,34
3,5
2,2
3. Зачеркни фигуру
опыт.
контр.
76,0 1,80
3,3 3,1
72,7 1,30
81,2 0,67
2,9 2,8
78,3 0,90
5,8
5,0
4. Корректурная проба
опыт.
контр.
194,1 2,30
3,0 3,0
191,1 1,90
202,3 2,38
4,1 4,4
198,2 2,20
8,2
7,1
Половые различия в средних исходных и конечных результатах тестирования свойств внимания свидетельствуют по всем показателям о значительном превосходстве девочек над сверстниками как опытного так и контрольного классов / табл.12 /.Этоочевидно можно объяснить сложившейся теорией об опережении девочек до 21 года в развитии интеллекта ( Кутецкий В.А., Рыбалко А.Н. 1983 ).
Однако в темпах прироста показателей наблюдается обратная картина ( табл.11, рис.2). В большинстве из них в обоих классах преимущество оказалось на стороне мальчиков. Разница составляет от 0,2% до 12,4%. Исключение зафиксировано лишь в показателях объема внимания, где преимущество на стороне девочек: в опытном классе на 1,4%, контрольном на 1,1%.
Наибольшие расхождения в пользу мальчиков отмечаются в переключении внимания: (тесты: Нелепицы и Шифровка), в опытном классе на 0,9%, контрольном на 0,2%.
Полученные факты свидетельствуют о необходимости дифференцированной работы в соответствии с особенностью свойств внимания и половой принадлежностью.
В целом полученные результаты тестирования координационных способностей, быстроты сложной двигательной реакции и свойств внимания позволяют утверждать, что нацеленное использование подвижных игр на внимание в уроках физического воспитания, способствует значительному повышению уровня их физической и психической подготовленности, а также доказывает, что никакой процесс не может быть эффективным, если не ведется контроль над его развитием.
В Ы В О Д Ы
1. В результате предварительного исследования выявлено, что на сегодняшний день отсутствует должная систематизация подвижных игр, направленных на развитие в условиях урока физического воспитания различных свойств внимания, форм проявления координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции младших школьников, как основных возрастных специфических проявлений данного возраста, где имеются наиболее благоприятные предпосылки для их совершенствования.
2. Разработан и систематизирован комплекс подвижных игр, направленных на развитие свойств внимания ( переключение, объем, концентрация, распределение и устойчивость внимания), быстроты сложной двигательной реакции и координационных способностей ( ориентировке в пространстве, точности пространственной ориентации, точности движений, координация движений и координационная выносливость), учащихся первого класса для разработки экспериментального содержания и методики уроков физического воспитания. Доказана необходимость подобной систематизации для повышения эффективности учебного процесса и рационального управления им.
3. Подтвердилась в условиях естественного педагогического эксперимента гипотеза о целесообразности и эффективности влияния специально разработанного содержания и методики уроков физического воспитания с расширенным использованием подвижных игр, направленных на развитие определенных свойств внимания, различных форм проявления координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции на уровень физической и психической подготовленности первоклассников.
4. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что направленное педагогическое воздействие в значительной мере стимулирует развитие свойств внимания, быстроты сложной двигательной реакции и координационных способностей на более высоком уровне у учащихся опытного класса относительно контрольного. Указывают, что в совершенствовании содержания и методики уроков кроются значительные резервы повышения эффективности учебного процесса в рамках отведенного учебным планом времени.
5. Установлена необходимость дифференцированной работы в соответствии с половой принадлежностью детей, а также определенных свойств внимания, различных форм проявления координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции. Наиболее пристального внимания при отборе средств и методов, контроле и распределении нагрузок заслуживают: Координационная выносливость, быстрота сложной двигательной реакции, концентрация и объем внимания.
В целом полученные факты позволяют учителю разнообразить содержание, структуру и организацию урока, оценить результаты своего педагогического воздействия на учащихся, своевременно вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию с младшими школьниками.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1.
Содержание тестов для оценки свойств внимания, координационных способностей и быстроты сложной двигательной реакции.
Методика их измерения.
1. Челночный бег 2х9 метров с одним поворотом.
И.п. о.с., носки у линии старта. П о команде «Марш» учащийся бежит к кубику, находящемуся у противоположной линии, поднимает его и несет к линии старта. Кубик бросать запрещено, ставить на линию. Фиксируется время от старта до финиша. Фиксируется количество ошибок.
2. Кто быстрее?
И.п. о.с., носки у линии старта. П о команде «Марш» учащийся бежит к первому обручу расположенному в трех метрах от линии старта и кладет в него кубик по цвету обруча, затем подбегает ко второму обручу, расположенному в шести метрах от линии старта и также кладет в него кубик соответствующий цвету обруча, а затем подбегает к третьему обручу, расположенному в девяти метрах от линии старта и также кладет кубик по цвету обруча, и возвращается назад к линии старта. Фиксируется: время от старта до финиша, а также количество ошибок допущенных учащимися ( ошибки: перепутал цвет кубика с цветом обруча).
3. Ведение мяча одной рукой.
Удары по мячу осуществляются одной рукой. Стараться стоять на месте. Счет ведется до тех пор, пока не будет пропущен удар по мячу.
4. Подбрасывание мяча вверх двумя руками на высоту 1 м и ловля его.
Результат фиксируется из 5 подбрасываний.
5. Десять восьмерок.
И.п. стойка ноги врозь, ноги согнуты в коленях. Туловище наклонено вперед. По команде ученик начинает выполнять воображаемую восьмерку между ногами на уровне колен, передавая мяч из рук в руки, примерно посередине между коленями левой и правой ноги. (Копылов Ю.А.).
6. Найди не глядя.
И.п. вертикальная стойка, глаза закрыты.
Поднять правую руку до горизонтального положения и не опускать. Затем поднять левую до положения правой руки. Кисти выпрямлены и напряжены. (Зайцев А.И., Местиляйнен Т.А.). Методика оценки:
Отлично – высота подъема правой и левой рук равны.
Удовлетворительно – кисти выпрямлены и напряжены, а правую руку поднимает на разную высоту.
Неудовлетворительно – кисти расслаблены и опущены. Повторяя задание, правую руку поднимает на разную высоту и левой рукой плохо находит правую руку располагая ее то выше, то ниже.
7. Пни и попади.
И.п. вертикальная стойка. Ударить по мячу ногой и попасть в ворота. Упражнение выполнять с открытыми и закрытыми глазами, правой и левой ногой.
Методика оценки:
Отлично - Смог устоять на месте, забивая гол носком и пяткой с открытыми глазами.
Хорошо – не смог пяткой забить гол.
Удовлетворительно - Забил гол, только носком и только с открытыми глазами.
Неудовлетворительно – не забил гол.
(Полещук Н.К., Местиляйнен Т.А., Зайцев А.А.).
8. Прыжок в цель.
На расстоянии 60 см от линии рисуется квадрат 25х25 см.
60 см
30 Квадрат расчерчивается горизонтально линиями,
25 расстояние между которыми составляет 5 см.
20 Ученику предлагается произвести со стартовой
15 линии 3 прыжка на точность приземления
10 в квадрат в нулевой отметке. Затем ему завязываю
0 глаза и предлагают в таком положении повторить прыжки при этом стараться точно приземлиться. Отметка производится по положению крайней точки тела ( в данном случае оценивается по положению крайней точки пятки). В карточке фиксируются три попытки. (Волков Л.В.).
9. Н Е Л Е П И Ц Ы. Обследуемым предлагается рисунок. За 60 сек, учащиеся находят ошибки имеющиеся на рисунке. Смотри рис № 1
1 ступень 10 и больше – 5
2 ступень 9 – 8 - 4
3 ступень 7 – 6 - 3
4 ступень 5 и меньше – 2
(Д. Векслер 1991).
10. Ш И Ф Р О В К А
Обследуемым предлагается бланк с различными геометрическими фигурами. За 60 секунд испытуемые зачеркивают определенную фигуру, в данном случае (круг). Смотри рисунок № 2
1 ступень 80 – 84 – 5
2 ступень 79 – 70 - 4
3 ступень 69 - 60 - 3
4 ступень 59 и меньше - 2
(Д. Векслер 1991).
11. З А Ш И Ф Р У Й Ф И Г У Р У
Обследуемым предлагается за 120 секунд на бланке с набором из пяти геометрических фигур, вставить в каждую фигуру определенные знаки. Смотри рисунок № 3
1 ступень - 10 рядов – 5
2 ступень 9 – 7 - 4
3 ступень 6 – 4 - 3
4 ступень 3 и меньше – 2
(Д. Векслер 1991).
12. К О Р Р Е К Т У Р Н А Я П Р О Б А. (буквенный вариант).
Обследуемым предлагается бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время, с требованием максимальной точности. Время работы 5 минут. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв.
1 ступень - 250 и больше – 5
2 ступень - 200 и больше – 4
3 ступень - 199 -180 - 3
4 ступень - 179 и меньше – 2
(Д. Векслер 1991).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ш И Ф Р О В К А
РИСУНОК 2
З А Ш И Ф Р У Й Ф И Г У Р У
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 3
К Т О Б Ы С Т Р Е Е ?
3 метра 6 метров 9 метров
РИСУНОК 4
13PAGE 15
13PAGE 145215
Заголовок 315