Контрольно-оценочные средства для промежуточного контроля и оценки результатов по учебной дисциплине
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ»
Контрольно-оценочные средства
для промежуточного контроля и оценки результатов по учебной дисциплине
Специальность 09.02.04 «Информационные системы(по отраслям)»
Квалификация техник по информационным системам
Форма обучения очная
Уровень подготовки базовый
Иркутск 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
общие положения
3
ПАСПОРТ
6
Задание для экзаменующегося
7
пакет экзаменатора
13
Общие положения
В результате освоения учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС 09.02.04 «Информационные системы ( по отраслям)», обучающийся должен обладать предусмотренными умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию:
У1 проектировать реляционную базу данных;
У2 использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных;
З1 основы теории баз данных;
З2 модели данных;
З3 особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
З4 основы реляционной алгебры;
З5 принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
З6 средства проектирования структур баз данных;
З7 язык запросов SQL.
В результате освоения дисциплины техник по компьютерным системам должен обладать общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
1.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции
Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
1
2
3
Уметь:
У1 проектировать реляционную базу данных;
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4,ОК5,ОК6, ОК7, ОК8 ОК9
1. Разработать ER-модель предметной области, описанной в проекте. Каждую сущность охарактеризовать набором атрибутов.
2.Преобразовать ER-модель в реляционную модель. Полученные таблицы проверить на соответствие требованиям 1НФ, 2НФ, 3НФ.
3.Создать в СУБД Access БД, указанную в проекте, согласно разработанной реляционной модели.
Практические занятия
Тестирование
Защита индивидуального проекта на предложенную тему
У2 использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных;
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4,ОК5,ОК6, ОК7, ОК8 ОК9
С помощью команд языка SQL создать:
-организацию данных
-изменение данных
-
·чтение данных
Практические занятия
Знать:
З1 основы теории баз данных;
ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
Изучить понятия данных, определение банка и базы данных, предметная область, существующие модели данных, их характерные свойства
Тестирование
З2 модели данных;
ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
Изучить модели данных
Тестирование
З3 особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
Изучить реляционную модель данных и ее особенности. Основные понятия и особенности реляционных баз данных: домен, отношение, кортеж, степень и мощность отношения, первичный и внешний ключи, атрибуты. Изучить изобразительные средства, используемые в ER-моделировании
Практические занятия
Тестирование
З4 основы реляционной алгебры;
ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
Изучить операции реляционной алгебры: объединение, пересечение, декартово произведение, разность, проекция, выборка, соединение, деление.
Практические занятия
З5 принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
Изучить требования, предъявляемы к реляционной базе данных; понятие жизненного цикла базы данных и его этапов: концептуальное, логическое, физическое; особенности проектирования баз данных.
Практические занятия
Защита индивидуального проекта на предложенную тему
Тестирование
З6 средства проектирования структур баз данных;
ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
Изучить разработка логической и физической модели базы данных с помощью CASE-средства пакета Erwin; технологию создания базы данных в MS Access
Практические занятия
Тестирование
Защита индивидуального проекта на предложенную тему
З7 язык запросов SQL.
ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9
Изучить язык SQL в СУБД: назначение, достоинства. Структура команды SQL, типы данных, выражения.
Практические занятия
2. Оценка освоения умений и знаний учебной дисциплины:
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные вариативными часами ФГОС по дисциплине «Основы проектирования баз данных», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. При усвоении студентом всего программного материала студент допускается до экзамена.
3. Структура контрольно-оценочных материалов для аттестации по учебной дисциплине
1. Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – эталона и задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во вне аудиторной работе.
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания следующих работ:
- практические работы;
- тестирование;
- самостоятельные работы;
- индивидуальное проектное задание.
I. ПАСПОРТ
Назначение: КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» по специальности 09.02.04 «Информационные системы(по отраслям)» базовый уровень.
Умения
У1 проектировать реляционную базу данных;
У2 использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных;
Знания
З1 основы теории баз данных;
З2 модели данных;
З3 особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;
З4 основы реляционной алгебры;
З5 принципы проектирования баз данных, обеспечение непротиворечивости и целостности данных;
З6 средства проектирования структур баз данных;
З7 язык запросов SQL.
II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ.
Инструкция для обучающихся.
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания (выдается заранее , как внеаудиторная самостоятельна работа)–27 часов
Время защиты 2 проектов – 30 минут.
В ходе изучения дисциплины студент очной формы обучения выполнял один проект на предложенную тему, другой на индивидуальную(выбранную студентом) тему. Выполненные проекты, студент должен защитить на экзамене, допуском к защите является выполнение всех практических. Внеаудиторных работ, тестирования за курс обучения. Тематика проектов пересматривается ежегодно.
Основная цель и задачи курса
I. Освоить одно из наиболее известных и эффективных средств разработки ИС – СУБД Access
II. Разработать в течение семестра две информационные системы:
a. общую для всех студентов курса ИС «Студенты».
b. индивидуальную для каждого студента курса ИС по выбранной им теме.
III. Тетрадь с конспектами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Тема 1. Организация экономической информации.
1. Экономическая информация, ее виды, структурные единицы.
2. Внемашинная организация экономической информации: документы, их виды, структура.
3. Понятие классификации информации. Системы классификации.
4. Классификаторы информации, их назначение, виды
5. Понятие кодирования информации. Методы кодирования.
6. Внутримашинная организация экономической информации: файловая организация данных и базы данных. Преимущества баз данных.
7. Объемы современных баз данных и устройства для их размещения.
8. Приложения базы данных. Компоненты базы данных.
Тема 2. Основные модели данных
9. Трехуровневая модель организации баз данных.
10. Понятие модели данных. Иерархическая модель, ее достоинства и недостатки.
11. Сетевая модель, ее достоинства и недостатки.
12. Реляционная модель. Ее базовые понятия (отношение, домен, кортеж, схема, степень и мощность отношения), достоинства и недостатки.
13. Связь между таблицами в реляционной модели данных. Первичный и внешний ключи, их отличия.
14. Реляционная целостность: целостность отношений, ссылочная целостность.
15. Операции реляционной алгебры: объединение, пересечение, декартово произведение, разность, проекция, выборка, соединение, деление.
16. Постреляционная модель, ее достоинства и недостатки,
17. Объектно-ориентированная модель данных. Ее базовые понятия (объекты, классы, методы, наследование, инкапсуляция, расширяемость, полиморфизм), достоинства и недостатки.
18. Объектно-реляционная модель данных, ее достоинства и недостатки.
19. Многомерная модель данных, ее базовые понятия (измерение, ячейка), достоинства и недостатки.
Тема 3. Введение в проектирование базы данных
20. Понятие проектирования базы данных. Требования, предъявляемые к базе данных.
21. Этапы жизненного цикла базы данных.
22. Модель "сущность-связь", ее понятия: сущность, атрибут, экземпляр сущности, связь, мощность связи. Представление сущности и связи на ЕR-диаграмме.
23. Типы связи, их представление на ЕR-диаграмме.
24. Класс принадлежности сущности, его представление на ЕR-диаграмме.
25. Правила преобразования ЕR-диаграмм в реляционные таблицы в случае связи 1:1.
26. Правила преобразования ЕR-диаграмм в реляционные таблицы в случае связи 1:М, М:N.
27. Нормализация таблиц, ее цель. Первая нормальная форма. Вторая нормальная форма. Третья нормальная форма.
28. Концептуальное проектирование, его цель и процедуры.
29. Логическое проектирование, его цель и процедуры.
30. Физическое проектирование, его цель и процедуры.
Тема 4. Системы управления базами данных
31. Понятие СУБД. Архитектура СУБД.
32. функциональные возможности и производительность СУБД.
33. Классификация СУБД. Режимы работы пользователя с СУБД.
34. Функции СУБД.
35. Направления развития СУБД: расширение множества типов обрабатываемых данных, интеграция технологий баз данных и Web-технологий, превращение СУБД в системы управления базами знаний.
36. Характеристика СУБД Microsoft Ассеss 2003: тип, платформа, функциональные возможности, пользовательский интерфейс, настройка рабочей среды.
37. Характеристика базы данных и ее приложений. Инструментальные средства для их создания.
38. Типы обрабатываемых данных и выражения.
39. Типы, возможности и способы создания запросов.
40. Назначение, виды форм и способы их создания.
41. Назначение отчетов и способы их создания.
42. Типы Web-страниц для публикации базы данных в Интернет.
43. Элементы управления, используемые при конструировании форм, отчетов, страниц доступа к данным. Их вставка в разделы проекта.
44. Понятие макроса. Классификация макрокоманд.
45. Классификация макросов по структуре.
46. Макросы, связанные с событиями.
Тема 5. Введение в язык SQL
47. Назначение, стандарты, достоинства языка SQL.
48. Структура команды SQL.
49. Типы данных и выражения в SQL.
50. Возможности языка SQL по: определению данных, внесению изменений в базу данных, извлечению данных из базы.
51. Условия целостности в СУБД. Понятие транзакции. Обработка транзакций в SQL.
52. Управление доступом к данным: привилегии, их назначение и отмена.
53. Встраивание SQL в прикладные программы.
54. Диалекты языка SQL в СУБД.
Тема 6. Тенденции развития баз данных.
55. Эволюция концепций обработки данных.
56. Настольные СУБД, их достоинства и недостатки.
57. Клиент/серверные системы: клиенты, серверы, клиентские приложения, серверы баз данных.
58. Функции клиентского приложения и сервера баз данных при обработке запросов. Преимущества клиент/ серверной обработки.
59. Характеристики серверов баз данных.
60. Пользователи базы данных. Администратор базы данных, его функции.
61. Актуальность защиты базы данных. Причины, вызывающие ее разрушение.
62. Методы защиты баз данных: защита паролем, шифрование, разграничение прав доступа.
63. Восстановление базы данных с помощью резервного копирования базы данных, с помощью журнала транзакций.
64. Оптимизация работы базы данных (индексирование, хеширование, технологии сжатия данных базы).
65. Возможности Ассеss по администрированию БД.
66. Правовая охрана баз данных.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ
1. Уметь в СУБД Аccess:
1) создавать реляционную БД: создавать структуры таблиц БД с помощью Конструктора таблиц, устанавливать связи между ними, заполнять таблицы БД данными;
2) корректировать БД;
3) работать с таблицей БД в режиме таблицы;
4) конструировать запросы выбора: многотабличные, с различными критериями отбора, с вычисляемым полем, с группировкой, с параметром;
5) конструировать перекрестные запросы;
6) конструировать запросы на внесение изменений в БД: на создание новой таблицы БД; на обновление полей таблицы БД; на добавление записей к таблице БД из другой таблицы БД; на удаление записей из таблицы БД;
7) выполнять запросы;
8) конструировать формы: простые, с вкладками, с диаграммой, составные;
9) работать с БД по форме;
10) конструировать отчеты с вычислениями в строках, с частными и общими итогами;
11) просматривать и печатать отчеты;
12) конструировать статические Web-страницы для публикации объектов БД в Интернет;
13) конструировать страницы доступа к данным с формой, с интерактивным отчетом;
14) использовать страницы доступа к данным в браузере Internet Explorer для работы с БД;
15) конструировать макросы не связанные и связанные с событиями форм и отчетов, различные по структуре: линейные, с условием, групповые;
16) выполнять макросы;
17) формировать SQL-запросы к локальной БД с помощью команд СКЕАТЕ ТАВLЕ, INSERT, UPDATE, DELETE, SELECT, DROP TABLE и выполнять их;
18) управлять БД: печатать описания БД и ее объектов; экспортировать объекты БД и импортировать данные; создавать кнопочную формы для управления объектами БД; сжимать БД; защищать БД паролем.
3. Уметь проектировать базу данных с помощью программы Erwin 4.0
Задание.
Виды выполняемых работ
1. Разработка информационной системы(ИС) по теме “Студенты”
2. Разработка ИС по индивидуальной теме
3. Ответы на вопросы теста
II. Порядок выбора индивидуальной темы ИС
Каждый студент курса может выбрать по своему желанию тему для разработки ИС в каб. 209 после согласования ее с преподавателем.
Пример. Структура таблицы «Студенты»
Имя поля
Тип поля
Описание
Код студента
Численный
(целый)
№ зачетки или № студенческого билета
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Отчество
Текстовый
День рождения
Дата/время
Средняя оценка
Численный
(вещественный)
Средняя оценка в экзаменационную сессию 4 семестра
Стипендия
Логический
Назначена ли стипендия в 5 семестре
Адрес
Memo
Адрес проживания студента
Телефон
Текстовый
Телефон студента
Литература для обучающихся
Основная
№ пп
Наименование литературы
1
2
1
Фуфаев Э.В. Базы данных.Учебное пособие для студ. учреждений. сред.проф.образования.-М.: Издательство «Академия»,2009
2
Фуфаев Э.В. Разработка и эксплуатация удаленных баз данных. Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.образования.-М.: Издательство «Академия»,2009
3
Сосинская С.С. Базы данных. Учебное пособие – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002. – 115 с
4
Джеймс Р. Грофф, Пол Н. Вайнберг. SQL: полное руководство: пер. с англ. – К.: Издат. группа BHV, 1999. – 608 c.
Дополнительная
№ пп
Наименование литературы
1
2
1
Сайт http://newasp.omskreg.ru/intellect/f32.htm С. Кузнецов. Введение в информационные системы. Журнал Системы Управления Базами Данных #02/97
2
Сайт http://www.citforum.ru/database/osbd/contents.shtml. С. Кузнецов. Основы современных баз данных.
3
Сайт http://www.citforum.ru/database/osbd/contents.shtml. С.Д. Кузнецов Основы современных баз данных, информационно-аналитические материалы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Библиотека не имеет в достаточном количестве всей указанной литературы, однако доступны материалы с сайтов Internet.
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
IIIа. УСЛОВИЯ
________________________________________________________________________
Время выполнения задания- 27 часов.
Оборудование : персональный компьютер
Программное обеспечение: Erwin 4.0, MS Access, Интернет-ресурсы.
Эталоны проектов:
IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Информационные задачи для ИС «Студенты» на оценку «удовлетворительно»
Получить таблицу «Студенты» с информацией о всех студентах группы (Код студента, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, День рождения, Средняя оценка, Стипендия, Телефон).
Обеспечить удовлетворение таблицы «Студенты» требованиям 1НФ
Получить требуемый вид формы
Получить следующие выходные документы:
Список адресов и телефонов всех студентов
Список адресов студентов, получающих
стипендию («Стипендиаты»)
Список тезок
Список дней рождения всех студентов
(с группировкой по месяцам)
Список студентов, средняя оценка которых
не ниже заданной пользователем величины
Список адресов студентов, проживающих
на заданной пользователем улице
Защитить ИС на экзамене с помощью мультимедиапроекта.
Информационные задачи для ИС «Студенты» на оценку «хорошо» и «отлично»
Создать проект в программе Erwin 4.0
Получить таблицу «Студенты» с информацией о всех студентах своей группы (Код студента, Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, День рождения, Средняя оценка, Стипендия, Телефон).
Обеспечить удовлетворение таблицы «Студенты» требованиям 1НФ
Получить требуемый вид формы
Получить следующие выходные документы:
Список адресов и телефонов всех студентов
Список адресов в студентов, получающих
стипендию («Стипендиаты»)
Список тезок
Список дней рождения всех студентов
(с группировкой по месяцам)
Список студентов, средняя оценка которых
не ниже заданной пользователем величины
Список адресов студентов, проживающих
на заданной пользователем улице
ИС запускается с титульной формы, которая является главной
Примерный перечень таблиц, запросов, форм, отчетов, макросов
Таблицы
Запросы
Формы
Отчеты
Макросы
Защитить ИС на экзамене с помощью мультимедиапроекта.
Комплект контрольно-оценочных материалов разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 «Информационные системы(по отраслям)», базовый уровень подготовки.
Разработчик (разработчики):
Борисова Марина Валентиновна, преподаватель
_________________________ “____”_________ 2016 г.
(подпись)
Комплект контрольно-оценочных материалов одобрен на заседании ПЦК
компьютерных и информационных систем
Протокол № ___ от “___” _______2016 г.
Председатель ЦК _______ Лаптева Л.В. “____”_______ 2016г.
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715