Открытый урок литературного чтения с презентацией в 4 классе С.Есенин ««С Добрым утром!

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония»
Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»



Осипова Любовь Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Мугунская СОШ
(открытый урок на педагогической
мастерской в рамках районного
конкурса «Учитель года-2014»)

Задачи урока:
- Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».
- Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка
(эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.
- Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.
- Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и творческого воображения.

Оборудование к уроку:
- учебник по литературному чтению для 4 класса «Любимые страницы»
О. В. Кубасовой часть 3;
- аудиозаписи музыкальных произведений:
Э. Григ «Утро»; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.
- Ѕ листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся)
- доска
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
Его проведём мы в назначенный срок.
В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,
И это прекрасно, уж ты мне поверь!
Прежде чем начать урок, сделаем дыхательную гимнастику.
Это очень важно, так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям;
Прочитайте с правильной интонацией.
(Слайд) Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро, 1 строку – громко читаем
Сегодня скучное утро, 2 строку - тихо
И, кажется, будет снег. 1 строку - мальчики
Почему же плохое утро? 2 строку - девочки
Сегодня хорошее утро!
Сегодня весёлое утро!
И тучи уходят прочь.
Молодцы, мы готовы читать и говорить.
__ Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

(Слайд 2)
познакомиться (с произведением С.А. Есенина
«С добрым утром!»)

Цель научиться (анализировать, разбирать, воспринимать
произвед., использовать темп,
логическое ударение, громкость голоса,
изобразительно-выразительные средства языка)

совершенствовать (навык чтения, грамотность чтения)


Актуализация знаний.
__ Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?
(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).
(Слайд) Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Предложения записаны на доске:
Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
__ С чем ассоциируется слово поэзия?
Д. Поэзия – это красота.
__ Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота». Прочитайте.
Д. Красота летнего утра.
Красота золотой осени.
Красота родной природы.
__ Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?
Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)
Подготовка к восприятию текста.
У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, под музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро», совершить небольшое виртуальное путешествие.
Слайд 3 (с фотогр. утра)
А я хочу на зорьке встать,
Солнце первой повстречать,
Крикнуть «С добрым утром, солнце!»
И оно мне улыбнется.
__ Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?
__ Как вы догадались, что это утро?
__ Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?
Д. Рассвет. Восход. Заря.
__ Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.
У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир.
__ Ребята, кому из величайших поэтов удавалось в своих стихах отразить красоту и величие русской природы?
(Пушкин, Лермонтов, Блок)
__ Да, ребята, именно в стихах С.А.Есенина природа очеловечена, до всего как будто можно дотронуться, дотянуться и вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова.
(Слайд 4 портрет)
С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.
(Слайд 5) Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.
(Слайд 6) О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
- писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.
Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.
(Слайд 7) Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.
(Слайд 8) «Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
(Слайд 9) - Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: « очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».
(Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный
деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.»
С.А.Есенин, как вы знаете, написал много стих-ий. (Выставка книг), и мы сегодня познакомимся со стихотворением «С Добрым утром», определим какие средства художественной выразительности использовал автор в данном стихотворении, сформулируем основную мысль произведения, будем развивать навыки выразительного чтения, память, воображение, воспитывать в себе чувство прекрасного, любви к красоте природы.
Но прежде давайте отдохнём ФИЗМИНУТКА
__Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.
((. Первичное восприятие текста.
Сергей Есенин «С добрым утром!»
(((. Проверка первичного восприятия текста.
__ Красивое стихотворение?
__ Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?
- Поднимите руку, кому удалось представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?
- Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось.
(V. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.
1.__Для этого ещё раз перечитайте стихотворение самостоятельно и проследите, как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?
__ Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? Разберём по строфам.
Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.
2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
У. __Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.
У __ Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?
(Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали)”
У.__ С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?
(Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими).
Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.
У. __Как вы понимаете значение слова «затон»?
(СЛАЙД)
Затон – длинный и мелкий речной залив, заводь.
У.__С чем сравнивается затон?
(Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо).
У.__ Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?
(Д. В словах «брезжит» и «заводи» есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит).
У.__ Как вы понимаете значение слова «брезжит»?
Брезжит - светит слабо, неярко.
У. __А если я изменю слово Брезжит и скажу «Льётся свет на заводи речные» что при этом изменится?
(Д. «Льётся свет» так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно «брезжит»).
У.__ В каком темпе следует читать эту строфу?
(Д. Медленно. Всё только-только просыпается).
У. __Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?
(Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит).
У. Как вы думаете, почему поэт ставит на первое место глаголы?
(Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни).
У.__ Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает пробуждение жизни?
(Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся.
У.__ С помощью каких слов одушевляет явления природы?.
( С помощью слов «улыбнулись сонные берёзки», «растрепали шёлковые косы», «шепчет шаловливо» автору удалось создать образ живой природы).
У.__ На кого похожи берёзки?
(Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек).
У.__ С кем автор сравнивает крапиву?
(Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей).
У. __Как обрядилась крапива?
У. __Что такое перламутр? Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском
-Откуда он на крапиве?
( Это солнечный свет преломляется в капельках росы и переливается всеми цветами радуги.)
-Почему крапива шепчет да еще шаловливо? ( Тихонько покачиваясь, шелестит своими листочками, словно играет.)
-Какой прием использует поэт, представляя в образе живого существа неодушевленные растения? ( Олицетворение)
__Найдите еще олицетворение? (улыбнулись, растрепали, обрядилась)
У __Как вы понимаете слово плетень?

СЛАЙД Плетень- это изгородь, сплетённая из веток

У. __Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?
(Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного).
У. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?
(Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу).
У. А как нужно читать последнюю строку?
(Д. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер).

V. Подготовка к выразительному чтению.
Ребята, а сейчас самостоятельно приготовьтесь к выразительному чтению.

V(. Выразительное чтение стихотворения.
Прочитайте стихотворение друг другу в парах и оцените себя.

V((. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.
У Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.
Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные», «серебряные», «перламутром».
(Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски).
У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?
Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

Слайд Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2. и 2-3 учащихся читают под музыку выразительно

V(((.Обобщение.
У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»

((.Итог урока.
__ Ребята, как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
(Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы передать нам своё настроение)
Слайд - Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне».-
больше узнать о С. Есенине;
ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом
увидеть красоту в самых обычных предметах; получить наслаждение от урока.

Домашнее задание. Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
1.Выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!»
2.Нарисовать иллюстрации и подписать строчками из стихотворения.
Рефлексия.
- А сейчас, выйдете те, для кого урок стал ступенькой к изучению нового.
- Теперь подойдите ко мне, пожалуйста, те ребята, кто сегодня сделал для себя открытие на уроке.
- Выходите и те ребята, кто помог одноклассникам.
- Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба.
- Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215