Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса коррекционной школы 8 вида


Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного
муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании МО
Протокол №
от _______ 2015г.
Руководитель МО
_____________________ Согласовано
«_01_»____09___2015г
Зам директора по УВР
Дунаева С.В.
____________________ Утверждаю
Приказ № 110/6
от «01 » 09 2015г.
Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
________О.П. Тыртышная
Рабочая программа
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 6 г класса
(уровень: коррекционный)
Учитель: Митрошина Инна Дмитриевна
первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, Автор программы: И.А.Грошенков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
2015 / 2016 учебный год
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по изобразительному искусству:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2015-2016 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12..08.2011 г. № 920 – мр.
Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2015/2016 учебный год
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, Автор программы «Изобразительно искусство» Автор: И.А.Грошенков – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
Письмо Министерства образования Иркутской области, службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 55- 37- 6194/15 от 02.07.2015, № 75- 37 – 1237/15 от 02. 07.2015 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год»
Рабочая программа составлена на основе авторской, изменений нет.
Рабочая программа является приложением к образовательной программе основного образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5 - 7классов разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г. Автор: И.А.Грошенков, допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34часа. Программа «Изобразительно искусство» Автор: И.А.Грошенков используется в данной рабочей программе без изменений.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5—7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:
развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Методы:
метод художественного, нравственно-эстетического воспитания;
метод наблюдений;
наглядные методы и приёмы обучения;
словесные методы;
игровой метод;
метод перспективы и ретроспективы.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ произведений мастеров изобразительного искусства, выставки работ, защита исследовательских проектов.
Формы контроля и возможные варианты проведения.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.
Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке изобразительного искусства подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые и др..
Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приёмов контроля.
Формы контроля:
1.По количественному составу обучающихся:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная;
- классно - обобщающая проверки.
2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:
- письменная;
- устная;
- домашняя самостоятельная практическая работа.
3. По технологии проведения:
- графическая;
- тестированная.
-викторины
-отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. По интенсивности проверки:
- зачёт;
- уплотненный опрос;
- комбинированный опрос.
5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
- репродуктивная;
- самостоятельная работа по заданию;
- самостоятельные практические исследования.
Виды контроля на уроках ИЗО:
Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы.
Предпосылка для успешного планирования учебным процессом;
Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;
Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.
Эти методы и формы контроля делают урок интересным и , как следствие активизируют учебный процесс.
Содержание программы «Изобразительное искусство 6 класс»:
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий; рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Раздел I «Декоративное рисование» (12 ч.).
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву
кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность; составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. Закрепление умений и навыков, полученных ранее; раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера; формирование понятия о построении сетчатого узора с помощью механических средств; развитие у детей художественного вкуса и умения стилизовать природные формы; формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам; совершенствование умения и навыка пользования материалами в процессе рисования, подбора гармонических сочетаний цветов.
Раздел II «Рисование с натуры» (12ч.).
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета; определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю, (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. Закрепление умений и навыков, полученных учащимися в 5 классе; развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни, путем показа красоты формы предметов; совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета, определяя его общую форму (округлая, прямоугольная и т. д.); пропорции, связь частей между собой, цвет; развитие умения в опредёленной последовательности (От общего к частному) строить изображение, предварительно планируя свою работу; пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; передавать в рисунке объемную форму предметов доступными учащимся средствами, подбирая цвет в соответствии с натурой.
Раздел III «Рисование на темы» (7ч.).
Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 6 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении диафильмов. Развитие и совершенствование у учащихся способности отражать свои наблюдения в рисунке; обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка, чтобы элементы рисунка сочетались между собой и уравновешивали друг друга, передавал связное содержание; развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения; развитие творческого воображения; совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками.
Раздел IV «Беседы об изобразительном искусстве» (3ч.)
На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, выявляя основную мысль художника и отмечал изобразительные средства, которыми он пользовался; формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства; ознакомление учащихся с широко известными скульптурными произведениями; продолжение знакомства детей с народным декоративно-прикладным искусством; развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Требования к результатам обучения учащихся 6 класса:
Учащиеся должны уметь:
пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Список научно-методической литературы:
Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год.

Тематическое планирование
Содержание Всего
часов Из них Лабораторные и Практические Контрольные и диагностические материалы Экскурсии Примечание
Раздел I
Декоративное рисование 12 12 1 Раздел II
Рисование с натуры 12 12 1 Раздел III
Рисование на темы 7 7 1 Раздел IV
Беседы об изобразительном искусстве 3 1 Итого 34 31 4
Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству

Класс : 6 г
Учитель: Митрошина И.Д.
Количество часов на год: 34 часа; в неделю: 1 час.
Плановых контрольных тестов .
Планирование составлено на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. Автор: И.А.Грошенков, допущенной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.

№ урока Тема урока Всего часов Дата
Корректировка
I четверть 9 недель 9 часов Раздел I
Декоративное рисование 12ч. 1 Беседа «Декоративно-прикладное искусство». 1 2 Составление сетчатого узора для детской ткани. 1 3 Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов. 1 4 Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей. 1 5 Декоративное рисование – составление симметричного узора. 1 6 Декоративное рисование – составление эскиза для значка. 1 7 Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись» 1 8 Рисование с натуры игрушки. 1 9 «Моя любимая игрушка» (завершение работ). 1 Итого за I четверть 9 часов II четверть 7недель 7 часов 10 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. 1 11 Рисование на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства». 1 12 Рисование новогодней открытки. 1 Раздел II
Рисование с натуры 12 ч.
13 Рисование новогодней елки. 1 14 Рисование новогодней елки.(работа в цвете) 1 15 Изготовление новогодних карнавальных масок. 1 16 Изготовление новогодних карнавальных масок.(завершение работ) 1 Итого за II четверть 7 часов III четверть 10 недель 10 часов 17 Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения. 1 18 Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» 1 19 Рисование с натуры объемного предмета конической формы. 1 20 Рисование с натуры объемного предмета сложной формы. 1 21 Рисование с натуры объемного предмета сложной формы и его декоративное оформление. 1 22 Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление. (торшер, подсвечник со свечой) 1 23 Рисование «ленточного» шрифта по клеткам. 1 24 Иллюстрирование отрывка литературного произведения. 1 Раздел III
Рисование на темы 7ч.
25 Иллюстрирование отрывка литературного произведения. 1 26 Рисование по памяти и по представлению. (букет цветов) 1 Итого за III четверть 10 часов IV четверть 8 недель 8 часов 27 Рисование с натуры птиц. 1 28 Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» 1 29 Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (завершение работы) 1 30 Рисование с натуры предмета шаровидной формы. (глобус). 1 31 Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне. 1
Раздел IV
Беседы об изобразительном искусстве 3 ч.
32 Декоративное оформление почтового конверта. (тема – по выбору)
1 33 Рисование с натуры предмета шаровидной формы. (кукла-неваляшка). 1 34 Итоговый урок. 1 Итого за IV четверть 8 часов Итого за год 34 часа