Программа кружка внеурочной деятельности Моя первая экология 1 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы: ___________________/Серова Н.М./
«___»_________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
клуба
«Моя первая экология»
1 КЛАСС
Составитель: Сошникова Екатерина Игоревна
Учитель начальных классов, без категории
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности клуба «Моя первая экология» для 1 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализует общекультурное направление внеурочной деятельности учащихся и разработана на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
авторской программы В.А. Самковой «Моя первая экология» «Вентана-Граф»
По учебному плану на изучение предмета отводится 1 часов в неделю, что составляет 33 часа в год
Цели:
—развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
—формирование представлений о природе как универсальной ценности;
—изучение народных традиций, отражающих отношение местного
населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему
миру природы;
—развитие представлений о различных методах познания природы
(искусство как метод познания, научные методы);
—формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного исследования;
—вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Основное содержание программы
Тема 1. Что нас окружает? 1 час
Что такое экология
Тема 2. Мой дом за окном 10 часов
Мой дом. Дом, где мы живём. Практическое занятие «Уборка школьного двора». Откуда берётся и куда девается мусор. Экскурсия – прогулка «Краски и звуки осени». Деревья твоего двора. Экскурсия по территории школы. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».Дорога от дома до школы.
Тема 3.Я и моё окружение 11 часов
Моя квартира. Моя семья. Соседи – жильцы. Мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Дом моей мечты. Комнатные растения в квартире, классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». Экскурсия в лес. Животные в доме.
Тема 4.Гигиена моего дома 11часов
Уход за квартирой. Гигиена класса. Практическое занятие «Гигиена класса». Бытовые приборы в квартире. Экскурсия в школьную столовую. Природа в квартире и классе. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда. Практическое занятие «Уход за одеждой». Личная гигиена. Итоговый урок по теме «Гигиена моего дома».
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные:
Обучающийся получит возможность для формирования:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Предметные:
Учащиеся научатся:
—понимать и объяснять, что такое экология;
—рассказывать об изменении сезонов;
—называть нескольких, наиболее распространённых видов
дикорастущих растений своей местности;
—называть культурные растения своей местности;
—называть диких и домашних животных своей местности;
—наблюдать за закономерностями развития растений
и животных в течение года, за влиянием на жизнь растений и животных;
—применять результаты наблюдений в учебной деятельности
Метапредметные:
Обучающийся научится:
-понимать необходимость рациональной оценки предметов старины и организации рабочего места;
-принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;
-осуществлять контроль за правилами выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
- осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всегоречевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- разрабатывать единую тактику в поисковых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
-соблюдать правила взаимодействия с партнерами по парте или по команде.
Календарно - тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки (и/или коррекция)
Что нас окружает? 1 час
1 Что такое экология Мой дом за окном 10 часов
2 Мой дом Называть и различать окружающие предметы и их признаки.
Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).
Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе).
Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их.
Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).
Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы) 3 Дом, где мы живём. 4 Практическое занятие «Уборка школьного двора» 5 Откуда берётся и куда девается мусор. 6 Экскурсия – прогулка «Краски и звуки осени» 7 Деревья твоего двора 8 Экскурсия по территории школы. 9 Птицы нашего двора. 10 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» 11 Дорога от дома до школы. Я и моё окружение 11 часов 12 Моя квартира 13 Моя семья 14 Соседи – жильцы 15 Мой класс 16 Создание уюта в классной комнате 17 Дом моей мечты 18 Комнатные растения в квартире, классе. 19 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 20 Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» 21 Экскурсия в лес. 22 Животные в доме. Гигиена моего дома 11 часов
23 Уход за квартирой Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений. 24 Гигиена класса 25 Практическое занятие «Гигиена класса» 26 Бытовые приборы в квартире 27 Экскурсия в школьную столовую 28 Природа в квартире и классе. 29 Наша одежда и обувь 30 Русская народная одежда 31 Практическое занятие «Уход за одеждой» 32 Личная гигиена 33 Итоговый урок по теме «Гигиена моего дома» часов часов
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе.
6.Проектор
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО учителей начальных классов
от «___» ____________ 2015 г. № _____________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР: ____________ /Калныня С.В./
«___» ______________ 2015 г.