Рабочая программа по ОБЖ 7 класс надомное обучение 0,5 часа в неделю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Щелковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №16 ЩМР МО
____________________О.Н.Курьякова
«_____»_____________________2016 г.
Рабочая программа
по предмету:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс
Составитель:
Завалина Екатерина Андреевна,
учитель
г.Щелково
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе требований ФГОС ООО, в соответствии с целями, задачами и миссией школы, определенными в ООП ООО МБОУ СОШ №16 ЩМР МО.
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса (учебник/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников,под редакцией А.Т. Смирнова) и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Основы безопасности жизнедеятельности для 7 класса (учебник/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников,под редакцией А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».-3-е изд.- М. : Просвещение,2014.-(Академический школьный учебник)
Методологической основой данной программы является системно-деятельностный подход, содержание курса включает как предметный, так и метапредметный компонент. Содержание курса определяется с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей и направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Недельный учебный план предусматривает 0.5 часа в неделю на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», составлен в соответствии с недельным учебным планом оказания образовательных услуг обучающимся, нуждающимся в длительном лечении в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому.
При обучении по индивидуальной форме используется общеобразовательная программа, скорректированная под данную форму обучения, с учетом особенностей психолого-физического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Занятия с обучающимся 7 «в» класса проводятся 1 раз в неделю по 0,5 часа.
Цели изучения учебного предмета:
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства
Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности
Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Задачи изучения учебного предмета:
Освоение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:
личной безопасности при опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
безопасности общества от воздействия негативных факторов социально-криминального характера;
безопасности на государственном уровне по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, внешних и внутренних угроз, экстремизма и терроризма.
Основное содержание программы
Модуль 1 (M-1). Основы безопасности личности, общества и государства (27 уроков(13,5 часов))
(обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях)
Модуль включает в себя три раздела:
Раздел 1-2 (P-1-2). Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3 (Р-3). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 уроков(4 часа))
(решает задачи формирования у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь)
Модуль включает в себя два раздела:
Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жизни.
Раздел 5 (Р-5). Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Планируемые результаты изучения программы
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки ( или коррекция)
МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Глава I .Общее понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления и причины их возникновения
Представлять какие виды природных явлений существуют, различать их. Рассказывать причины возникновения того или иного природного явления. Объяснять что такое опасные и чрезвычайные ситуации.
02.09
Общая характеристика природных явлений
09.09
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения
16.09
Глава II . Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия
Объяснять что такое чрезвычайные ситуации геологического происхождения, какие виды.
Определять понятия: землетрясения, вулканы, оползни.
Рассказывать правила безопасного поведения при той или иной чрезвычайной ситуации геологического происхождения.
Объяснять правила защиты населения и жилища от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
23.09
Защита населения от последствий землетрясений
30.09
Правила безопасного поведения населения при землетрясении
07.10
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле
14.10
Последствия извержения вулканов. Защита населения
21.10
Оползни, их последствия, защита населения
28.10
Глава III. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия
Объяснять что такое чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.
Определять понятия: ураганы, бури, смерчи.
Указывать на причины возникновения этих явлений, рассказывать последствия.
Объяснять правила защиты населения, отдельно взятого индивида и жилища от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения.
11.11
Защита населения от последствий ураганов и бурь
18.11
Смерчи
25.11
Глава IV. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения. Виды наводнений и их причины
Объяснять что такое чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.
Определять понятия: наводнения, сели, цунами, снежные лавины.
Указывать на причины возникновения этих явлений, рассказывать последствия.
Объяснять правила защиты населения, отдельно взятого индивида и жилища от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения.
02.12
Защита населения от последствий наводнений
09.12
Рекомендации населению по действиям при угрозе и вовремя наводнений
16.12
Сели и их последствия
23.12
Защита населения от селевых потоков
13.01
Цунами и их характеристика
20.01
Защита населения от цунами
27.01
Снежные лавины
03.02
Глава V. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения
Лесные и торфяные пожары и их характеристика
Объяснять что такое чрезвычайные ситуации биологического происхождения.
Определять понятия: лесные пожары, торфяные пожары, эпизоотии, эпифитотии.
Рассказывать профилактические действия возникновения лесных и торфяных пожаров.
Объяснять правила защиты населения, отдельно взятого индивида и жилища от чрезвычайных ситуаций биологического происхождения.
10.02
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
17.02
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения
24.02
Эпизоотии и эпифитотии
03.03
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Глава VI. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность
Определять понятия: терроризм.
Понимать опасность и последствия вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность.
10.03
Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения
17.03
Итоговый тест по модулю № 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»
Применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.
24.03
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Раздел 4. Основы здорового образа жизни
Глава VII. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Психологическая уравновешенность
Понимать что такое здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
Определять понятия: психологическая уравновешенность, стресс.
Показывать особенности и влияние на человека.
Объяснять анатомо- физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
07.04
Стресс и его влияние на человека
14.04
Анатомо- физиологические особенности человека в подростковом возрасте
21.04
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Глава VIII. Первая помощь при неотложных состояниях
Общие правила оказания первой помощи
Понимать что такое первая помощь при неотложных состояниях.
Объяснять общие правила оказания первой помощи, оказание первой помощи при наружном кровотечении, оказание первой помощи при ушибах и переломах, общие правила транспортировки пострадавшего.
28.04
Оказание первой помощи при наружном кровотечении
05.05
Оказание первой помощи при ушибах и переломах
12.05
Общие правила транспортировки пострадавшего
19.05
Итоговый тест по модулю № 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.
26.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература:
Основы безопасности жизнедеятельности для 7 класса (учебник/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников,под редакцией А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».-3-е изд.- М. : Просвещение,2014.-(Академический школьный учебник)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
политехнического цикла
от «____»_______________2016 г. №1
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ И.П.Евтишенкова
« ___»___________________ 2016 г.
Заголовок 315