Система работы классного руководителя по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Система работы классного руководителя
по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Салова Чулпан Фиркатовна,
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №34» г. Ульяновска
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. В начальной школе исследовательская деятельность ребенка нуждается не только в сопровождении педагога, но и активном участии родителя. Младший школьник, как правило, отличается высокой мотивацией к исследовательской деятельности, поскольку дети от природы любознательны. А вот с мотивацией родителей у учителя могут возникнуть трудности. Часто возникают затруднения и с оказанием педагогом грамотной и своевременной помощи ребёнку и родителю.
Условия, необходимые для организации исследовательской деятельности в начальном звене:
Мотивация родителей и детей
Оказание консультативной помощи (в том числе и через интернет)
Рассмотрим работу учителя по формированию мотивации родителей младших школьников к участию в исследовательской деятельности детей.
Начинается она со знакомства всех родителей с исследовательской деятельностью. На одном из родительских собраний в 1 классе учитель показывает видеозапись, на которой ученик защищает свою исследовательскую работу. Далее педагог рассказывает о значении исследовательской деятельности для формирования личности ребёнка, активизации познавательной деятельности и развития интеллектуальных способностей. Подробно рассматривается вопрос о важнейшей роли родителей в организации детского исследования, ведь младшие школьники еще не владеют в должной степени навыками поиска и отбора информации. Целесообразно рассказать о результатах, достигнутых учащимися гимназии и продемонстрировать дипломы победителей и сертификаты участников конкурсов самого разного уровня.
Хорошие результаты может дать приглашение на собрание родителей учащихся, активно занимающихся исследовательской деятельностью, беседа «из первых уст»
Опосредованная мотивация родителей через мотивацию детей (здесь основную работу может выполнить заинтересовавшийся ребёнок- убедить маму, папу, что ему необходима помощь родителя)
Индивидуальная работа учителя с родителями, имеющими большие возможности для исследовательской деятельности ребёнка: доступ к специальному оборудованию или уникальной информации (работники музеев, лабораторий и т.п.)
Показ достижений учащихся гимназии.
Возможность участия в конкурсах разного уровня помогает родителям видеть перспективы пополнения портфолио ребёнка. Для определённой категории родителей это имеет решающее значение.
«Отметочная» мотивация. В ходе исследования ребёнок прочитывает большой объем печатного текста, выделяет в нем главное – значит, учитель имеет право оценить его работу отметкой «5» по литературному чтению. Юный исследователь самостоятельно набирает текст, а значит, может получить «5» по русскому языку. Он обрабатывает результаты социологических опросов, определяет процентные сооотношения ответов, строит графики- это «5» по математике. И, наконец, он изучает окружающий мир, узнает много нового о природе и обществе, почему бы не оценить и это? Для определённой группы родителей информация о том, что можно «заработать» отличные отметки по основным предметам является определяющим фактором для начала трудного, но интересного пути к детскому исследовательскому творчеству.
Таким образом, в арсенале учителя целая группа приёмов для формирования мотивации родителей разных категорий (от сомневающихся до равнодушных)
Оказание консультативной помощи.
Абсолютно всем родителям: рассылка на электронную почту папки «Помощь в написании исследовательской работы». Данная папка включает в себя:
презентацию «Как написать исследовательскую работу»;
3 исследовательские работы разного уровня и разных направлений с презентациями для защиты;
список примерных тем разных направлений.
Создание в интернет-группе класса отдельной темы с комментариями «Пишем исследовательскую работу» для обмена информацией, вопросов, обсуждения тем, просьб о помощи…
Для желающих заниматься исследовательской деятельностью проводится 3 консультации в год (видео выкладывается в интернет-группу класса):
«Основные этапы исследовательской работы»;
«Практическая часть исследовательской работы»;
«Создание презентации и подготовка к защите»
Индивидуальные консультации с учителем
Взаимоконсультации (в 3-4 классе, когда учащиеся и родители уже имеют опыт исследовательской работы)
Степень участия родителей в исследовательской работе (реальные факты):
класс Доля участия родителя Доля участия ребенка Что может сделать ребёнок?
1 90% 10% Выбор темы (с помощью взрослого), постановка цели, формулировка гипотезы (с помощью взрослого), поиск информации (с помощью взрослого), проведение наблюдений, опытов, опроса (с помощью взрослого).2 75% 25% Выбор темы, постановка цели, задач (с помощью взрослого), формулировка гипотезы (с помощью взрослого), поиск и отбор информации (с помощью взрослого), проведение наблюдений, опытов, опроса. 3 65% 35% Выбор темы, постановка цели, задач, формулировка гипотезы, поиск и отбор информации (с помощью взрослого). Выбор методов исследования проведение наблюдений, опытов, опроса.
4 50% 50% Выбор темы, постановка цели, задач, формулировка гипотезы, поиск и отбор информации. Выбор методов исследования проведение наблюдений, опытов, опроса. Обработка результатов опросов (с помощью взрослого), формулировка выводов (с помощью взрослого). Создание презентации (с помощью взрослого).
Таким образом, правильно организованная работа учителя по формированию мотивации и оказанию консультативной помощи в исследовательской деятельности, приводит к постепенному росту уровня самостоятельности детского исследования и развитию исследовательских способностей ребенка.