Презентация по темеОбучение младших школьников основам проектной и исследовательской деятельности


Обучение младших школьников основам проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.Выполнила учитель начальной школыЛАДАН РАДА ОЛЕГОВНАГБОУ ШКОЛА№59 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе. Среди новых направлений педагогических технологий ведущее место занимает Проектно-исследовательская деятельность. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» -говорили древние греки У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться.Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления о мире.«Исследовательское обучение» - подход к обучению, построенный на основе стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.- Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого. «Исследовать – разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск» (Ожегов) Условия современного общества требуют от каждого человека: - умения быть самостоятельным.- решать различные проблемы, значит:- уметь ставить цель и добиваться ее,- правильно планировать и организовывать свою деятельность Важнейшая задача образования- Подготовка ребенка к исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. Цель исследовательского обучения : - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры Проектно- исследовательская деятельность младших школьников -деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач , выделение принципов отбора методик, планирование хода исследований, определение ожидаемых результатов. Исследовательская деятельность организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Формирование исследовательской деятельности 1 этап: (1 класс)- поддержание исследовательской активности- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать- формирование первоначальных представлений о деятельности исследований Формирование исследовательской деятельности 2 этап: 2 класс:- приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя- развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать . формулировать результаты исследования- поддержание инициативы, активности, самостоятельности Формирование исследовательской деятельности 3 этап: (3 – 4 классы)- Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности. Отличиепроектной деятельности и исследовательской: Исследовательская деятельность должна быть более свободной, гибкой, большое место импровизации. Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности Исследовательские умения Коммуникативные умения Информационные умения Умения в решении проблем Рефлексивные умения Презентационныеумения Технологическиеумения Этапы Исследование :- Постановка проблемы- Изучение теории- Подбор методик исследования- Сбор материала, его анализ, обобщение- Научный комментарий- Собственные выводыПроект :- Постановка проблемы- Выработка концепции (гипотезы)- Определение целей и задач проекта- Создание плана- Организация деятельности по реализации проекта Организация исследовательского обучения 1. Учитель ставит проблему и намечает пути решения, а само решение находит ученик.2. Учитель ставит проблему. Но пути и методы ее решения, а также само решение ученик решает самостоятельно.3. (высший уровень) Ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения, и находят решение. Классификация исследования - По количеству учеников: личностный (индивидуальный),парный, групповой- По месту проведения: урочные и внеурочные- По времени: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный - По теме: предметные или свободные По проблеме:освоение программного материала, более глубокого, изучаемого на уроке; вопросы, не входящие в учебную программу Цели работы над проектом 1. Научить самостоятельному достижению намеченной цели.2. Научить предвидеть мини – проблемы на путидостижения цели.3. Сформировать умение работать с информацией.4. Сформировать навыки проведения исследований.5. Сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.6. Сформировать навыки делового общения и работы в группе. Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт ПрезентацияПортфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явленияПравило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. «Русские народные сказки. Чему мы учимся, читая сказки» На занятиях внеурочной деятельностьюИдея:Интересно же узнать: - Какой класс самый читающий в школе? - Как обстоят дела с чтением в стране? - Какие РНС пользуются наибольшим спросом в нашей школьной библиотеке?-Какие уроки мы получаем из сказок? Этапы работы над проектом. 1. Подготовительный этап.- постановка цели и проблемы исследования.- определены виды деятельности: - поиск сказок;- посещение библиотеки;- знакомство со сказками;- чтение сказок;2. Исследовательский этап.- анкетирование, сбор информации- работа над словом, фразеологизмами, пословицами3. Работа над проектом. Творческий этап. Разделение на группы по интересам.4. Заключительный этап. Итоги. Презентации. Проведение мероприятий. Ожидаемые результаты: - привлечь к чтению сказок не читающих ребят; - заинтересовать в занятиях различными видами творчества; - повысить технику чтения. Вывод: Благодаря участию в проекте: - ребята заинтересовались чтением;- повысился интерес к чтению не только сказок, но и других литературных произведений;- увеличился темп чтения. Чтение стало выразительным, плавным;- учащихся заинтересовал метод поисковой работы, он чаще стал использоваться при изучении нового материала, особенно на уроках окружающего мира и чтения;- расширился кругозор учащихся;- обогатился словарный запас, улучшилась речь, стала развернутая, правильная «Знакомьтесь –велосипед» Цели и задачи: 1.Образовательная: - Узнать историю создания велосипеда, его развитие, устройство, разнообразие современных моделей; 2. Развивающая: - развивать творческое мышление, воображение; - заинтересовать в решении серьезных «взрослых» проблем; - попробовать разрешать их; 3. Воспитательная:Воспитывать - бережное отношение к окружающему миру; - умение прийти на помощь ближнему;- умение работать в команде, решая общие задачи;-ответственность за свое здоровье. Идея: Когда в первом классе по окружающему миру проходили тему «Что такое велосипед?» Максим с гордостью демонстрировал свои знания. Ему задавали различные вопросы: - Есть ли у твоего велосипеда название? - Чем он отличается от того, что изображен в учебнике и от того, что мы «собирали» в тетради? - Велосипед – что это: игрушка или средство передвижения? Этапы работы над проектом. 1. Организационныйный этап. Определение различных видов деятельности для ребят. Разделение на группы по интересам. Работа со словарем. История создания. Применение велосипеда. Виды велосипедов. Разновидности велоспорта. 2. Исследовательский этап. Социологический опрос. Обработка полученных данных. «Изобретение» своего велосипеда. Составление правил для велосипедиста. Тренировки, соревнования. 3. Заключительный (творческий) этап. Итоги. Выставки. Презентации. Проведение мероприятий. Вывод: благодаря участию в проекте:- ребята заинтересовались велосипедом; велоспортом;- повысился интерес к учебе и к занятию спортом одновременно; - учащихся заинтересовал метод поисковой и исследовательской работы, они чаще стали использоваться при изучении нового материала, особенно на уроках окружающего мира и чтения;- расширился кругозор учащихся; Материалы этого проекта могут быть использованы как пособие по теме: «Знакомьтесь - велосипед». А это: - Популяризация велосипеда. - Пропаганда велоспорта и здорового образа жизни. - Правила велосипедиста. - Социальная значимость. - Информация о перспективах велосипеда как транспортного средства на улицах - Безопасные маршруты для велосипедистов Вывод: Исследовательская деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе. Пусть исследуют! Пусть открывают!