Доклад на тему Влияние творческих мероприятий и конкурсов на искоренение поведенческих проблем у детей — подростков


ОГКУ «СРЦН г. Неи и Нейского района»
Костромской области.

Подготовила
воспитатель
Харламова Н.Н.
2015 год.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Развивается и совершенствуется логическая, смысловая память. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом.
Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
В результате этого может возникнуть кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса  составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).
Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В работе с подростками  одно из важнейших направлений воспитательной деятельности – это широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, способствующее развитию творческой инициативы, активному и полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество  обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Досуг является благоприятной почвой для испытания сложными детьми, подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность, трудолюбие и д. р.
Воспитателями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки широкого круга подростков, особенно детей «группы риска». Организация спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность , значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
Наблюдая за воспитанниками в СРЦН нельзя не заметить гиперактивных детей.
Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых
К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но нужно постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем.
В основе подхода к решению проблемы лежит интерес к ребенку как личности. Прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: каковы потребности ребенка? Как найти к нему подход? В чем сильные стороны его личности? В чем он испытывает трудности? Как может быть организована помощь в условиях СРЦН?
Вовлекать беспризорных и безнадзорных детей в досуговую деятельность – это одна из важнейших функций СРЦН.
Важно помнить то, что большинство детей группы риска считают асоциальное поведение вполне приемлемым и, скорее всего, не будут испытывать явного желания что-то менять в своей жизни на первых порах. Практически невозможно привлечь подростков непосредственно в реабилитационную программу – скорее всего они этого не захотят, им это не нужно, их все устраивает в жизни. Причина проста – они недостаточно мотивированны. И это нормально - они не хотят загружаться и лечиться - они хотят, чтобы было интересно.
Итак, главная задача реабилитационного центра – создать мотивацию для подростков к участию в досуговом процессе.
Так же необходимо дать почувствовать подростку поддержку, тепло, приятие, показать свою заинтересованность жизнью подростка, уважение к его личности, отсутствие репрессивных мер воспитания. Тот факт, что подростка не осуждают и принимают таким, какой он есть, может так же послужить достаточной мотивацией для дальнейшего участия в программе.
Многие подростки, попадая в новый коллектив, первоначально переживают довольно болезненный процесс адаптации, от которого в значительной степени зависит судьба их пребывания в учреждении, взаимоотношения с новыми товарищами. На данном этапе очень важны игры и тренинги на сплочение группы.
В этот начальный период подростки осматриваются, усваивают модели поведения, соответствующие нормам организации, находят подходящий круг общения по интересам, знакомятся с правилами организации. Правила должны быть сформулированы четко и позитивно, следует отказаться от употребления запретов и угроз. Главное правило любой организации реабилитационного досуга – прекращение употребления ПАВ (психоактивных веществ, т. е. алкоголь, табак, наркотические вещества и др.) т. к. одной из главных задач реабилитационного досуга является демонстрация трезвых способов получения удовольствия, решения проблем, поведения в стрессовых ситуациях. Реабилитационный досуг основывается на принципах гуманности, сопричастности, внимания к личности подростка. Через включение подростка в активную социально значимую деятельность у него появляется мотивация к изменению своего поведения на более продуктивное и социально одобряемое.
Реабилитационный досуг для детей группы риска основывается на принципах:
Добровольность;
Данный принцип предполагает получение согласия несовершеннолетнего на участие в реабилитационно – досуговом процессе. Педагог может работать только с тем подростком, который хочет работать с ним. «Насильно помочь невозможно».
Педагогически организованная среда;
Процесс социально-психологической реабилитации ребенка должен происходить в специально подготовленных условиях, направленных на включение дезадаптированного подростка в систему гуманизированных межличностных отношений, опосредованных общественно-полезной деятельностью. В работу должны быть включены профессиональные психологи, педагоги, социальные работники, воспитатели;
Позитивная направленность мероприятий; Cама идея реабилитационного досуга отдает приоритет позитивно-ориентированным воздействиям перед негативно-ориентированными санкциями и наказаниями. Это достигается путем ориентации мероприятий программы на принятие, поддержку, поощрение. Создается атмосфера, обеспечивающая личностный рост и развитие.
Дифференцированный подход к реабилитации различных групп детей и подростков, учет их возможностей, интересов и предпочтений.
Досуг становится важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости.
На базе нашего центра созданы и работают кружки, творческие объединения, проводятся массовые досуговые мероприятия и экскурсии. Дети принимают активное участие в конкурсах.
Экскурсии - форма организации воспитания, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Воспитанники центра совершили экскурсии в центр ездового спорта «Северная надежда», храм г. Неи и воскресную школу при храме, краеведческий музей.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности.
За последний год оформлены выставки детских работ: «Полет в космос», «Я рисую маму», «Родные просторы», «Наша славная победа», «Красная Пасха» и др.
Было выпущено несколько буклетов «Поделись своей добротой», «Широкая Масленица», «Чай пьешь – до сто лет живешь», «Детям о войне», которые несут большую информационную нагрузку.
Массовые праздники как форма воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников. Праздник – это особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок с участием детей (масленица, Святки, Деревенские посиделки, День мудрости, День Матери, Новый год и др.)
Большой материал для воспитательного процесса дает работа по проектной деятельности «Народные праздники». Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений об истории народных и фольклорных праздников.
Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций — действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.
Хочу остановиться на фестивалях, конкурсах и праздничных мероприятиях.
Одна из их целей - развитие воспитанников, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы воспитанника и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества.
Конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов. Открывается возможность выйти за пределы рутинного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами других, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п. Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурнообразовательным потребностям общества. Исполнительские конкурсы-фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкальнообразовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Главная направленность такой программы -развитие творческой личности ребенка.
В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов. Все дети получают те или иные знаки поощрения,
За последние годы наши воспитанники приняли участие в таких фестивалях -конкурсах: фестиваль районного уровня «Веснушки», участие в фестивале - конкурсе «Вифлеемская звезда», фестивале «Заяви о себе ярко», где дети не только представляли творения своих рук, но и активно участвовали в танцах, пели песни, результатом этого стало то, что все дети были отмечены подарками и грамотами, Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Постоянно воспитанники центра участвуют в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах. За последний год 10 подростков центра приняли участие в более чем 20 конкурсах разного уровня. Это областные конкурсы «Природа моей Родины», «Леса земли Костромской», «Символ года»,акция «Белый цветок», районные «Пасху празднуем красную», «Отрази себя светом», дистанционные всероссийские и международные: « Зимняя сказка», «Свет Рождества», «Отечества сыны», «В мире животных», «Викторина к 70-ти летию победы», «Святая Троица», «Дети в храме», и др.
Очень активны дети при подготовке кукольный спектаклей, с которыми вышли в Нейский КЦСОН, школу № 2, Коткишевскую начальную школу.
За участие в мероприятиях центра дети получают от воспитателей грамоты за участие и подготовку, что стимулирует их и дальнейшее желание принимать в мероприятиях активное участи
С опытом творческой деятельности связана возможность формирования таких качеств личности, как: инициативность, уверенность, свобода мышления и суждений. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению другого, готовность посмотреть ситуацию глазами другого человека. В своей работе я использую такие методы и приемы, которые не только активизируют воображение детей, но и создают творческую обстановку, при которой происходит совместная работа педагога с воспитанниками, возникает совместное переживание – действо, что создает эмоциональное отношение к изучаемому предмету. Для стимулирования творческой активности детей я использую похвалу, поощрение, награждение и другие приемы, с помощью которых воспитанники приобщаются к творчеству в соответствии с возрастными особенностями и личностными возможностями детей.
Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.