Образец( примерный) портфолио ученика
Эссе «Разрешите представиться»
1) Разрешите представиться, меня зовут____________________________________
________________________________________________________________________
Я_______________________________________________________________________
2) Я люблю______________________________________________________________
________________________________________________________________________
3) Я не люблю____________________________________________________________
________________________________________________________________________
4) Мне интересно________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5) Я умею_______________________________________________________________
________________________________________________________________________
6) Я могу научить других (чему?)____________________________________________
________________________________________________________________________
Памятки для учащихся
Как управлять своими интересами и склонностями
Цели, которые мы ставим перед собой, должны быть достижимыми.
Что происходит, когда нам предстоит взяться за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна. Действует установка, как, например, в цирке. Клоун только вышел, а мы уже смеемся. Потому, что у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле. Если вообразить, что это будет интересно, то внутренне настроишься на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах.
Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда, потому что тщательности – основной источник увлечения работой. Если внимание не сосредоточено полностью на работе, она покажется скучной, т.к. интерес – это и есть сосредоточение внимания.
Сколько времени надо работать, чтобы сформировался интерес? Теоретически даже один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели. Вернее всего, опыт по формированию у себя интереса необходимо продолжать до первого успеха и дальше.
Интересы и склонности проявляются и формируются только в работе. Поэтому не ждите, когда проявится интерес, а активнее включайтесь в разнообразную деятельность. Только так можно выявить и сформировать интересы и склонности. Если интересы и склонности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно, хорошо.
Как формировать свой характер
Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что, сформировавшись, становятся потребностью. Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших? У вас есть список черт характера, которые мешают вам жить. Для того чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели. Все великие люди обладали мощной силой воли, благодаря которой они добивались успехов в науке, политике, спорте, искусстве.
Как составлять план
Ты самостоятельно или осознанно принимаешь предложенную тебе кем-то цель. При этом ты должен задать себе три вопроса:
- Что ты делаешь?
- Для чего ты делаешь?
- Как ты делаешь?
2. Составляем план = программу действий. План нужно проговорить, а лучше написать. Можно сделать план через цепочку (если, то).
3. В процессе выполнения плана внимательно проверяй, правильно ли ты работаешь, не допускаешь ли ошибок. А если они появились, проверь не только конкретный пункт, но и весь план в целом.
Техника повторения перед экзаменом
Готовиться к экзамену лучше вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу помогать, разъяснять трудные вопросы, переспрашивать.
Даты, фамилии, географические или исторические названия выписывай на отдельный лист. Можешь повесить его над столом.
Повторяй материал большими частями.
Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запоминается только то, что понимаешь.
Помни о перерывах в работе.
Не забывай о спорте.
Как достичь цели
Управление временем:
- упражнения «Замри», «Прогулка», «Книга», «Телевизор», «Зарядка», «Будильник», «
·Письменный стол».
2. Планирование:
- учет и контроль выполнения упражнений;
- анализ неудач.
3. Работа по плану:
- выполнение плана;
- внесение изменений;
- окончательное выполнение плана.
Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению
Выбери материал в книге по нужной тебе теме.
Прочитай внимательно текст.
Постарайтесь сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: О чем текст? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.
Придумай свое название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
Прочитай текст второй раз и составь краткий план прочитанного по схеме.
Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.
Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее 3 раз. Постарайся воспроизвести выученное устно и письменно через некоторое время.
Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и составив по памяти план на черновике.
Можешь составить опорный конспект.
Как учить стихотворения
Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
Прочитай стихотворение еще 2-3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу)
Обрати внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую, третью т т.д.
Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после домашней работы.
Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1-2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.
Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.
Работа с тетрадью
Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т.д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. «Это мне все известно и понятно», - ответишь ты и будешь, конечно, прав. «Люби тетрадь, и она тебе поможет».
Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
- аккуратно подпиши ее;
- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);
- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
- выполняй все работы (рисунки, схемы и др.) аккуратно;
- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
- не мни тетрадь;
- пиши аккуратно, разборчиво;
- не пачкай тетрадь;
- не стирай ручку резинкой;
- записывай правила и все самое важное по теме урока.
Умей исправлять и проверять ошибки:
- проверяй работу от начала к концу и наоборот;
- каждое слово читай по слогам;
- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;
- не используй замазку;
- делай работу над ошибками (анализ ошибок);
- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
- подумай, потом пиши.
3. Использование тетради:
- просматривай записи, сделанные в тетради;
- анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.
Как писать сочинение
Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что эпиграф – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста – цитаты.
Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т.д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
Твоя письменная речь должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!
15