Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы.
Технология РКМЧП на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС. Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ села Сосновый СолонецБелоусова Е.И.
Выпускник ВЧЕРАОбладал знаниями,умениями,навыками СЕГОДНЯОбладает метапредметными навыками – способностью к самообразованию
К. Д. Ушинский «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нём желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые …»
ДИАГНОСТИКА
Ведущая идея педагогического опыта Не формировать потребности ученика, а направлять их и создавать новые.
ТРКМЧПТехнология развития критического мышления через чтение и письмо
Задача ФГОС Воспитание выпускника с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
Цель технологии— развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно, т.е. развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня. УУД
Цель педагогической деятельности с использованием ТРКМЧП – создание ситуации успеха для каждогоЗадачи педагогической деятельности с использованием ТРКМЧП формирование метапредметных умений, направленных на развитиеспособности к самообразованию. УУД
Идея ТРКМЧПДумать критически означает проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов на них, т.е. овладевать универсальными учебными действиями.
Базовая модель урока
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Урок-пролог»,9 класс Цель учебная: познакомить с историей создания романа, выяснить своеобразие композиции и связь с темой творчества Лермонтова «Недовольство современностью» Цель в рамках технологии: продолжить закрепление навыков работы с информацией, представленной в виде слова учителя.
ТРКМЧП Технологическая стратегия – таблица «ЗХУ» Технологические приёмы – рассказ по таблице «ЗХУ», данетка.
Приём ТРКМЧП- ключевые словаКлючевые слова.«Герой нашего времени», Лермонтов, роман, Печорин, поколение 30-ых годов 19 века, Кавказ. Рассказ по ключевым словам«Герой нашего времени» - это роман, задуманный Лермонтовым во время ссылки на Кавказ. Главный герой – Печорин, представитель молодого поколения 30-ых годов 19 века. «Бела» – одна из повестей романа.
Приём ТРКМЧП- таблица ЗХУ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗнаюХочу узнатьУзналЗапись известной информацииПостановка вопросов к теме до её изученияЗапись ответов на вопросы и дополнитель-ной информации
УУД Регулятивные и познавательные: умение систематизировать и анализировать информацию, умение планировать собственную учебную деятельность, коммуникативные умения
Данетка «Печорин и Бэла»П. обменивает лошадь Казбича на Бэлу, как на вещь, не думая о ней, её близких. И это плохо.Но нанимает для Бэлы духанщицу, дарит подарки, очень терпелив. И это хорошо.П. разыгрывает спектакль: уезжает, чтобы погибнуть, пугая Бэлу, которой некуда податься. И это плохо.Он бросился спасать девушку из рук Казбича, хотя уже охладел к ней. И это хорошо.Но, спасая, П. стреляет, рискуя девушкой, не слушая М.М. И это плохо.Переживает смерть Бэлы. И это хорошо.Не хочет говорить о девушке, это ему неприятно, лицо не выражает ничего особенного. И это плохо.
С.Есенин «Страницы жизни поэта», 11 классТехнологическая стратегия ТРКМЧП: чтение с маркировкойТехнологические приёмы «Выглядит, как… Звучит, как…», инсёрт.
С.Есенин «Страницы жизни поэта», 11 классВыглядит, как:⃰Белоствольная берёзаСолнечный дождьПротоптанная тропинкаСолнце на голубом небеПолевая ромашкаНочная МоскваРодительский дом Поле ржиЗвучит, как:ГармоньШелест осенних листьевРусская народная песняКолокольчик ямщикаЛетний ливень Крик петуха
Приём ТРКМЧП - инсёрт Маркировка текста значками по мере его чтения: «v» - уже знал«+» - новая информация«-» - думал иначе «?»- не понял, есть вопросы
Таблица «Инсёрт»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}« v » уже знал« + » новая информация« - » думал иначе« ? » не понял, есть вопросы
Приём ТРКМЧП - синквейн ,Схема синквейна:Тема (сущ.)Описание темы (прилаг., прилаг.)Описание действия в рамках темы (гл., гл., гл.)Отношение к теме (глагольное предложение)Резюме (синоним к теме)Коротко и основное сказать – дело не простое.За внешней лёгкостью – работы мысль:Ищи важное, не торопись!Закрепляем морфологию: части речи.Находим слово-резюме, а преждеИз лексики синонимы вспоминаем,Главную мысль определяем,Фиксируем в глагольном предложенииИ готово синквейн - сочинение.Шарафутдинова Алсу
Стратегия ТРКМЧП – Направленное чтение, или Чтение с остановками Учит основам прогнозирования, координации позиций в сотрудничестве, отрабатывает навыки осмысления текста, умения отстаивать свою позицию, формулировать тему (произведения, урока) и главную мысль,
Алгоритм стратегии Направленное чтение, или Чтение с остановками1-ый шаг: обсуждение заглавия произведения, прогноз его содержания и проблематики, формулирование темы урока - ВЫЗОВ2-ой шаг: чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета – ОСМЫСЛЕНИЕ3-ий шаг: осмысление текста как единого целого - РЕФЛЕКСИЯ
Приём ТРКМЧП«ТОНКИЕ» вопросы:(односложный ответ)Что?Кто?Где?Когда?«ТОЛСТЫЕ» вопросы:(развёрнутый ответ)Как?Зачем?Почему?Что было бы, если бы…?
Приём ТРКМЧП - эссе Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.«Литература. Справочник»
Приём ТРКМЧП- пирамидная история1-ый этап – коллективное заполнение пирамиды2-ой этап – индивидуальное выражение своих мыслей3-ий этап – коллективное обсуждение написанного
Технология развития критического мышления через чтение и письмо ФГОС
Достоинства ТРКМЧП:ОткрытостьОвладение законов использования знанийВозможность индивидуального обученияРазвитие познавательного интересаФормирование творческой активности
Повторная диагностика
Ответы учеников:Нас учат по-другомуМы теперь больше думаем над тем, что обсуждаем, полнее выражаем свои мыслиМне нравиться, как проходят урокиЯ научился доказывать свою точку зрения, и это меня радует
Критерии оценивания ТРКМЧП (ученики)Возможность высказывать свои идеиИнтерес к происходящемуОбучение сообщаРезультативность