Выступление на педагогическом совете на тему: Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся с умственной отсталостью


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ПЕЧЕНКИНО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Доклад на тему: "Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся с умственной отсталостью" на заседании педагогического совета МКОУ СОШ с. Печенкино
от 23.03.2016 г. № 4
Подготовила: учитель истории и культуры Башкортостана Печенкина Е.А.
2016 г.
Доклад на тему: "Формирование толерантности как нравственной основы личности учащихся с умственной отсталостью".
на заседании педагогического совета МКОУ СОШ с. Печенкино
от 23.03.2016 г. № 4
                                                                                        Эпиграф Бернард Шоу:
  «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? Я не буду забегать вперёд, предлагаю вам послушать сейчас историю….
 «В далекие времена был на Земле один язык и одно наречие, все люди жили одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались они вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».
Возникает вопрос???
Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает…
С каждым днем все увереннее  набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперед. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка, а это, в первую очередь семья, и, конечно же, школа.
Так что же означает это слово – толерантность? Я обратилась к различным словарям, источникам и вот что получила…
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:
— в английском языке «толерантность» — это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
во французском – проявление свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;
— в китайском – проявление великодушия в отношении других;— в русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
В словаре В. И. Даля – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.
 В словаре С. И. Ожегова толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения.
 Быть толерантным – значит уметь прощать, сострадать, уважать права других, принимать другого таким, какой он есть, уважать человеческое достоинство и сотрудничество.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых.
 Основные черты личности:
Толерантная личность
— уважение мнения других;
— доброжелательность;
— желание что-нибудь делать вместе;
— понимание и принятие;
— чуткость, снисходительность;
— доверие, гуманизм,
— любознательность.
Интолерантная личность:
— непонимание;
— игнорирование;
— эгоизм;
— нетерпимость;
— пренебрежение, раздражительность;
— равнодушие, цинизм;
— агрессивность.
За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
 В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем 600 тысяч из них – инвалиды, в РБ на 1 января 2015 общая численность населения составляет - 4 млн. человек, из них инвалидов 300 тыс., доля инвалидов в общей численности населения – 7,3 %.  Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы педагогической и социальной помощи и поддержки.
Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, постоянно находятся в центре внимания педагогов, в том числе и задачи формирования толерантного поведения. Причем умственно отсталые дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Проблема формирования толерантности у умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных. Данная проблема привлекла  к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии.
 Умственно отсталые дети со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, воспитателей,  но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной  конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Такие воспитанники школ менее успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и со сверстниками, чем обычные учащиеся школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. Часто наблюдаемые у таких детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты — обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий среды: беспорядок требований, плохой пример, не соблюдение режима дня. Поэтому для воспитания детей с умственной отсталостью так важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет  у них необходимые привычки.
В связи с этим, одной из задач в моей работе является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья толерантности как нравственной основы личности.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный и  может быть реализован как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Это одна из причин почему дети – инвалиды приходят в школу. Я  должна научить ребенка понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Смысл деятельности педагога в воспитании толерантности сводится к следующим моментам:
к организации жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или в чем-то;
к созданию доверительности, открытости взаимоотношений педагога и учеников;
к обучению детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом;
к организации внеклассной работы, направленной на воспитание толерантности: беседы, тренинги и т.п.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Выделяют большое количество методов воспитания толерантности (убеждение, самоубеждение, внушение, стимулирование, методы требования, коррекции поведения и др.) Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. А как же это осуществляется на практике? Через какие приёмы можно формировать толерантность?
— Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
— Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
— Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
— Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей).
Педагогических приёмов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
 В нашей школе есть старшие дети и младшие, есть здоровые и есть больные (например, слабовидящие, слабослышащие), среди взрослого персонала есть молодые и люди старшего возраста. Но многие наши  дети не замечают возраста окружающих, не соотносят их возраст, здоровье, силы. Это не только особенность учащихся с уо, но и результат плохого воспитания всех обучающихся нашей школы. Сам ребенок с диагнозом уо не может осознавать чужого возраста, болезни, но если ему объяснить, научить его считаться с состоянием другого человека, то тогда он научится помогать малышам и взрослым. Если ему указать на это, то чаще всего он с удовольствием будет браться помогать, будет сопереживать чужому горю, т. к. во многих поступках ребенка с умственной отсталостью нет злого умысла.
Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому?
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Приучение к соблюдению норм поведения также начинается с младших классов, причем в ряде случаев оно может предшествовать разъяснению и убеждению, поскольку младшие умственно отсталые школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий, доступный показ образца поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при встрече с взрослыми и т. п.). Учитель подсказывает детям «добрые», «хорошие» поступки.
Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный. Поэтому полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций-рассказов с нравственным или правовым содержанием.
Осуществляя работу по профилактике социальных отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья  следует, по-видимому, обратить серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической пропаганды.
Но воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Должно идти постоянное развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание.
Итак, если я действительно хочу, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами освоили такое отношение в качестве первичной модели поведения, в школе необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых и детей между собой, мы с вами прекрасно видим какое отношение «нормальных» детей к детям– инвалидам, поэтому нам стоит задуматься всем.
В своей работе с воспитанниками я использую наиболее актуальные  темы этических бесед:
«Совесть»
«Умей уважать других»
«Друг познается в беде»
«Трудом славен человек»
«Святое слово – МАТЬ»
«Это страшное слово – «равнодушие»
«Национальные традиции требуют уважения»
«Счастье и труд»
Также могут широко использоваться уроки нравственности. Мы знаем, что урок – это основная форма учебно-воспитательной работы. Уроки нравственности могут включать в себя дискуссию, ролевые игры, просмотр отрывков из видеофильмов, чтение стихотворений, обсуждение пословиц, включать диагностические методики, направленные на определение уровня воспитанности. Темы таких уроков могут быть разными:
«Что значит жить по справедливости?»
«Честь и совесть. Существуют ли они друг без друга?»
«В чем красота человека?»
«Что значит – уважать национальные традиции?» и другие.
Для воспитанников с уо повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, чего наши дети с уо, получить не могут. А для психологического комфорта ребенка с уо необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать всем ученикам мысль, что каждый из детей играет важную роль в организации, которая называется коллективом. У нас это к сожалению не возможно.
К нашему сожалению, часто бывает, что дети следуют дурным примерам. А противостоять ребенку никто не может. Недостаточно учителю предохранить ребенка от дурных влияний, необходимо научить противостоять им.  Бесспорно, каждый из нас работает над воспитанием толерантности, а работа в системе всегда приносит больше результата, нежели эпизодическая деятельность.
В воспитании толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья особая роль отводится педагогу. Используя различные пути и средства в воспитании толерантности, очень важно, чтобы толерантным был сам педагог. В нашем коллективе много хороших педагогов… А может ли нетолерантный педагог воспитать толерантную личность? Хороший педагог должен относиться к учащимся как к своим детям. Дети в первую очередь должны доверять своему учителю, классному руководителю.
Уважаемые коллеги, нам нужно помнить, что мы строим культуру мира. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.