Программа воспитательной работы «Воспитание адаптированной к жизни в социуме личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.»
Программа
воспитательной работы
«Воспитание адаптированной к жизни в социуме личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.»
Классный руководитель 2 класса Гринько О. Р.
г. Славгород
2015
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Воспитание адаптированной к жизни в социуме личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Основания для разработки программы
Конвенция о правах ребенка
Разработчик программы
Классный руководитель 2 класса Гринько О. Р.
Цель программы
Воспитание нравственных черт личности: доброты, милосердия, взаимовыручки, взаимопонимания, желания помогать, делать добрые дела.
Развитие интеллектуальных способностей, любознательности, стремления к здоровому образу жизни
Задачи программы
-организация разнообразной, творческой, общественно-значимой деятельности;
-создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе;
-создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно -приемлемого поведения, обретение каждым для него уважения, социального статуса в среде сверстников ;
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
-создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания
Сроки реализации программы
2015-2016 учебные годы
Исполнители основных мероприятий программы
Классный руководитель
Ожидаемый результат
Дети владеют нормами поведения в школе и общественных местах, доброжелательно настроены по отношению к родственникам, друг к другу, к учителям и воспитателям. Стремятся к здоровому образу жизни. Имеют представление о общественных ценностях и четко осознают значимость их обучения в школе.
Система организации
Коллективные дела (праздники, конкурсы, игры, беседы), участие в общешкольных мероприятиях, в городских конкурсах.
Контроль за исполнением программы
Заместитель директора по воспитательной работе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в общественную жизнь. Быть нужным обществу, родным и близким людям, осознать себя личностью и индивидуальностью.
Мы иногда говорим о воспитании в духе времени, значит у каждого времени свой дух, своя основа. В духе каждого времени есть одна неоспоримая основа – нравственность. По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом. Моя задача заключается в правильном ориентировании учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в выборе правильных жизненных ценностей. Духовные и нравственные ценности способны очистить и возвысить внутренний мир, душу ребенка, облагородить его.
Данная программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 3 года с последующим дополнением и изменением.
Цель программы:
Воспитание нравственных черт личности: доброты, милосердия,
взаимовыручки, взаимопонимания, желания помогать,
делать добрые дела.
Развитие интеллектуальных способностей, любознательности, стремления к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
-организация разнообразной, творческой, общественно-значимой деятельности;
-создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе;
-создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно -приемлемого поведения, обретение каждым для него уважения, социального статуса в среде сверстников ;
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья;
-создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.
Принципы воспитания:
-Воспитание строить в соответствии с потребностями ребенка и общества на данный момент;
-Дать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;
-Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулирования ребенка за активную самостоятельную деятельность;
-обеспечить доверительные отношения между классным руководителем и учеником;
-ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества – это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает. Умеет и может. Достичь это можно только добром, ибо добро порождает добро.
«С рождения до трех лет – ребенок твой бог, с трех до десяти – он твой раб, с десяти – ребенок твой друг.»
(древнекитайская мудрость)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа по направлениям программы:
Основы социализации и общения
Цель: формирование у детей способности к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать, т. к. сегодня важно как ребенок научится решать проблемы в жизни, а так же на поддержку учащимся, имеющим проблемы в социализации, охрану и защиту прав ребенка.
Виды деятельности: беседы, праздники, игры.
Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию; диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
Интеллектуальное развитие
развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
-умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
-формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
-развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
-развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
-формирование профессионального мышления.
Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение, а также участие детей в конкурсах, играх, викторинах.
Нравственно-эстетическое воспитание
«Нравственность – это разум сердца.»
Генрих Гейне
«Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.»
Мишель де Монтень
«Высшая мудрость – различать добро и зло»
Сократ
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
-формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
-формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
-формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
-воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Виды деятельности:
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания:
моральное воспитание формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.
Физическое развитие и охрана здоровья
«Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.»
Сократ
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
-Формирование здорового образа жизни школьника;
-Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
-Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
-Формировать умение противостоять стрессовым ситуациям, вырабатывать навыки жизнестойкости;
Виды деятельности:
-сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
-сотрудничество с родителями учащихся
-сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
-сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
-формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
-организация внеклассных мероприятий, формирующих положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания и охраны здоровья:
совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
.
Трудовое воспитание
Принципы и содержание трудового воспитания
«Я тысячу раз убеждён, - писал
В.А.Сухомлинский, - что трудовое
воспитание начинается за партой,
за книгой – это главный и самый
сложный станок, овладеть которым
не так просто»
Основная задача трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание собственной деятельности.
Из неё вытекают цели: формирование ценностных основ отношения к действительности, приобщение ребёнка к миру человеческих ценностей. Добиваться формирования этих ценностей у каждого школьника.
Труд, практическая деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет его жизненную энергию и умственную работоспособность, сообразительность, творческую смекалку.
Все трудовые дела в классе проводятся через общественно- полезную работу. Основным направлением в этой работе является самообслуживание. В самообслуживание входит дежурство по классу, столовой.
Работа с родителями
«Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.»
Демокрит
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель ученик - родитель”.
Виды деятельности :
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы :
совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
консультирование и решение проблем семейного воспитания детей;
родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом, для решения насущных вопросов и проблем.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 ЧЕТВЕРТЬ
Основы социализации и общения
Трудовое воспитание
Интеллектуальное развитие
Нравственно-эстетическое
Физическое развитие и охрана здоровья
Работа с родителями
Беседа «Правила поведения в школе и общественных местах»
3.09
Практическое занятие по наведению порядка на рабочем месте
5.09
Игра «Веселые математики»
1.10
Праздник «день Знаний»
1.09.
Устный журнал «Режим дня и здоровье»
10.09
Обследование жилищно-бытовых условий в семьях, беседы, консультации
Родительское собрание « Участие родителей в подготовке домашних заданий»
30.10
Праздник «Ежели вы вежливы»
24.09
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
19.09
Викторина
«Эти забавные животные»
15.10
Праздник «Золотая волшебница осень»
8.10
Беседа «Как и когда говорить «нет» »
17.09
Практическое занятие «Чистая парта»
10.10
Игра «Ребята, давайте дружить»
29.10
2 четверть
Основы социализации и общения
Трудовое воспитание
Интеллектуальное развитие
Нравственно-эстетическое
Физическое развитие и охрана здоровья
Работа с родителя-ми
Праздник «Мое имя»
12.11
Беседа «Труд и трудолюбие»
19.11
Игра «Угадай-ка»3.12
Игра «Мои хорошие привычки»
26.11
Беседа «Долой вредные привычки!»
17.12
беседы, консультации. Родительское собрание «Как научить ребенка быть самостоятельным»
25.12
Игротека «Нам слово скука незнакомо»
10.12
Практическое занятие «Чистая парта»
24.11
Игра «Я помощник в семье»
24.12
Мастерская Деда Мороза
19.12
3 четверть
Основы социализации и общения
Трудовое воспитание
Интеллектуальное развитие
Нравственно-эстетическое
Физическое развитие и охрана здоровья
Работа с родителя-ми
Беседа
«Я умею дружить»
14.01
Практическое занятие «Чистая школа»
23.01
Конкурс «Клуб фантазеров»
21.01
Праздник «Самая хорошая»
3.03
Игра «Зимние забавы»
28.01
беседы, консультации телефонные разговоры с родителями иногородних детей
родительское собрание «Как избежать конфликтов с детьми»
25.03
Игра «Идем в магазин»
4.02
Беседа «Тот умеет трудиться, кто труда не боится»
13.02
Игра «В стране чтения»
11.02
Беседа «Волшебные слова»
25.02
Праздник «Вперед, мальчишки»
18.02
Практическое занятие «чистая парта»
27.03
Трудовая операция «Праздник чистоты»
12.03;
Игра «Знатоки природы»
10.03
Игра «Умей шагать по улице»
17.03
4 четверть
Основы социализации и общения
Трудовое воспитание
Интеллектуальное развитие
Нравственно-эстетическое
Физическое развитие и охрана здоровья
Работа с родителями
Беседа «Что в моей жизни главное?»
7.04
Практическое занятие «Чистая школа»
9.04
23.04
Викторина «Чудесный лес»
28.04
Конкурс рисунков «Красавица-Весна»
28.04
Беседа с элементами игры «Правила уличного движения»
14.04
беседы, консультации телефонные разговоры с родителями иногородних детей
Родительское собрание
«Воспитание – творчество взрослых»
30.05
Практическое занятие «чистая парта»
7.05
21.05
Игра «Решай, смекай, отгадывай»
12.05
Беседа «Дорогами войны»
5.05
Беседа «Я хочу, я должен»
21.04
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
15