Обобщающий урок по теме «Частица». Русский язык 7 класс.
Тема урока. Обобщающий урок по теме «Частица».
Цель урока.
Обобщение и систематизация знаний и умений, связанных с изучением частиц.
Задачи урока:
1) Обобщить и закрепить знания учащихся о разрядах частиц;2) обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи; 3)совершенствование практических навыков в разграничении частиц не и ни; 4)формирование умения систематизировать изученные правила.
Оборудование: карточки, учебник «Русский язык.7 класс» Т.А. Ладыженской, дополнительное индивидуальное домашнее задание(пересказ лингвистической сказки «Возникновение частиц», презентация к уроку: слайды с заданиями.
Ход урока.
1 Организационный момент.
2.Фронтальный опрос:
-Что такое частица?
-Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем они отличаются от них?
-Назовите разряды частиц.
-Чем по значению они отличаются друг от друга?
ЗАДАНИЕ 1. Распределите частицы по группам: формообразующие , смысловые, отрицательные
бы как не, более что за, менее ,разве, уж, самый, ли ,всё-таки, да, вряд ли, давай едва ли, пусть, именно, пускай, как раз, неужели, ни
3.Индивидуальная работа по карточкам: Пока класс выполняет упражнение 1, 2 учеников работают над индивидуальными заданиями по карточкам.
Карточка №1.
Прочитайте выразительно предложения, найдите частицы, назовите разряд. Укажите значение частиц.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»
Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижинки и каждого кусточка! Благословляли бы меня лишь берега, и я бы освежал долины и луга, но с них бы не унёс листочка.
Что за уха! Да как жирна!
Карточка №2
Прочитайте выразительно предложения, найдите частицы, назовите их разряд. Укажите значение частиц.
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели.
4.Повторение. Групповая работа.
Задание 2 .
- Когда ни является отрицательной частицей? Приведите примеры.
1 ученик у доски.
Задание 3.
Объясните, для чего служит в предложениях частица ни. Запишите под диктовку.
На небе ни облачка. На берегу не видно ни души.
Вокруг нет ни одного кустика. Что ни расскажет товарищ о турпоходе, всё интересно.
Задание 4.
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
(Не)говорил (не, ни) слова, (не)был (не, ни) разу, (не) спеша (не, ни) куда, (не)сделал (не, ни) чего, (не) мешал (не, ни) кому, (не) беспокоясь (не, ни) чуть, (не) построены, (не) открыты.
Задание 5
Запишите под диктовку. Вы делите в словах приставку не- и обозначьте частицу не
Негодование, негодовать, нелепый, неряха, неистовствовать,
Недруг, неверный ответ, нерешённая задача.
Не отправленное мной письмо; не спящий, а проснувшийся ребёнок; шёл, не глядя по сторонам.
Не подумал, не ответил, не был.
Не у кого спросить, никто не был, никогда не подводил.
Задание 6
Какие частицы пишутся через дефис?
Вспомните и запишите с ними предложения.
Задание 7
Закончите данные устойчивые сочетания и запишите их.
Комар носу
Палец в рот
Палец о палец
Ни рыба
Ни жив
Ни свет
Ни дать
Ни два
Ни то
Какой бы то
Во что бы то
Нельзя ни проехать,
5.Самостоятельная работа: №448, 449 учебника.
6.Рефлексия
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Как вы думаете, для чего нужно знать частицы?
7 .Домашнее задание: П 151-153, подготовиться к контрольной работе.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 615