Урок по русскому языку для 7 класса «Обобщающий урок по теме «Частица»
Урок по теме «Обобщающий урок по теме «Частица».
Л.С.Жихарева МКОУ Садовская СОШ№2 Аннинского района Воронежской области.
Тема урока. Обобщающий урок по теме «Частица».
Цель урока.
Обобщение и систематизация знаний и умений, связанных с изучением частиц.
Задачи урока:
1) Обобщить и закрепить знания учащихся о разрядах частиц;2) обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи; 3)совершенствование практических навыков в разграничении частиц не и ни; 4)формирование умения систематизировать изученные правила.
Оборудование: карточки, учебник «Русский язык.7 класс» Т.А. Ладыженской, дополнительное индивидуальное домашнее задание(пересказ лингвистической сказки «Возникновение частиц», презентация к уроку: слайды с заданиями.
Ход урока.
1 Организационный момент.
2.Фронтальный опрос:(слайд№1).
-Что такое частица?
-Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем они отличаются от них?
-Назовите разряды частиц.
-Чем по значению они отличаются друг от друга?
-Найдите и исправьте ошибки.
Формообразующие ч. Смысловые ч.. Отрицат.ч.
бы как не
более что за
менее разве уж
самый ли всё-таки
да вряд ли
давай едва ли
пусть именно
пускай как раз
неужели ни
3.Индивидуальная работа по карточкам: (слайд№2) Пока учащиеся выполняют индивидуальные задания, класс слушает лингвистическую сказку о частицах.
Карточка №1.
Прочитайте выразительно предложения, найдите частицы, назовите разряд. Укажите значение частиц.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит и говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»
Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижинки и каждого кусточка! Благословляли бы меня лишь берега, и я бы освежал долины и луга, но с них бы не унёс листочка.
Что за уха! Да как жирна!
Карточка №2
Прочитайте выразительно предложения, найдите частицы, назовите их разряд. Укажите значение частиц.
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели.
4.Повторение:
- Когда ни является отрицательной частицей? Приведите примеры.
5.Задание.
Объясните, для чего служит в предложениях частица ни.
На небе ни облачка. На берегу не видно ни души.
Вокруг нет ни одного кустика. Что ни расскажет товарищ о турпоходе, всё интересно.
6. Когда пишется отрицательная частица не, а когда ни?
Задание.
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
(Не)говорил (не, ни) слова, (не)был (не, ни) разу, (не) спеша (не, ни) куда, (не)сделал (не, ни) чего, (не) мешал (не, ни) кому, (не) беспокоясь (не, ни) чуть, (не) построены, (не) открыты.
7.Необходимо отличать частицу не от приставки не.
Негодование, негодовать, нелепый, неряха, неистовствовать,
Недруг, неверный ответ, нерешённая задача.
Не отправленное мной письмо; не спящий, а проснувшийся ребёнок; шёл, не глядя по сторонам.
Не подумал, не ответил, не был.
Не у кого спросить, никто не был, никогда не подводил.
8. Какие частицы пишутся через дефис?
А мы(то) старались!
Принеси(ка) воды!
9.Знаете ли вы данные устойчивые сочетания?
Комар носу
Палец в рот
Палец о палец
Ни рыба
Ни жив
Ни свет
Ни дать
Ни два
Ни то
Какой бы то
Во что бы то
Нельзя ни проехать,
10. Для чего нужно знать частицы?
11.Самостоятельная работа: №406 учебника.
12.Домашнее задание: №407 учебника.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 615