КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 70»









КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ






Составила:
Турлаева Е.А.
Преподаватель ИЗО



Дзержинск, 2015

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] графики. Выполняется карандашом, пером, кистью, углем и т.д. с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нескольких цветах, преимущественно на бумаге. Главные виды художественного рисунка: станковый рисунок, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], зарисовка с натуры и т. д.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунки углем от Роберта Лонго- американский художник и скульптор,
чьим основным средством самовыражения является рисование углем на бумаге.

Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными. Графические работы могут быть выполнены пастелью, масляной и сухой. Углём, сангиной, соусом, мелом, тушью, чернилами, карандашами. В технике «сухая кисть».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Пионы после дождя» Бурак Анна, 2009 год
Пастель, бумага

Точка – одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии точка обычно принимается за одно из исходных понятий.

Линия – граница поверхности, имеющая только одно измерение (длину) и определяемая, как след движущейся точки или место пересечения двух поверхностей (мат.). Линия прямая, кривая, ломаная.

Штрих – основной элемент рисунка, представляющий собой короткую линию. В зависимости от направления линий штриха могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и др.

Пятно – место на какой-нибудь поверхности, выделяющееся только по цвету от остальной поверхности.

Контур (фр. contour, от contourner обертывать, очерчивать) – очертание, профиль, очерк. В рисовании: линия, которая определяет внешнюю форму предмета.


Тон – цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра, выражающаяся словами "голубой, лиловый, коричневый и т. д. Различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой тон.

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Бронзовые тона - искусство совершенства
Фактура (от лат. factura – обработка, строение) – характер поверхности художественного произведения, её обработки.

На восприятие человека сильное воздействие оказывает одна из важнейших характеристик всех предметов их фактура. Она говорит о многообразии качеств материальной природы вещей. Само слово "фактура" имеет два значения: характер внешней поверхности предмета и обработка, определяющая его внешний вид. Для художников средством выражения цветового богатства окружающего мира служит краска. Часто под словом краска подразумевается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но для живописцев это совершенно разные понятия.
Краска это материал, подобный кирпичу для архитектора или глине для скульптора. Но краской можно выкрасить забор, а можно написать картину. Только в руках художника краска превращается в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выразительный язык[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Каждый вид краски [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обладают особыми свойствами, а, следовательно, и возможностями. Характер краски, способ ее наложения определяет фактуру произведения.
Великий итальянский художник Караваджо использовал приемы многослойного наложения краски, расплавляя мазок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Он достигал на своих картинах высочайшей иллюзорности изображения.
Совсем другое отношение к краске и поверхности холста у великого голландца Ван Гога. Для его живописи характерны темпераментные красочные мазки, передающие ощущение нервной энергии мастера. Фактура словно раскрывает процесс его работы над полотном. Плотные рельефные мазки лепят пенящиеся белые гребни волн, которые словно выплескиваются через поверхность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



Гравюра (от франц. gravure) – 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Цветная гравюра - для детей от 7 лет.
Эстамп ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] estampe, от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] stampa) произведение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представляющее собой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] либо иной оттиск на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· «Большая волна в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», японский художник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Линогравюра – 1) ручной способ изготовления печатных форм высокой печати на линолеуме или сходных с ним материалах; 2) листовое издание, представляющее собой оттиск, сделанный с такой печатной формы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Офорт (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. eau-forte - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гравюры; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. Известен с начала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В технике офорта работали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и многие другие.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года.
Граттография (франц. grattage, от gratter скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники техника царапания. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Портрет (от французского portrait, от устаревшего portraire - изображать) – изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. В изобразительном искусстве портрет это самостоятельный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Юный живописец», 2-я пол. 1760-х годов «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625, Эрмитаж
Автопортре
·т [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д. Многие художники-портретисты создавали автопортреты.
Портрет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выполненный им самим. Распространенный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Многие художники [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] себя, часто используя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], стараясь в собственном облике угадать настроения своего искусства. Если верно выражение: "Глаза зеркало души", то можно сказать, что автопортрет это зеркало души художника.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Автопортрет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], приблизительно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]год [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Леонардо да Винчи
Виды автопортрета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15
На профессиональном автопортрете, как вот на этом, Этот [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] личностный, принадлежащем кисти [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], так как он передает духовный облик автора.
художник изображает себя за работой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Картина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Поклонение волхвов» содержит вставной автопортрет художника
· Тропинин Василий Андреевич
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1776-1857. (Источник - http://gallerix.ru/read/avtoportret-i-portret-v-tvorchestve-russkix-i-sovetskix-xudozhnikov/tropinin-vasilii-andreevich/)
Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль. 1846 Холст, масло. 106X84,5
Портретист, крепостной графа И. И. Моркова. 1799 - посещал Рисовальные классы Академии художеств. 1802-1804 - занимался в классе портретной живописи под руководством С. С. Щукина. 1804 - впервые участвовал в академической выставке. В этом же году был отозван владельцем из Академии. Периодически посещал Москву. 1823-.получил вольную. Жил в Москве. 1843 - почетный член Московского художественного общества.
Основные работы:
Портрет сына Арсения. 1818. Государственная Третьяковская галерея
Кружевница. 1823. Государственная Третьяковская галерея
Портрет П. А. Булахова. 1823. Государственная Третьяковская галерея
Портрет А. С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А. С. Пушкина. Город Пушкин Женщина в окне (Казначейша). 1841. Государственный Русский музей
Девушка с горшком роз. 1850. Музей В. А. Тропинина. Москва
Художник в своем творчестве неоднократно обращался к автопортрету. В этом жанре в, 1846 году он исполнил «Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль».
Это произведение, относящееся к позднему периоду творчества художника, отмечено мягкой задушевностью, интеллигентностью, типично московским мироощущением. Тропинин непринужденно расположился у окна. За его спиной - не сразу замечаемое кресло. На художнике домашний сюртук, свободно завязанный широкий красный галстук. Опираясь правой рукой на муштабель, в левой руке держит палитру с кистями. Живописец не скрывает того, что он позирует, позирует самому себе. Но в нем нет и тени игры в «божественное вдохновение».
Косой солнечный свет неровно освещает полноватое лицо Тропинина. Из-под очков в тонкой оправе художник бросает исполненный доброжелательности взгляд, В его образе ощутимо понимание своего значения. Покоем и уверенностью веет от облика художника. За пределами портрета угадывается атмосфера уюта, сосредоточенности и тишины. Некоторой будничности естественной среды противостоит торжественность кремлевской архитектуры. Лучи заходящего солнца сверкают на куполах соборов, выделяют объемы башен, зубчатых стен, теремов. Тропинин, нарушая симметрию композиции, словно отступил в сторону, уступая место эпическому образу древней столицы. В своем автопортрете Тропинин воплотил не только характерный собирательный образ москвича, но и раскрыл его внутренний мир, полный благородства, психологического равновесия и чувства собственного достоинства.

Брюллов Карл Павлович
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1799-1852. (Источник - http://gallerix.ru/read/avtoportret-i-portret-v-tvorchestve-russkix-i-sovetskix-xudozhnikov/bryullov-karl-pavlovich/)
Автопортрет. 1830-е гг.
Картон, акварель, графический карандаш. 15X14,5 Государственный музей изобразительных искусств им. А. С, Пушкина. Москва
Живописец, мастер исторической живописи, портретист, педагог.Первые уроки получил у своего отца, академика «орнаментальной скульптуры», П. И. Брюллова. 1809-1821 - учился в петербургской Академии художеств у А. Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева. 1822 - для продолжения художественного образования уехал в Рим на средства Общества поощрения художников. Работал в мастерской Б. Торвальдсена. 1834 - за картину «Последний день Помпеи» удостоен в Париже высшей награды. 1835 - совершил путешествие по Греции и Турции. 1835 - вернулся в Россию. 1836-1849 - преподавал в Академии художеств. 1842, 1843-1847 - участвовал в росписях Казанского и Исаакиевского соборов. 1849 - уехал в Италию. Член Миланской, Пармской, Флорентийской академий, Академии св. Луки в Риме.
Основные работы:
Всадница. 1832. Государственная Третьяковская галерея
Последний день Помпеи. 1830-1833. Государственный Русский музей
Портрет писателя и поэта Н. В. Кукольника. 1836. Государственная Третьяковская галерея
Портрет поэта В. А. Жуковского. 1838. Государственный музей Т. Г. Шевченко. Киев
Портрет переводчика А. Н. Струговщикова. 1840. Государственная Третьяковская галерея
Портрет гр. Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью А. Паччини. 1842. Государственный Русский музей
Портрет археолога М. Ланчи. 1851. Государственная, Третьяковская галерея
Искусству К. П. Брюллова было свойственно стремление поразить зрителя блистательным артистизмом исполнения, виртуозностью технических приемов, феерией колористических пассажей. Каждая его картина, акварель, рисунок отмечены исключительным мастерством, безудержным даром импровизации. В эту романтическую эпоху в, художнике видели небожителя, мановением руки создающего непревзойденные шедевры. И Брюллов как нельзя лучше подходил этим требованиям общества. Во многом преклонению перед его талантом способствовала его незаурядная внешность, неоднократно запечатленная им в автопортретах. В одном из них, акварели 1830-х годов, вероятно, созданной накануне завершения картины «Последний день Помпеи», он предстает в порыве творчества. Едва отрываясь от бумаги, Брюллов бросает на зрителя свой сдержанный холодноватый взгляд огромных глаз. Избалованный вниманием публики, он в этом рисунке любуется своей молодостью, красотой. Этому автопортрету близка полная восторженных эпитетов характеристика, какую дал живописцу его верный почитатель, художник А. Н. Мокрицкий: «...самое даже расположение кудрявых волос напоминает голову Аполлона Бельведерского. А какая красота рта! Эти превосходно нарисованные губы, которые, когда он говорил, рисовались изящными линиями! Я не знал мужского лица прекраснее его; для меня он был красавец; но красота, его была мужественна, с выражением ума, проницательности, гениальности!»
Репин Илья Ефимович
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1844-1930. (Источник - http://gallerix.ru/read/avtoportret-i-portret-v-tvorchestve-russkix-i-sovetskix-xudozhnikov/repin-ilya-efimovich/)
Автопортрет. 1887 Холст, масло. 75X62,2
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Живописец, мастер исторических и жанровых композиций, портретист. Родился в семье военного поселенца в Чугуеве. Основы изобразительного искусства постигал в иконописных мастерских. 1863 - поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге. 1864-1871 - учеба в Академии художеств под руководством Ф. А. Бруни, П. В. Басина, Т. А. Неффа. Пользовался советами И. Н. Крамского. 1873-1876 - поездка во Францию и Италию в качестве пенсионера Академии. 1876 - избран академиком. 1878 - стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. 1894-1907 - руководил мастерской в Академии. Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы. 1900- 1930 - жил в «Пенатах», Куоккала (после 1917 г.- территория Финляндии).
Основные работы:
Бурлаки на Волге. 1870-1873. Государственный Русский музей
Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883. Государственная Третьяковская галерея
Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881. Государственная Третьяковская галерея
Портрет актрисы П. А. Стрепетовой. 1882. Государственная Третьяковская галерея
Не ждали. 1884. Государственная Третьяковская галерея
Иван Грозный и сын его Иван. 1885. Государственная Третьяковская галерея
Запорожцы. 1891. Государственный Русский музей Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1887. Государственная Третьяковская галерея
В своих масштабных полотнах он предстает глубоко национальным художником, запечатлевшим многообразную и многоликую жизнь России. Он искал в раскрываемых им темах эпические черты русского народа, его созидательную силу, волю, широту характера, оставаясь при этом на твердых позициях критического реализма.
В области портрета Репин создал непревзойденную по количественному и качественному уровню галерею, которую можно назвать энциклопедией русской жизни.
Особое место среди этих произведений занимают автопортреты художника. Созданные в технике масла, акварели, рисунка, они по - репински разнообразны и вносят существенный вклад в характеристику личности великого русского живописца. В более ранних автопортретах, включая так называемый «флорентийский», Репин стремился к раскрытию общественно значимой функции художника. В нем переданы представительность художника, своеобразная документальная правдивость облика мастера. Его плотная фигура в' темном сюртуке почти силуэтом читается на светлом мягком фоне. Противопоставление контрастных цветовых масс заставляет сосредоточить внимание на лице, спокойном и уверенном взгляде художника. Автопортрет естественно входит в задуманную П. М. Третьяковым галерею «...лиц, дорогих нации, ее лучших сынов» (слова Репина).
Серебрякова Зинаида Евгеньевна
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1884-1967. (Источник - http://gallerix.ru/read/avtoportret-i-portret-v-tvorchestve-russkix-i-sovetskix-xudozhnikov/serebryakova-zinaida-evgenevna/)
За туалетом. Автопортрет. 1909 Холст на картоне, масло. 75X65 Государственная Третьяковская галерея. Москва
Живописец, портретист
Родилась в имении Нескучное близ Харькова в семье скульптора Е. А. Лансере. После смерти отца жила в доме деда Н. Л. Бенуа. 1901- посещала частную художественную школу М. К. Тени-шевой, руководимую И. Е. Репиным. 1903-поездка в Италию. 1905-уехала в Париж, где продолжала учебу в студии Гран Шомьер. 1909-участвовала впервые в VII выставке «Союза русских художников». 1914-жила с семьей преимущественно в Нескучном. 1920-переехала в Петроград. 1924-уехала в Париж. 1928, 1932-посетила Марокко. 1965-при поддержке Союза художников СССР в Москве, Киеве, Ленинграде была устроена большая ретроспективная выставка, возродившая большой интерес к творчеству художницы.
Основные работы:
Портрет О. К - Лансере. 1910. Частное собрание Москва
Баня. 1913. Государственный Русский музей Крестьяне. 1914. Государственный Русский музей
Жатва. 1915. Художественный музей.
Катя у елки в голубом. 1922. Частное собрание Москва
Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в красном. 1923. Частное собрание. Ленинград Марокканский цикл. 1928, 1932. Различные собрания
В 1909 году 3. Е. Серебрякова на VII выставке «Союза русских художников» впервые выступила с несколькими картинами. Ее автопортрет, более известный под названием «За туалетом», сразу привлек внимание критики, был приобретен для Третьяковской галереи. Александр Бенуа писал по этому поводу: «Зинаида Серебрякова выставляет в первый раз... Ныне она подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее... Автопортрет Серебряковой несомненно самая... радостная вещь». Сама художница так писала о работе над картиной: «Мой муж... был в командировке. Зима в этот год наступила ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя - но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».
Непритязательную частную сцену утреннего туалета молодой женщины художница строит по законам большого искусства. Серебрякова писала не столько себя, сколько свое отражение в зеркале. Она напоминает об этом зрителю изображением двоящихся предметов - флаконов, баночек, пудрениц, в изобилии заполняющих туалетный столик, медного подсвечника со свечой. На белой эмалевой поверхности стены, раздробленной множеством умывальных принадлежностей, играют рефлексии лучей зимнего солнца. В автопортрете Серебряковой зеркало - повод, чтобы воплотить на полотне образ молодости, непосредственности обуревающих чувств.
Натюрморт (от французского nature morte, буквально - мертвая натура) – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

Ладелл Эдуард «Натюрморт черного винограда».
Пейзаж (от французского paysage, от pays - страна, местность) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской и индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Море.
Красивейшие картины великого русского художника Айвазовского. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. «Грачи прилетели», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цвет – качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения излучений видимого диапазона.


Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет) – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] соотношений цветовых тонов. В каждом конкретном произведении колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста, и является одним из важнейших средс
·тв эмоциональной выразительности. Может быть теплым, холодным, ярким, блеклым и т.д.


Палитра (фр. palette  пластинка)  небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Символика цвета основана на полярности двух групп цветов: теплого цвета, связанного с процессами ассимиляции, активности, и холодного, связанного с процессами диссимиляции, пассивности так определяют цветовую символику специалисты

Хроматические цвета все цвета, кроме белого, черного и серого, которые, в свою очередь, относятся к ахроматическим цветам. Термин был предложен Американской комиссией по колориметрии в 1922 г.
Ахроматическими являются все оттенки серого от чёрного до белого.


Цветовой контраст особенность восприятия и выделения глазом объектов в зависимости от условий восприятия (фона, движения, расположения).

Нюанс – (от французского nuance) оттенок, тонкое различие; в изобразительном искусстве - едва заметный переход одного цветового тона в другой (в живописи), одной светотеневой градации в другую (в скульптуре, графике).


Валёр - (от лат. valer иметь силу, стоить) в искусстве живописи тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте. Валеры достигаются техникой лессировки. Они позволяют добиваться богатых цветовых отношений, тончайших нюансов и неуловимых переходов цвета, поэтому у художников существует выражение по отношению к такой живописи «писать валерами». Мастерски использовали живопись валерами для передачи взаимосвязи фигур, предметов со светом и воздухом такие художники, как Д. Веласкес, Я. Вермеер, К. Коро, Ж.-Б. Шарден, В. Суриков, И.Левитан

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Золотая осень И.И.Левитан 1895 год
Живописный подход – специфическое свойство пластических искусств, выражающееся в динамичном взаимодействии форм, объемов, цветовых пятен, света и тени, линий, при котором возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Голландская живопись
Объем – иллюзорная передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами.

Фактура (от латинского factura - обработка, строение) – характер поверхности художественного произведения, ее обработки. В живописи - характер красочного слоя: например, "открытая" фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая фактура; в скульптуре и декоративно-прикладном - полированная, шероховатая и т. д. поверхность статуи, рельефа, сосуда и др.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Петр I. Бронзовый бюст. Скульптор Б.К. Растрелли. 1723-1729.

Скульптурная пластика – лепка скульптуры из пластичных, вязких материалов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Миниатюрная композиция (от латинского minium - киноварь, сурик) – произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов. Специфический вид - живописные или графические изображения (главным образом портретные), имеющие самостоятельный характер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лаковая миниатюра: Голиков – Зубкова

Взятие Козельска. Миниатюра 14 века Миниатюра Николаса Хиллиарда

Тектоника - то же, что архитектоника. Тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Ритм форм – определенная повторяемость, чередование композиционных элементов в архитектуре (проемы, колонны, аркады) или скульптуре (линии, формы, жесты), усиливающие выразительность художественного образа.

Архитектура (от греческого architecktion - зодчий, строитель) – зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.). Будучи частью материальной культуры общества является одним из ведущих видов пластических искусств, в формах которого выражается общественное сознание, поэтому играет важную идеологическую роль, являясь образным воплощением социальных, философских, религиозных и художественных представлений людей.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Готическая архитектура Собор Василия Блаженного Венецианская
Народные художественные промыслы – одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Отрасли народных художественных промыслов разнообразны: выжигание, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ковроделие, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], художественная обработка камня, дерева, кости и т.п.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дымковская игрушка Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, близ г.Вятка родившийся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в округе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Орнамент (от латинского ornamentum - украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, тела.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Узоры: Орнамент европейский, русские орнаменты и узоры: жар-птицы
Символ (от древнегреческого sumbolon) – это изображение, знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. Вторым значением слова "символ" является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Знаки и образы в географическом страноведении /Григорьев А.А Символика птиц в искусстве
Декоративное искусство – область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно-прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п.).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Предметы интерьера. Декоративная посуда

Стилизация (от французского style - стиль) – намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примеры витражей: стилизация городецкой Жар-птицы
Дизайн (от английского design - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) – термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной предметной среды. В узком смысле - художественное конструирование.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Арт-деко - стилистическое течение в искусстве, архитектуре и дизайне
Формообразование – то, что получило определенную форму, структуру.

Проект (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] projectus брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий)  это уникальная (в отличие от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], создание определённого, уникального [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.



Канон (от греческого kanon - правило, мерило) – в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения; также произведение служащее нормативным образцом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Голова Птолемея
Золотое сечение, золотая пропорция - деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление, деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АБ относится к меньшей БС так, как весь отрезок АС относится к АБ (то есть АБ:ВС=АС:АБ). Приближенно это соотношение равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы впервые были использованы в античном искусстве и затем легли в основу композиционного построения многих произведений мирового искусства. Термин ввел Леонардо да Винчи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Леонардо да Винчи - Мона Лиза
Золотое сечение - божественная мера красоты, сотворенная в природе
Модулор, модулёр, модюлор (франц. modulor) – система пропорций, предложенная в 1940-х гг. французским архитектором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и его сотрудниками. М. основывается на размерах и пропорциях человеческого тела (исходные величины условный рост человека, его высота до солнечного сплетения и с поднятой рукой, принятые равными 183, 113 и 226 см), на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и рядах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М. последовательно использован в ряде построек самого Ле Корбюзье и оказал известное влияние на практику мировой архитектуры и особенно дизайна.

Пропорции (от латинского proportio - соотношение, соразмерность) – соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гармония (от греческого harmonia - связь, созвучие, соразмерность) – стройная согласованность частей художественного произведения. В зодчестве гармония предполагает масштабное соответствие здания окружающему пейзажу, цельность и единство композиционного замысла, соразмерность отдельных частей здания между собой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древнерусское зодчество в Коломенском.
Источник света – излучатели электромагнитной энергии в оптической части спектра. Различают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] света естественные ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], атмосферные электрические [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и искусственные, превращающие энергию какого-либо вида в энергию оптического излучения (лампы накаливания, люминесцентные лампы, газоразрядные лампы высокого давления и др.).


Светотень – градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой. Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от характера освещения, специфики объемной формы предметов, его фактуры и состояния атмосферы. К возможностям светотени прибегали уже античные живописцы. Светотень и ее теория разрабатывались мастерами Возрождения (Леонардо да Винчи), и с этого времени светотень широко использовалась художниками как одно из средств, определяющих выразительность художественного произведения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портрет Маркизы Брихиды Спинолы Дории.1606 Светотень - Светлана Анатольевна Кучина
Блик элемент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] яркого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чаще всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на предмете.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рефлекс (от латинского reflexus - обращенный, повернутый назад, отраженный) в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т. д.). Термин применим как к самой натуре, так и к ее изображению. Точное и тонкое воспроизведение рефлексов способствует передаче объема, богатства цветов и оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иван Агеев Живопись Картина 'Отражение' Холст Масло
Тень  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта (тела или вещества; например, в газообразном или жидком состоянии) между нею и источником света. Контурами своими тень в той или иной степени, и с учётом ряда условий, повторяет контуры этой преграды света.
В случае наличия касания между объектом и поверхностью, тень непременно имеет «касание» и с ним, а в случае отсутствия такового  объект отбрасывает на поверхность тень также в виде силуэтной фигуры, повторяющей его очертания, и отвечающей всем вышеуказанным условиям, но изолированного от него (ряд поправок вносит фактор отсутствия этого контакта, влияющего на однородность и цветность силуэта).
Тень будет полностью или частично покрывать объекты, находящиеся между нею и объектами, ближайшими к источнику излучения. Она возникает и на поверхности самого объекта  со стороны противоположной источнику света, причём при наличии одного такого источника и непрозрачности объекта, она будет глубже, нежели  ложащаяся на самостоятельную поверхность, но теневая сторона объекта может также получать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от этой поверхности или от других объектов.


Перспектива (от латинского perspicio - ясно вижу) – система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Перспектива в изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника к воссозданию образа реального, видимого мира. В классическом виде (как прямая, линейная или научная) она сложилась в эпоху Возрождения. Для получения изображения предмета на плоскости проводят из выбранной точки пространства - центра перспективы - лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту плоскость, на которой желают получить изображение; в пересечении плоскости с проведенными лучами получают искомое изображение. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в так называемых точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода. Первые опыты построения перспективы предпринимались в искусстве Древней Греции (с VI века до н. э.). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы (влияние воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита).
(Воздушная перспектива)


(линейная перспектива) (угловая перспектива)

Линия горизонта - воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Аспект//точка зрения (от лат. aspectus вид) – точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, изучаемого определенной наукой: философский аспект, экономический аспект и пр.

Цветовой круг  способ представления непрерывности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] переходов, а также модели [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], причем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] связывает крайние (красный и фиолетовый) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
цветовые круги из 6, 12, 24 цветов по Гете
(цветовой круг 6) (цветовой круг 12)

(Цветовой круг 24)



Композиция (от латинского compositio - составление, сочинение) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Важнейший организующий момент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы композиции (цельности, типизации, контрастов, подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу) в художественном произведении складывающиеся в процессе художественного осмысления действительности, в той или иной мере отражают объективные закономерности реального мира. Эти закономерности выступают в образно-претворенном виде, связанном со спецификой того или иного вида искусства, художественной идеей, материалом произведения и др., отражающем эстетические принципы эпохи, стиля, художественного направления. 2. Произведение искусства, конечный результат деятельности художника.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Сикстинская мадонна» - самая знаменитая картина Рафаэля Луиза Гельц. Композиция

Дина
·мика (от греч.
·
·
·
·
·
·
·  сила) – состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов

Ста
·тика (от греч.
·
·
·
·
·
·, «неподвижный»)  раздел механики, в котором изучаются условия равновесия механических систем под действием приложенных к ним сил и моментов.






Типизация (от греческого typos - отпечаток, форма, образец) – способ художественного обобщения действительности, выявления характерного, существенного в жизненных явлениях и предметах, осуществляемый с помощью специфических (для каждого вида искусства и жанра) изобразительно-выразительных средств. Типизация предполагает индивидуализацию, а вместо широко применяемых в массовом производстве стандартизации и шаблонизации - неповторимость, уникальность создаваемых художником эстетических ценностей, "продуктов" искусства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шишкин «Сестрорецкий бор», живопись.
Гипербола (от греческого hyperbole - излишек, преувеличение) – стилистический, художественный прием, основанный на преувеличении реального признака, которому приписываются невозможные в реальности значения и размеры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
"Портрет Ф. И. Шаляпина" работы Кустодиева.
Для Кустодиева Шаляпин воплощение русского богатырства, духовного и физического. Поэтому Шаляпин нарисован во весь рост и в сопоставлении с веселящимся народом, который изображён на заднем плане картины, выглядит как гигант, великан. Можно было Шаляпина изобразить только на фоне деревьев, домов, и всё равно этот гиперболический образ богатыря сохранился бы, но Кустодиеву понадобилось показать ещё и народ, потому что Шаляпин плоть от плоти этого народа. Он как бы корнями врос в народную культуру. За спиной Шаляпина изображены сцены народного гуляния с балаганным представлением. А балаган это народный театр. Он напоминает, во-первых, о том, что Шаляпин артист, во-вторых, о том, что истоки искусства Шаляпина в народной культуре и служит оно народу.
Художник показывает нам, что Шаляпин концентрированное выражение духовных сил народа. Шуба Шаляпина распахнута. Это указывает на его горячий и открытый характер, широту его русской души.
Рисунки углем от Роберта ЛонгоЛаптев А. «Рисунок пером». Иллюстрации - А. Лаптев + мировая классика. - 1962 г.Рисунок 7Рисунок 13Рисунок 7Картинка 2 из 29531Рисунок 13Рисунок 16Картинка 33 из 17041Рисунок 19Рисунок 22Reene windynight scratchboard.jpgРисунок 25Рисунок 37Рисунок 10Рисунок 1Голландская живописьРисунок 13Рисунок 25Рисунок 31Рисунок 34Картинка 106 из 215518Картинка 6 из 23023Картинка 2 из 216093Картинка 17 из 38381Картинка 84 из 52020Рисунок 4Картинка 26 из 20515Картинка 6 из 155153Рисунок 10Картинка 124 из 45581Рисунок 7Рисунок 16Рисунок 25Нажмите, чтобы увеличитьРисунок 31Рисунок 34Картинка 7 из 6040Картинка 67 из 302Картинка 59 из 302Рисунок 34светотень в рисункеРисунок 37Рисунок 22Рисунок 25Рисунок 31Рисунок 13Рисунок 7Рисунок 4Картинка 18 из 56587Картинка 29 из 29679Рисунок 28Картинка 3 из 11Іђ Заголовок 1‚ђ Заголовок 315