Статья на тему Системно-деятельностный подход как условие эффективности процесса обучения, в организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе.

А.В. Резниченко
Учитель, МБОУ «Бехтеевская СОШ»
Системно-деятельностный подход как условие эффективности процесса обучения, в организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе.
Очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний приводит к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Задача системы образования состоит том, чтобы научить учиться, а не в передаче объема знаний. Становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Образовательная система «Начальная школа 21 века» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.
Нам необходимо оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования формирование умения учиться![1]
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях знаменитых психологов и педагогов (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.[2]
Используя на уроках системно - деятельностный подход, мы решаем следующие задачи:
- предлагаем дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряем самостоятельный поиск путей решения поставленных проблем;
- осуществляем личностно-ориентированную направленность;
- помогаем каждому ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- используем включение в образовательный процесс ИКТ;
- используем метод проектов, который помогает эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- способствуем развитию творческих способностей;
- побуждаем детей к самооценке, анализу ошибок.
Все эти задачи решаются в процессе совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
При реализации новых стандартов учитель начальных классов играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует обучающегося к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.
Настоящий современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.
Учителя методического объединения начальных классов МБОУ «Бехтеевская СОШ» придерживаются основного принципа новых стандартов: открывать знания, а не получать. Содержание образования в школе не изменилось, а изменился подход. На уроке чаще звучат вопросы: «Что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации?». Наибольшее внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа всегда сочетается с коллективной, групповой и работой в парах.
Получать знания обучающимся помогает современная техника, компьютеры, интерактивные доски. Ученикам становится интересно, все хотят выйти к доске. Учебный процесс активизируется.
Системно-деятельностный подход приводит и к пониманию того, чем являются слова стандарты образования. Действует одна формула: компетенция деятельность компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.[3]
На уроках литературного чтения и русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Совсем недавно основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Сейчас надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя начальных классов – развивать у обучающихся такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых в ситуациях вне школы.
·Эти читательские умения служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, и являются важным условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.
Важная роль в учебном процессе отводится играм, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для обучающихся начальной школы. Например, графический диктант «Плюс-минус», игра «Третий лишний», «Поиск слов», «Буксир», «Угадай-ка» и другие. Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для обучающихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения. Задача учителя не только формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт обучающийся. Дать возможность обучающимся делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовый материал.
Данный подход позволяет на первой ступени общего образования:
- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
- на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
К числу планируемых результатов освоения образовательной программы можно отнести:
1)личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
2)метапредметные результаты  освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. [4]
В целом, системно-деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. [5]
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

ЛИТЕРАТУРА

Арефьева О.М. Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010.
 Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // - М.: Академия, 2010.
Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.:Просвещение,2010 













15