Выступление на РМО«Межпредметные связи как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников»


«Межпредметные связи как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников»
(выступление на РМО 2016г)

Подготовила: Думинникова С.В.
МБОУ СОШ № 3
г. Сальск 2016г
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять, как добывать информацию, интегрировать или создавать. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия.
Межпредметность в начальной школе даёт возможность для внедрения метапредметных связей, включающих межпредметную интеграцию. Мы, учителя должны научить ребёнка мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, оценивать свою работу и работу других. Учёные подсчитали, что интеллект ребёнка развивается к первому году жизни на 20%, к четырём годам – на 50%, к восьми годам – на 80% и к тринадцати – на 90%.
В своей работе я использую межпредметные связи как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников.
Метапредметные связи включают:
«Знак» - способность схематизации;
«Знание» - способность работать с понятиями, систематизировать знания;
«Проблему» - дети учатся обсуждать вопросы, осваивают технику позиционного анализа, ведут диалог, развивают способности проблематизации, целеполагания, самоопределения;
«Задачу» - знания о типах задач, способах их решения, конструирование решения, достижение цели.
Придавая огромное значение такой форме активизации учебно-воспитательного процесса, в основу своей деятельности я ставлю задачу развития интереса к процессу познания.
В эффективности ученической деятельности большое значение имеет реализация принципа межпредметных связей в обучении и правомерны попытки нетрадиционного решения обновления содержания обучения, которые находятся на пути «межпредметной интеграции». Интеграция учебных дисциплин может быть полной или частичной. Этой цели, прежде всего, и должны способствовать формы и методы обучения.
В первом классе основными предметами являются уроки математики и обучения грамоте. Например, на уроке по теме «Число 6» оказалось возможным установить связь между четырьмя предметами: уроком чтения, технологии, изобразительного искусства и окружающего мира. Дети на уроке заучили стихотворение С.Маршака «От одного до десяти», практически получили число 6, добавив к пяти кружкам из дидактического материала кружок, который самостоятельно вырезали на уроке. Выполнили штриховку этих кружочков, вспомнили, что в неделе 6 рабочих дней.
Часто на уроках мной используются кластеры, которые составляются совместно с учащимися. Так на уроке литературного чтения в третьем классе по теме М.Пришвин «Моя Родина» составляется кластер, где в верхнем ряду схемы помещены слова, с которыми понятие «родина» ассоциируется у учащихся (это помогает учителю выявить знания, которые уже есть у детей), дальше ставится цель: узнать, как автор описал свою Родину. Учащиеся самостоятельно читают текст и находят ответы, заполняется нижний ряд кластера, вносятся основные понятия и выводы. По ходу работы устанавливается связь с русским языком посредством подбора синонимов к слову «родина», подбором однокоренных слов, выявляется главная мысль произведения, что охранять природу – значит охранять Родину, идёт связь с окружающим миром, выборочно зачитываются строки из произведения о природе, проводится беседа о защите природы, используется ИКТ – выводится на экран картина художника нашего города, нашего знаменитого земляка В.К.Нечитайло с изображением сальской степи, прослеживается связь с уроком изо, связь с жизнью, обсуждается, что художник изобразил на своей картине, как выглядит наш родной край. В конце урока , используя готовый кластер, проводится рефлексия. Предлагаемая работа позволяет организовать обучение в форме учебно-поисковой деятельности, которая, по своей сути является коллективно-распределительной, рождает у учащихся взаимный интерес к работе друг друга.
Пути решения межпредметных связей на уроках технологии различны: изготовление и использование наглядных пособий, перфокарт, сигнальных карточек и т.д. Возможны пути установления связи с уроками обучения грамоте и развития речи учащихся, с уроками математики. Например, используя материал плоскостного моделирования, опираясь на изученный материал, совместно с учащимися можно составить азбуку, рисунки которой составлены из геометрических фигур. А – аист из треугольников, Б – бабочка из треугольников и прямоугольника и др. При этом у детей развивается наблюдательность, память, мышление, воображение, сообразительность. Всё это способствует более активному и сознательному запоминанию буквы и звука.
Такая работа на уроках повышает интерес детей к сознательной поисковой работе, вносит в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию.
Интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи успешно используются для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах, снимается утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.
Метапредметность и межпредметность направлены на новый подход к обучению, направленный на воспитание всесторонне развитой личности, ориентированы на формирование разных компетенций младших школьников, требуют организации коллективно-распределительных форм деятельности, что создаёт оптимальные условия для получения предметных, метапредметных и конечно же личностных результатов обучения, для формирования универсальных учебных действий. Это означает, что знания не даются в готовом виде. Они получаются в совместной деятельности с одноклассниками и учителем как организатором и соучастником процесса обучения, учитель получает возможность научить младшего школьника думать, строить рассуждения, аргументировать свою точку зрения, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, решать учебные и практические задачи.