Доклад на районный семинар учителей химии

МКОУ «Кегультинская СОШ»







Системно – деятельностный подход
в преподавании химии
в условиях введения ФГОС






Учитель химии
МКОУ «Кегультинская средняя
общеобразовательная школа»
Алхутова С.П.




“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить”.
А. Дистервег
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению»
В.Г.Белинский
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения»
Г. Лихтенберг.

Федеральный государственный образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемыми семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Основная задача современного педагога научить ученика самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценивать свои интересы и способности. Изменились и требования в преподавании химии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся. По-моему мнению, реализация системно-деятельностного подхода в преподавании химии позволит осуществить выполнение социального заказа.
ФГОС: пункт 7 “В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
- воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Понятие системно-деятельностный подход введено в 1985г. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В.Занков, А.Ф.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н.Ананьев)
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: “деятельность – личность”, т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
В учебной деятельности действие ребенка
строится из связанных между собой задач:
- действие связано с принятием цели и принятием решения
- эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия
- сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить? (обновление содержания)
Ради чего учить? (ценности образования)
Как учить? (обновление средств обучения)

Системно-деятельностный подход в преподавании предполагает более сложную задачу, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму химической информации. Для формирования у учащихся навыков системного анализа, способности к критическому мышлению, на уроках должны использоваться разнообразные типы деятельности: исследовательской, проектной, проблемно-поисковойи пр. Закономерным результатом использования системно-деятельностного подхода является формирование личного ученического опыта: опыта творческой деятельности, отношения к миру, природе, жизни. Задача учителя помочь организовать собственные поиски обучающихся, управлять ими, развивать познавательную деятельность. На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, четко фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Технология такого рода вызывает у учащихся желание работать с различными источниками информации (специальными текстами, отдельными разделами учебника, видеофильмами, учебными электронными пособиями, лекциями и т. д.), побуждает их активнее усваивать новый материал. В ходе урока учащиеся привлекаются к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Это даёт возможность учесть индивидуальные особенности познавательные интересы учащихся .
Основные результаты применения системно-деятельностного подхода осознание учащимися ценности совместного труда, овладение умением организовываться и сплачиваться в процессе коллективного решения задач, вместе анализировать результаты изучения темы. В процессе обучения создаётся атмосфера учения, в которой учащиеся активно работают, размышляют над процессом обучения, что-то подтверждают или опровергают, расширяют круг знаний, знакомятся с новыми идеями, обретают правильные представления об окружающем мире.
Как получить новый образовательный результат?
Для этого нужно ответить на 3 вопроса:
- Зачем учить (цель)
- Чему учить (изменение содержания)
- Как учить (изменение методики)
Что важно знать и уметь учителю:
1.Знать принципы деятельностного подхода.
2.Уметь реализовывать его на практике.
3.Освоить новую систему оценивания – критериальную.
4.Освоить принципы организации диалога на уроке.
Чему должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание.
Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетно целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС как признают авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть этим непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором, распределителем. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.
Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности. Помочь учащимся получить хорошие знания, развить логические когнитивные способности, сохранив при этом психофизическое равновесие, может современная образовательная технология, « Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Системно - деятельностный подход, лежащий в основе данной технологии, позволяет изменить характер взаимодействия между учителями и учащимися, переводит коммуникативную систему урока в диалоговый режим, при этом создает в классе обстановку высокой культуры общения, доверия и доброжелательности, что в итоге работает не только на успешность в освоении предмета, но и на сохранение здоровья участников обучения.
Технология основана на базовой трёхфазовой модели деятельности. Каждая фаза (стадия) имеет свои, чётко определенные функции, соответствующие этапам когнитивной деятельности учащихся, включая в себя индивидуальную, групповую и коллективную стадии проработки. Для каждой стадии предлагается свой инструментарий, позволяющий с максимальной эффективностью реализовать её цели с учётом особенностей изучаемой темы.
Первая стадия- вызов смысла - пробуждение интереса к новому материалу, вызов уже имеющихся у школьников знаний по данной теме, совместное выдвижение целей обучения.
Вторая стадия- реализация смысла – получение новой информации и классификация её по категориям.
Третья стадия- рефлексия – обмен мнениями об изученном материале, присвоение нового знания, побуждение к дальнейшей познавательной деятельности и определение её направления.
Применение технологии РКМЧП на уроках химии позволяет решить целый ряд задач образовательного и развивающего характера, а также способствует созданию условий, сберегающих психологическое и физическое здоровье школьников. Разнообразие стратегий и приёмов снимает чрезмерное напряжение и утомление. Чередование различных видов работы избавляет от перегрузок. В атмосфере доверия и взаимопонимания мыслительная деятельность учащихся активизируется и становиться продуктивнее. Ученики начинают говорить, не боясь ошибиться и выглядеть недостойно, учатся слушать друг друга и принимать чужую точку зрения. Они работают индивидуально, в парах, группах постоянного и переменного состава, выступают то в роли ученика, то в толи учителя, осуществляют процессы взаимообучения и взаимоопроса, развивают коммуникативность, учатся отвечать за свои слова и действия, приобретая уверенность в себе и повышая самооценку. При такой организации учебного процесса учитель из лица, господствующего в классе, из единственного и непререкаемого источника знаний превращается в сотрудника, инструктора и организатора. А главное, в ходе такого обучения происходит освоение и развитие логических операций, необходимых для успешного обучения химии .
Используя эту технологию, необходимо помнить: не всякая тема укладывается в рамки данной технологии.
Наиболее проблематичным для использования технологии РКМЧП при обучении химии представляется материал 8 класса в силу того, что учащиеся ещё не овладели химической терминологией, понятиями и категориями. Но включение в учебный процесс даже отдельных элементов технологии даёт замечательные результаты.
Рассмотрим некоторые примеры использования технологии РКМЧП на уроках химии.
В учебнике « Химия-8 » есть параграф, который называется «Степень окисления». В первой части идет речь именно о данном понятии, во втором- о бинарных соединениях. Изменим порядок изложения и начнём с конца.
Записываем на доске: «Бинарные соединения». Предлагаем учащимся осуществить прогноз по названию (предположить по названию предмет изучения) и напоминаем, что неправильных мыслей не бывает. Все высказывания записываем на доске и в тетрадях, их немного:
I. «Би» означает «два»;
II. Соединяются две молекулы;
III. Молекулы состоят из двух атомов;
IV. Молекулы состоят из двух атомов двух химических элементов;
V. Молекулы состоят из двух атомов двух элементов, число атомов не имеет значения;
Вводим дополнительное ключевое слово: сложные вещества. В силе остаются два последних прогноза. Предлагаем сформулировать два определения и сравнить с тем, которое дано в учебнике.
Записываем на доске формулы NaCl, CaF2, AlBr3. Под каждой формулой подписываем название вещества, просим учащихся сформулировать правила номенклатуры бинарных соединений. Диктуем названия веществ, образованных водородом, кислородом, азотом, серой, углеродом.
Записываем на доске следующие формулы: Li2O, Ca2P3, Na2S, ZnS, NaH, P2O5. Даём задание назвать вещества, работая в парах. После проверки результатов просим внимательно посмотреть на доску и , по-прежнему работая в парах, сформулировать несколько вопросов. Нетрудно предугадать, что вопросов возникает всего два: почему в одних формулах есть индексы, а в других нет? Когда их ставить, а когда не ставить?
Плотный и динамичный, урок пролетает незаметно и приносит большое удовлетворение всем участникам процесса. Умение составлять формулы бинарных соединений и давать им названия осваивают все.
Одна из основных идей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы окружающие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление ничего не принимает на веру. Используя его, человек ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы при помощи исследовательских методов и определённых приёмов работы с источниками информации. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на все вопросы ученика преподавателем. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни.
Учёные – педагоги выделяют следующие признаки критического мышление:
мышление продуктивное (формирует позитивный опыт из всего, происходящего с человеком),
мышление самостоятельное и ответственное (работа на первом этапе индивидуальна, ученик берет на себя ответственность за свой результат обучения),
мышление аргументированное (продуманные решения подтверждены убедительными доводами),
мышление индивидуальное (формирует личностную культуру работы с информацией), мышление социальное (работа осуществляется в парах и группах, взаимодействие в форме дискуссии).
Модель занятия с использованием технологии РКМЧП строится на основе трёхфазного процесса: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия, следующих последовательно друг за другом.
Стадия вызова предназначена для настройки учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Здесь учащимся предлагается вернуться к уже накопленным по теме знаниям и проанализировать свои мысли или чувства при помощи некоторых приёмов (например, составить рассказ по ассоциациям, высказать версии в процессе мозгового штурма, объяснить опыт или явление, дать понятие по ключевым словам, выстроить правильный порядок понятий или веществ в перепутанной логической цепи, привести вопросы к теме урока, сформулировать цели урока и т.д.)
Основная задача стадии «Вызов» заключается в том, что тему урока учитель не сообщает, а пытается, используя различные приёмы, добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Вот несколько методик самостоятельного подхода к определению темы урока.
Наиболее простым является приём «Вставь пропущенное слово». Например: «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент хлор. В атоме хлора находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне – 7 электронов. Из строения атома следует, что хлор – типичный неметалл. Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl2. Вещество хлор по физическим свойствам – газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. Хлор и его соединения применяются для дезинфекции помещений».
Текст должен быть размножен в бумажном варианте или спроецирован на экран в виде слайда. Подставив нужные слова, учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».
2. Эксперимент. Самостоятельной постановки проблемы можно добиться путём проведения нескольких опытов. Например. При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию “Кислоты”. Посмотрите на экран. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственные средства. А что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.
А затем, учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.
2. На уроке в 10 классе тема “Алкены”.
Я начинаю со слов. На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах.
Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами.
Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира).
На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.
Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема урока “Алкены”.
4. Урок в 8 классе.
Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.
Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды - NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.
Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции “серебряного зеркала” добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта?
Тема урока: “Взаимодействие металлов с растворами солей”.
5. 8 класс. Изучение темы «Превращения веществ» начинается с проведения ряда лабораторных опытов (горение древесины, визуальный анализ ржавого гвоздя, испарение и замерзание воды, взаимодействие кусочка мела с соляной кислотой, реакция хлорида бария с серной кислотой). Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать причину деления всех явлений на физические и химические и разделить их на группы. Учащиеся, проанализировав результаты экспериментов, безошибочно устанавливают основной принцип деления всех явлений.
6. 8 класс. «Реакции ионного обмена», говоря об условиях протекания обменных реакций, ученикам предлагается провести несколько опытов (взаимодействие гидроксида калия с сульфатом меди, взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой) и сделать выводы о трех случаях реакций ионного обмена, идущих до конца.
7. 9 класс. «Амфотерные оксиды и гидроксиды», в ходе химического эксперимента учащиеся формируют проблемную ситуацию. Убедившись в видимых признаках течения химических реакций (гидроксид цинка плюс соляная кислота, гидроксид цинка плюс гидроксид натрия) учащиеся делают вывод, о способности гидроксидов некоторых металлов проявлять двойственные свойства и основные и кислотные в зависимости от сореагента.
Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.
Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды – NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.
Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта? Тема урока: «Взаимодействие металлов с растворами солей».
3. Составление кластера. В центре доски или слайда записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке. Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются, определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
4. «Мозаика». Учащимся предлагается несколько блоков информации по изученным вопросам, исходя из чего, после соответствующего осмысления, формулируется тема урока.
На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, поступающей из какого-либо источника (книга, журнал, видеосюжет, фильм, рассказ учителя, Интернет- страница и т.д.). Работа идёт как индивидуально, так и в парах и с классом. При работе с информацией происходит установление логических связей между имеющимися и полученными знаниями при помощи приёмов (заполнение концептуальных таблиц, составление развёрнутых схем – кластеров, использование двойного дневника для описания понятий из текста и своих комментариев, поиск полярных мнений по решаемой проблеме и т.д.)
Согласно теории развивающего обучения, не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. Отличительная особенность таких задач – ориентация не на содержание, а на универсальные способы (приемы) учебной деятельности. Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:
- классифицируйте и укажите основание для классификации;
- сравните;
- обобщите объекты;
- продолжите ряд, фразу;
- дополните ряд, определение;
- определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
- установите соответствие между процессами, явлениями;
- установите последовательность этапов, процессов, явлений.
Основная функция учебных задач – формирование и развитие приемов обучения, учебной деятельности и мотивация учащихся на сам процесс обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования тренируемых операций.
Организуются лабораторные и практические работы с элементами исследовательской деятельности.
Практические работы, выполняемые по инструкциям учебников, ограничивают самостоятельность учащихся, т. к. содержание этих работ предполагает в основном исполнительную деятельность. Вопросы, связанные с развитием мышления учащихся решаются на основе все возрастающей их самостоятельности при выполнении этих работ. В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических работ.
Проводятся уроки с проблемными ситуациями.
Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях.
1. При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями. Например, ученикам известно, что все основания взаимодействуют с кислотами. Опыт взаимодействия гидроксида алюминия с гидроксидом натрия вызывает недоумение, т. к. в реакцию вступает нерастворимое и растворимое основания.
2. При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения. Например, при взаимодействии растворов солей аммония и щелочей происходит выделение газа. Учащиеся затрудняются объяснить сущность данного опыта, т. к. до сих пор они сталкивались только с тем, что при взаимодействии растворов солей и щелочей должен образоваться осадок.
3. При расхождении между теоретическими и практическими знаниями. Например, в представлении учащихся вода является растворителем многих веществ, в том числе и солей. Растворение солей они относят к физическим явлениям. Наблюдение гидролиза солей вступает в противоречие с имеющимися практическими знаниями.
Завершает урок «Рефлексия». Формирование у школьников критического мышления включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний.
Формы проведения рефлексии.
1.«Вырази своё отношение к полученным знаниям»
2.«Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала»
3.«Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)»
4.Синквейн
Синквейн – это способность резюмировать информацию, излагать идеи, возникшие эмоции в нескольких словах.
Синквейн – это синтез коротких выражений, которые показывают суть проведённой работы.
Правила написания синквейна:
1.Название. Тема (существительное) - 1 слово
2.Описание (прилагательное) - 2 слова
3.Действие или состав - 3-4 слова
4.Отношение к теме - 2-3 слова
5.Синоним темы - 1-2 слова
Например, «Химический элемент»:
- наиболее простой
- имеющий постоянный заряд ядра атома
- образует простые и сложные вещества
- вид атома
На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что полученную информацию и, что самое важное, сам процесс её усвоения
Это позволяет снять ответственность за оценивание работы с педагога и передать её непосредственно в руки учащихся, дав им возможность оценить и себя и товарищей в плане накопленных знаний и освоения новых приёмов, а также решить, где остались проблемы, и требуется дополнительная работа. Поэтому рефлексия часто даёт возможность вернуться к осмыслению или выйти на новый вызов.
Используются такие приёмы как сочинение стихотворных форм с личностной эмоциональной окраской (даймонд, синквейн), написание литературного отчёта по проблеме – эссе, оформление выходных карт с урока или таблиц самооценки и представление письменных очерков или статей по проблеме.
Например, на уроках химии в 8 и 9 классах выполнены такие творческие задания:
даймонды
«Золото; белое, желтое; блестит, манит, ворожит; драгоценность, украшение.
Уголь; топливо, проводник; горит, согревает, лечит; чёрный, каменный.
«Химическая реакция; опасная, необходимая; превращает, искрится, греет; горение, гниение, испарение, плавление; замораживает, возгоняет, выпаривает; нужное, очищающее; физическое явление»;
синквейн
«Алюминий; серебристый, лёгкий; проводит, летает, готовит; очень полезен в хозяйстве; металл».
Также написаны свободные стихотворные формы, например, «Сода и уксус, не дружат ужасно; брызги летят, но хоть безопасно; шипит и бурлит это варево страстно; как на войне, но не напрасно; реакции в химии знать нужно всем; в хозяйстве помогут – не будет проблем»
Немаловажной особенностью данной технологии является то, что учащиеся несколько раз за урок работают индивидуально, в группах (парах или больших по числу) и на весь класс, решая проблему на всех уровнях и принимая мнения и способы работы одноклассников. Именно такую систему работы необходимо соблюдать при использовании данной технологии, чтобы добиться результатов.
Технология предлагает множество интересных приёмов для всех стадий урока, комбинируя которые, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников и степенью овладения ими предметом, а также объёмом подлежащего усвоению конкретного материала.
В процессе овладения данной технологии с опытом приходит понимание принципа основных методов и приёмов, что даёт возможность усовершенствовать известные приёмы и даже придумывать собственные для использования на разных стадиях урока. Например, для использования на уроках химии эффективно используется приём «чёрный ящик» (любой химический объект, химическое соединение или тело помещается в специальный ящик, предлагается история о нём или система вопросов, ученики выдвигают гипотезы или работают с текстом истории, заполняют таблицы и т.п.), который подходит для любой стадии урока.
Также можно использовать и привычные всем учителям задания в виде тестов, химических задач, цепочек превращений и др., используя их на стадии вызова и анализируя при рефлексии.
Любое задание для работы в рамках технологии РКМЧП, основанной на системно – деятельностном подходе в обучении должно включать следующие компоненты: ситуация выбора, который учащиеся делают на основе своих жизненных ценностей; выполнение при помощи основных мыслительных приёмов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др.)
Классический вариант использования технологии не всегда возможен на уроках химии, что обусловлено спецификой предметного материала, но использование элементов технологии и отдельных приёмов также приносит свой результат. Кроме того, достижение заявленного результата невозможно на предметах естественного цикла без интеграции технологии РКМЧП с другими современными интерактивными технологиями: групповая работа, дискуссия, проектная деятельность, ИКТ (создание и использование учебных электронных ресурсов).
Использование технологии РКМЧП на уроках химии приводит к следующим результатам.
На каждом уроке, работая индивидуально, в группе единомышленников или «противников», со всем классом, учащиеся не только становятся субъектами образовательного процесса наряду с педагогом и учатся критически мыслить, но и развивают самооценку, коммуникативные умения и толерантность по отношению к окружающим, ценностно-творческое отношение к окружающему миру, учатся ставить перед собой и окружающими проблемы и находить пути их решения, оценивать свою деятельность и работу окружающих (в том числе и учителя), выстраивают свои индивидуальные траектории развития и достижений по предметам, учатся брать на себя ответственность за индивидуальный и групповой результат.
Проверено на практике, что, работая в рамках данной технологии, учитель даёт возможность достигнуть образовательного успеха даже слабым учащимся на определённом этапе урока (особенно в создании творческих отчётов на стадии рефлексии), что потом способствует переходу успешности и в предметное содержание. Учащиеся разной подготовки по предмету находят свою ситуацию успеха, что в целом повышает качественную и количественную успеваемость, снижает тревожность и эмоциональное напряжение на уроке, создавая оптимальные условия для работы.
Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.
Целью деятельностного подхода в обучении является самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у учащегося должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для формирования понятия “уравнение химической реакции” являются понятие химическая формула, индекс, коэффициент, химическое уравнение. У школьника знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании. Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс созидания нового знания.
Стандарт нового поколения и есть стандарт , который помогает научиться учиться, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии порождается знание.
Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетно целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Из пассивного потребителя знаний уч-ся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Учителю среднего и старшего звена необходимо сейчас начинать готовиться к переходу на системно - деятельностный подход, поскольку начальная школа уже третий год работает по новым стандартам. Вскоре с этими детьми работать нам.
В арсенале учителя химии достаточно различных учебно-методических комплектов, по которым они работают.
Учащимся, в свою очередь, следует помнить, что усвоение знаний происходит только в процессе собственной деятельности, чем больше самостоятельности, тем лучше идет усвоение материала. Самостоятельность необходимо проявлять и на уроках, активно участвуя при обсуждении нового материала, и еще больше самостоятельности потребуется при выполнении домашнего задания. Нельзя учить текст наизусть, следует разобраться в логике, понять ее. Самостоятельное выполнение домашнего задания способствует развитию интеллекта. Это залог будущих успехов в жизни. Ваш интеллект - ваша гордость. Нет ничего увлекательнее, чем приключение мысли.
























Рисунок 115