Цикл уроков по рассказу А.П.Чехова Скрипка Ротшильда
Образование: взгляд в будущее_Методические разработки по предметам_
Омск_МОУ «Лицей № 64»_Дергачева Татьяна Николаевна
Предлагаем на конкурс цикл уроков для учащихся 9 класса
Тема цикла уроков:
«Структурные мотивы рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».
(ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Авторы: А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева, В.В.Леденева, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов. Под редакцией А.Г.Кутузова.)Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Обучение проводится в рамках развивающей концепции. Компоненты развивающего образования: обучение осуществляется в процессе деятельности, уроки проходят в режиме организованной коммуникации (автор – понимающий – критик), организация подразумевает рефлексию (осознание собственной деятельности с анализом и последующей коррекцией или одобрением), работу с понятиями (словом-символом, словом-деталью, систематизировать деятельность при помощи построения кластеров, схем, таблиц).
Стиль преподавания – диалог (ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – ученик). Учитель чаще выступает в роли консультанта.
Технологическая карта учебной темы
Цель Вскрыть глубинный концептуальный уровень рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда» путем анализа структурных мотивов.
Задачи уроков:
во-первых, выявление и описание структурных мотивов произведения;
во-вторых, изучение их функций, их формально-содержательного значения.
Урок № 1 Урок № 2 Урок № 3
Тип урока Комментированное чтение художественного текста Урок-исследование ВзаимообучениеЦель Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость рассказа А.П.Чехова.
Содействовать развитию у школьников умений использовать методы познания, а именно метод анализа художественного произведения, и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы.
Создать условия целостного восприятия рассказа Чехова «Скрипка Ротшильда».
Метод
Метод творческого чтения Эвристический метод Исследовательский метод
Задача
учителя Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения
Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его,
учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в доказательной речи - устной или письменной. Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них. (Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений)
Деятельность учеников 1. Чтение рассказа А.П.Чехова дома и в классе;
2. Составление кластера, преобразование его в таблицу.
1.Работа над текстом художественного произведения.
2.Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос.
3.Анализ образов рассказа, их сравнительная характеристика. 4.Конспективное изложение результатов анализа произведения Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения,
Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (сочинения-описания мотивов рассказа, формулировка выводов об идейном содержании рассказа).
Вызов Мозговой штурм, кластер Парная мозговая атака Свободное письмо. Записать за пять минут, не останавливаясь все, что приходит в голову по теме урока. Чтение записей сначала партнеру, потом группе. Создание ситуации групповой мозговой атаки.
Осмысление Двойной дневник,
Возвращение к кластерам и преобразование в таблицу Концептуальная таблица «Бортовой журнал» Запись своих мыслей. Что я знаю об этом теперь? Какие наиболее важные моменты я выяснил? Что мне могут подсказать товарищи?
Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации),
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информации) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации), определение направлений дальнейшего изучения темы Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Домашнее задание ИнсертМини-сочинение «Что дало мне знание о структурных мотивах рассказа Чехова для постижения глубинного смысла произведения?» Самостоятельный анализ рассказа Чехова «Студент»: прошлое, настоящее, будущее в произведении.
Урок № 1 Комментированное чтение рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».
Цель:
1.Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость рассказа А.П.Чехова.
2.Развивать наблюдательность; умение видеть явления жизни, изображенные в произведении; умение найти верные слова и выражения для передачи своих ассоциаций.
3. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности.
Ход урока.
Вызов
Учитель: Рассказ Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда» похож на ребус, а ключ к нему – в деталях, из которых почти каждая заставляет задуматься о смысле жизни.
На доске записаны слова: ребус, ключ, деталь, смысл жизни, ассоциация.
Мозговой штурм:
в течение трех минут дайте толкование написанным на доске словам или задайте вопрос товарищу, если затрудняетесь в определении лексического значения слов и выражений.
Изучение произведения надо начинать с его названия, поэтому составьте кластер из ассоциаций к каждому слову в названии произведения.
Например:
Скрипка Ротшильд
Музыка искусство душа капитал жестокость смерть
Примечание для учителя: переход к следующей стадии урока можно начинать только в том случае, если все учащиеся припомнили все, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили перед собой цель.
Ключ – перен.средство, возможность для разгадки, понимания чего-либо, для овладения чем-либо.
Ребус – перен. вопрос, задача, требующая разрешения, разгадки; то, что непонятно, загадочно.Ассоциация – основанная на нервно-мозговых процессах связь между отдельными психическими актами (представлениями, мыслями, чувствами), благодаря которой за одним следует другое, так или иначе с ним связанное. Ассоциация по сходству (Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой.- М.: Русский язык, 1985)Художественная деталь — изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, части быта, пейзажа, интерьера, портрета и т. п., несущая повышенную смысловую нагрузку, характеризующая не только весь предмет (характер, пространство, время в произведении), частью которого она является, но и определяющая во многом отношение читателя к нему. (Энциклопедия. Литература: интернет.)Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»,
«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
«Зачем (Для чего) мне жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл (материал из Википедии — свободной энциклопедии: интернет).
Осмысление.
Задание классу: нужно укрупнить кластер, добавив к нему контекстуальные синонимы.
Форма работы – двойной дневник. Нужно разделить чистую страницу пополам, слева записываем слова – контекстуальные синонимы, справа даем к ним комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
Чтобы активизировать эту работу и успеть выполнить до конца урока, необходимо разделить текст рассказа на части, а учащихся распределить в группы.Каждой группе выделить определенную часть текста и слово из кластера, к которому нужно искать синонимы. (Из опыта работы: класс делится на 6 групп, а текст на три части.)
Рефлексия.
Коммуникационная стадия.
Каждая группа называет цитату, устно объясняет, почему выбрала ее, какой вопрос возник в связи с ней. Все остальные преобразуют полученную информацию в таблицу.
Примерно таблица может выглядеть таким образом.
Скрипка - символ искусства Ротшильд - капитал
1.Скрипка
«с благоговением вешала его скрипку на стену».
словно ребенка «клал рядом с собой на постели»
«…когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче»
(символ высокого искусства)
2.Еврейский оркестр
«Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни…»;
3.Ребеночек с белокурыми волосиками, верба
(пробуждение человеческих чувств у Якова)
4.Уличное прозвище – Бронза
(памятник – недвижимое сооружение, но если в широком смысле монумент - это объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа)
5.Предсмертная мелодия
«Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку… Он заиграл… И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».
«вышло жалобно и трогательно»,
Яков играет для себя, а не для публики
(герой завершается не как гробовщик, а как талантливый музыкант)
6.Скрипка
«и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором»
«Скрипку отдайте Ротшильду»
(мотив примирения) 1.Фамилия известного богача Ротшильда
(банковский капитал; капитал, связанный с накоплением и капитализацией процентов.)
Книжка, в которую записывались убытки
(бухгалтерская отчетность с подведением годового баланса)
2.Моисей Ильич Шахкес(управляющий оркестром и бравший себе больше половины дохода)
«Плата по пятьдесят копеек в день, не считая подарков от гостей»
3.«А если бы все вместе – и рыбу ловить, и на скрипке играть, и барки гонять, и гусей бить, то какой получился бы капитал!».
(ориентация гробовщика на чуждую для него сферу капитала, поиск экономически выгодных производств)
4.Уличное прозвище – Бронза
(Бронзовый вексель, в торговле, безденежный, данный перед банкротством)
(бронза внешне напоминает золото, не являясь им, а золото ассоциируется с банковским домом Ротшильда)
5.Новая песня
Ротшильд не может повторить реквием Якова, выходит «нечто… унылое и скорбное».
Именно эта «новая песня» имеет успех в городе
Ротшильда «приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники». Они «заставляют играть» песню «по десяти раз», Ротшильд «давно уже оставил флейту и играет только на скрипке».
(Так искусство становится капиталом.)
6.Скрипка
«Купил он ее или украл, или, быть может, она попала к нему в заклад?»
(предположения обывателей оскорбляют Якова и опошляют игру Ротшильда)
Мотивационная стадия.
В таблице появилось слово мотив. Сколько мотивов, на ваш взгляд, в рассказе Чехова «Скрипка Ротшильда»?
Домашнее задание: 1. Уяснить значение слова «мотив», сочетания слов «структурный мотив».
2. Перечитать рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда», выделить детали.
3. Назвать структурные мотивы.
Урок № 2. Роль детали в определении мотивной структуры текста.
Цель: 1. Содействовать развитию у школьников умений использовать методы познания, а именно метод анализа художественного произведения, и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы.
2. Способствовать развитию научной, критической мысли учащихся, развитию их
литературных способностей, учить самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения.
3. Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.
Ход урока.
Вызов.
Парная мозговая атака. Учащиеся в парах составляют список деталей, называют мотивы рассказа, а также составляют список вопросов (5-7 минут).
Например: Детали начала рассказа. Марфа, печь, верстак, хозяйство, кровать, скрипка, пиликать, гроб, река, верба, младенчик. Как соотносятся эти детали между собой? Почему именно дерево верба упоминается Чеховым? И т.д.
Например. В рассказе выделяются следующие мотивы: времени, бесценности человеческой жизни, молчания, холопства, освобождающей смерти, примирения, природы, пробуждения души. Какие образы являются центральными в каждом мотиве.
Осмысление.
Графическая организация материала. Это способ сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при чтении текста.
Задание 1. Используя детали экспозиции рассказа «Марфа», « печь»,
«верстак», «кровать», «гроб», «хозяйство», составьте опорную схему «Художественная симметрия». Объясните, как вы выполняли эту работу.
Вот один из вариантов выполнения данного задания.
При составлении этой таблицы мы рассматривали экспозицию рассказа. Из нее мы выделили шесть слов попарно, так как они являются контекстуальными синонимами. Обратимся непосредственно к рассказу: «…жил он бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната, и в этой комнате помещались он, Марфа, печь, двухспальная кровать, гробы, верстак и все хозяйство». Примечательно, что на основании этого отрывка можно отметить смысловые пары: Марфа-печь, кровать - гробы, верстак-хозяйство.
Марфу и печь можно объединить в соответствии с мировосприятием Якова. Он привык к своей жене настолько, что относился к ней как к неодушевленному предмету, хотя она каждый день заботилась о муже: «…топила печь, варила и пекла, ходила по воду и рубила дрова». Бронза замечал Марфу, только если она ничего не делала. Её «безделье» он относил к убыткам.
Следующая пара слов: кровать и гробы – символизируют собой смерть. Перед кончиной человек оказывается на смертном одре, поэтому кровать становить последним прибежищем в жизни, а гроб - в смерти.
Замыкает столь интересный синонимичный ряд пара «верстак и хозяйство». Хозяйственным ведением Якова можно назвать весь город. Он живет в ожидании чьей-нибудь смерти, тщательно «опекая» своего будущего «клиента». А верстак - его главное рабочее место, этот стол необходим для создания новых гробов. Поэтому все хозяйство гробовщика базируется на верстаке.Хозяйство
Гроб
Печь
Верстак
Кровать
Марфа
печьmmmmmььМарфа
Гроб
Кровать
Хозяйство
Верстак
Задание 2. Выделите центральные образы названных вами мотивов рассказа. Составьте концептуальную таблицу «Мотив – образ – значение». Работа организуется в группах, каждая группа работает над разработкой одного мотива (всего 7 мотивов выделено, работаем в 7 группах). Все наработки соединяются в одну таблицу (используются возможности компьютера).
Пример таблицы.
мотив образ Цитата из текста, пояснения
Мотив времени Старики, Бронза, река «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни старики, которые умирали так редко, что даже досадно. В больницу же и в тюремный замок гробов требовалось очень мало. Одним словом, дела были скверные»
Указателем времени можно считать прозвище главного героя – Бронза, так как ему созвучно слово памятник – недвижимое сооружение. Но если в широком смысле монумент - это объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа, то Яков всего лишь гробовщик и скрипач на свадьбах, человек ничем не примечательный, заурядный.
В воспоминаниях Якова по реке ходили баржи, но теперь все стало «ровно и гладко», хотя она была «не пустячная».
Мотив примирения Яков Иванов. Ротшильд Русский гробовщик воплощает стереотипный для еврея педантичный материализм и меркантильность: он делает гроб жене, не дожидаясь ее смерти, все в жизни рассматривает как «убытки». А после смерти Марфы в его мыслях звучат отголоски псалма «На реках Вавилонских». Герой как бы перенимает еврейскую духовность и присущую ей музыкальность: он создает гениальную трагическую мелодию. Бронзе противопоставляется Ротшильд, «рыжий тощий жид», который вызывает жалость и отвращение у читателей из-за своей внешности и слабости характера
Мотив бесценности человеческой жизни.
Фельдшер Максим Николаевич Он не делает ничего для облегчения страданий больных, а наоборот способствует ухудшению состояния человека. Вредный старик бесчувственно говорит: « Пожила старушка. Пора и честь знать». Фельдшер Максим Николаевич наслаждается властью, полученной случайно, опирающейся только на безграмотность и заурядность таких людей, как гробовщик. Человеческая жизнь для него ничего не значит, не стоит и внимания со стороны врача.
Мотив холопства.
Яков, Марфа, фельдшер Яков пресмыкается перед врачом, тем самым доставляя ему удовольствие и право на еще большее унижение своих чувств. А образ несчастной жены, как нельзя лучше иллюстрирует бессмысленную, смертельную бездейственность. Если обратиться к толкованию имя Марфа, то оно ассоциируется с бесхитростностью и покорностью. Тихая и верная, она умерла без единой жалобы и мечты, только воспоминания о вербе и младенчике являются клочком так и несбывшегося счастья.
Мотив природы.
Гроб, скрипка, верба, одинокая березка, железный аршин, птица Гроб как символ «застывшей» природы становится смыслом жизни Якова Иванова, в нем заключается его существование: «хорошие, прочные» делал гробы для «благородных» и мерил с помощью «железного аршина». Но была в жизни Бронзы скрипка: «…когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче ». Может, этот звук напоминал ему скрип качающихся под ветром сосен?
«носились кулики, крякали утки» , но их становилось все меньше.
«верба зеленая, тихая, грустная».
прежде на Лысой горе синел старый сосновый бор, у реки, где теперь стоит одинокая березка, «молоденькая и стройная, как барышня»,
О Марфе: «захворал мой предмет, подруга жизни, как это говорится».
Мотив освобождающей смерти.
Марфа, птица «Лицо у нее было розовое от жара, необыкновенно ясное и радостное».
« …она сидела на табурете сгорбившись и тощая, остроносая, с открытым ртом и походила в профиль на птицу, которой хочется пить».
Мотив молчания.
Марфа, Яков, обыватели, оркестр Яков похоронил себя среди гробов, печи и верстака. Но что еще хуже: он увлек за собой в эту могилу жену. Оба они молчали так долго, что разучились общаться.
Тишины боятся все жители города. Существенной деталью является то, что в городе, где редко проходят праздники, есть оркестр.
Мотив пробуждения души
Яков, верба, младенчик «Как же я жил рядом с ней пятьдесят лет и ни разу словом добрым не обмолвился, всю жизнь считал убытки, скаредничал, тиранил и унижал жену, издевался над евреем Ротшильдом?». И перед лицом смерти Яков прозрел: « От жизни человеку – убыток, а от смерти – польза»
«…жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотреть назад – там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет».
Задание 3. Индивидуальное задание (это задание для ребят, которые могут работать творчески).
МЛАДЕНЧИК
ПИЛИКАТЬ
СКРИПКА
ГРОБ
ПИЛИТЬ
ДЕРЕВО
СМЕРТЬ
1. Выделить детали-символы и попробовать соединить их опорную схему.
2. Преобразовать концептуальную таблицу «Два образных центра» в схему. Например:
ОСК «Детали-символы»
ОСК «Два образных центра»
Скрипка
Бронза
Еврейский оркестр
Младенчик
Предсмертная мелодия
Ротшильд
Книга убытков
Детские гробы
Управляющий оркестром
Река
Новая песня
III. Рефлексия.
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации), определение направлений дальнейшего изучения темы.
Определение дальнейшего направления изучения темы: подготовиться к исследовательской деятельности, связанной с пониманием текста.
Написать синквейн, используя ведущий образ-символ.
: Синквэйн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово синквэйн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквэйнами, сначала объясните, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После чего предложите группе написать несколько синквэйнов. Эффективным средством введения синквэйнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквэйна . Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может познакомиться с парными синквэйнами.
Правила написания синквэйнов:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)
4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. Синквэйны очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) средств оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства творческой выразительности.
Примеры синквэйнов:
Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают. Нас притягивают эти звезды. Миры
Вода Необходимая, желанная Спасает, поддерживает, очищает. Мы не можем без тебя. Наша
жизнь
Россия Милая, неумытая. Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин.
Безвременье.
Домашнее задание: 1. Продумать план создания странички «Бортового журнала» «Структурный мотив» . 2. Написать черновик.
Урок № 3. В чем смысл жизни?
Цель:
Создать условия целостного восприятия рассказа Чехова «Скрипка Ротшильда».
Способствовать формированию умения обобщать, классифицировать сведения по степени их важности для решения практической задачи: формулирование выводов по теме уроков.
Содействовать развитию у детей умения работать в ситуации взаимодействия.
Ход урока.
Вызов.
Свободное письмо. Записать за пять минут, не останавливаясь все, что приходит в голову по теме урока. Чтение записей сначала партнеру, потом группе. Создание ситуации групповой мозговой атаки.
Осмысление.
«Бортовой журнал» Запись своих мыслей по разработанному на предыдущем уроке структурному мотиву. Связь мотива с темой урока. Работа в группах.
Что я знаю об этом теперь? Какие наиболее важные моменты я выяснил? Что мне могут подсказать товарищи?
Вот примерные сочинения по каждому из мотивов.
Структурные мотивы
Мотив времени.
В своих произведения Чехов очень часто обращается к теме времени, например, в выбранном нами для анализа рассказе этот мотив пронизывает все повествование, начиная со слов: « Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни старики, которые умирали так редко, что даже досадно. В больницу же и в тюремный замок гробов требовалось очень мало. Одним словом, дела были скверные». Время в городке как будто бы остановилось, невозможно выделить ни одного дня. Серое, однообразное существование. Здесь же встречается противопоставление, с точки зрения человеческой морали мы должны порадоваться тому, что в городе редко проходят похороны, но упоминание о стариках наводит на мысль об увядании, конце. Старость можно воспринимать по-разному - это и мудрость, и достоинство, и опыт – и страх, и безысходность, и уныние.
«Скрипка Ротшильда» имеет свою временную форму - прошлое, и на это указывают все глаголы: умирали, жили, играл, обиделся и т.д. Также указателем времени можно считать прозвище главного героя – Бронза, так как ему созвучно слово памятник – недвижимое сооружение. Но если в широком смысле монумент - это объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа, то Яков лишь гробовщик и скрипач на свадьбах, человек ничем не примечательный, заурядный.
Убытки Бронзы тесно связаны во времени, подсчитывая свои материальные потери, он всегда знает, сколько дней прошло впустую: «Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник - тяжелый день, и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки». В своих размышлениях он ушел настолько далеко, что забыл наиболее важные события, такие как рождение и смерть своего ребенка. Как будто существует грань в его сознании, за которую он убрал все человеческие чувства и эмоции. Став человеком без прошлого, Бронза превратился в бездушную марионетку. А жадность и скупость «дергают за веревочки», заставляя мучиться и записывать убытки. «Шестого мая прошлого года Марфа вдруг занемогла» - автор точно датирует болезнь бедной старухи, что контрастирует со всем размеренным ходом событий, подчеркивает что-то новое, выше обыденного существования Бронзы. Можно точно сказать, что именно с этого числа начинается душевный переворот Якова. В ходе дальнейшего повествования можно выделить почасовое нарастание внутреннего напряжения героя.
Исторически сложившийся в сознании людей образ времени – река. Течение вод бурное или, наоборот, медленное символизирует жизнь в постоянном движении и развитии. Поэтому неудивительно, что временная форма произведения показана также и с помощью этого образа. В воспоминаниях Якова по реке ходили баржи, но теперь все стало «ровно и гладко», хотя она была «не пустячная». Так автор сопоставляет весь город и реку, показывая нам, что все вокруг остановилось в тот момент, когда люди перестали мыслить и чувствовать. Время чутко реагирует на изменения внутреннего состояния героя. Как только Бронза «очнулся», часы начали идти. Продать, играть, плавать – все глаголы употреблены в настоящем времени, а далее используются в будущем времени: получился бы, останется, случится. Таким образом, Чехов дает понять, в чем он видит течение жизни. Это не статическое состояние повседневности, а преобразование своего духовного «я» через заботу к ближнему, благоустройство окружающего мира.
С темой времени переплетается тема воспоминаний. В момент возвращения памяти к Якову после смерти Марфы, в его сознании возникает образ младенца с белокурыми волосами и верба. Верба также обозначает течение времени: верба в воспоминаниях - дерево, под которым молодые Яков и Марфа пели на берегу реки, когда родился ребенок, и верба в настоящем - «широкая старая верба с громадным дуплом, а на ней вороньи гнезда…». В народной культуре молодая верба – дерево, ассоциирующееся с быстрым ростом, здоровьем, жизненной силой, плодородием, особенно освященная в Вербное воскресенье, в то время как старая верба символизирует скорбь и печаль, считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистиков», местом, куда можно отсылать болезни. А в христианской традиции верба – символ встречи, встречи прошлого с будущим.
Мотив примирения.
Среди русских писателей первого ряда Чехов, пожалуй, не имеет себе равных по числу персонажей - евреев, которые поданы и поняты в естественном и характерном плане — во взаимоотношениях с русскими.
В рассказе мотив примирения русского и еврейского народов выражается посредством образов: Якова и Ротшильда. При этом русский гробовщик воплощает стереотипный для еврея педантичный материализм и меркантильность: он делает гроб жене, не дожидаясь ее смерти, все в жизни рассматривает как «убытки». А после смерти Марфы в его мыслях звучат отголоски псалма «На реках Вавилонских». Герой как бы перенимает еврейскую духовность и присущую ей музыкальность: он создает гениальную трагическую мелодию. Бронзе противопоставляется Ротшильд, «рыжий тощий жид», который вызывает жалость и отвращение у читателей из-за своей внешности и слабости характера. Позаимствовав мелодию Якова, Ротшильд превращает ее в унылую и сентиментальную, плаксивую, с закатыванием глаз в финале исполнения, песню. Чехов осуждает бессмысленную враждебность Бронзы к Ротшильду, хотя порицание жестокости сочетается с эмоциональным неприятием евреев.
Антон Павлович Чехов освещает в своем рассказе скуку жизни, нелепости, хаос. И мы слышим грустный, но тяжелый и меткий упрек людям за их неумение жить. Мы чувствуем, как светит в его рассказах примирение всех и вся. «Понять - значит простить», - это давно сказано, и это сказано верно. Писатель понимает и говорит: «Простите!». А еще говорит: «Помогите! Помогайте жить людям, помогайте друг другу».
Мотив бесценности человеческой жизни.
В художественной литературе образы врачей и их помощников появляются стабильно часто. Введение в рассказ такого персонажа как фельдшер Максим Николаевич не является случайным, этот образ подчеркивает трагедию пустой человеческой жизни.
Качества, которыми должен обладать врач: профессионализм, чуткость к пациентам, умением выслушать, посочувствовать и успокоить. У местного эскулапа полностью отсутствует каждая из перечисленных выше характеристик. Он не делает ничего для облегчения страданий больных, а наоборот способствует ухудшению состояния человека. Вредный старик бесчувственно говорит: « Пожила старушка. Пора и честь знать». Время и окружающая обстановка притупляют чувства людей, делают их равнодушными, опустошенными. Можно подумать, что человеку на жизнь определяется лимит. Самый удачный возраст для смерти - «без года семьдесят». Фельдшер Максим Николаевич наслаждается властью, полученной случайно, опирающейся только на безграмотность и заурядность таких людей, как гробовщик. Человеческая жизнь для него ничего не значит, не стоит и внимания со стороны врача.
Мотив холопства.
Чехов - полноправный наследник и продолжатель традиций демократической русской литературы. Он описывает безмерную обездоленность простого народа, но, не останавливаясь на этом, решает проблему общего устройства жизни и судьбы человека в современных ему условиях. При этом писатель беспощадно бичует самые различные проявления холопства. И не только потому, что рабья психология сама по себе является вопиющим искажением человеческой личности. Чехов улавливает связь между почитанием и деспотизмом. Одно порождает, поддерживает и питает другое.
Так, в «Скрипке Ротшильда» Яков пресмыкается перед врачом, тем самым доставляя ему удовольствие и право на еще большее унижение своих чувств. А образ несчастной жены, как нельзя лучше иллюстрирует бессмысленную, смертельную бездейственность. Если обратиться к толкованию имя Марфа, то оно ассоциируется с бесхитростностью и покорностью. Тихая и верная, она умерла без единой жалобы и мечты, только воспоминания о вербе и младенчике являются клочком так и несбывшегося счастья.
Чехов не отказывается от гуманистической темы «маленького человека», раскрывает ее по-своему, показывая какие изощренные формы принимает подавление человеческого достоинства обществом. Его герои неестественны, меркантильны, ничтожны не вызывают жалости и понимания. Если герой проникся чувством собственного достоинства, ощутил себя личностью, то он симпатичен писателю; если этого не происходит, если над ним довлеет чужая воля, если человек смешон в пресмыкательстве перед иной личностью, то он становится объектом чеховской иронии.
Философское отношение к жизни, любовь к людям, уважение человека и было мировоззрением Чехова, его верой, религией
Мотив природы.
В прозе Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия, считал Чехов, должна быть обращена на две силы: на человека и природу. Пейзажи в его произведениях бывают «застывшими», когда природа и её части даны в неподвижности. Тогда в центре - предметы, вещи, части природы, а не их движение.
Но бывают у Чехова пейзажи, где все дано в движении, где все моменты жизни природы даны в сравнении с человеческими действиями и переживаниями и через них.
В соотнесении Человека и Природы в творчестве писателя разворачивается трагедийный конфликт: пересыхают реки, редеют леса и сады, «а новое не растет. Что вырастет, то сейчас его рубят; сегодня взошло, а завтра, гляди, и срубили люди – так без конца краю…» («Свирель»). И превращаются живые леса в мертвое дерево, из которого делают и гробы и скрипки.
В рассказе «Скрипка Ротшильда», на наш взгляд, мотив природы проявляется в трех ключевых символах: «Гроб - Скрипка - Верба»
Гроб как символ «застывшей» природы становится смыслом жизни Якова Иванова, в нем заключается его существование: «хорошие, прочные» делал гробы для «благородных» и мерил с помощью «железного аршина». Но была в жизни Бронзы скрипка: «…когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук, и ему становилось легче ». Может, этот звук напоминал ему скрип качающихся под ветром сосен? И однажды утром, когда Марфа занемогла, душа Якова стала просыпаться. Очень важная деталь: «был рассвет», «заря горела» - передает душевное состояние Бронзы. Он вспомнил свою жизнь с женой и пожалел, что «ни разу не приласкал её»; пожалел о своей умершей любви.
Смерть Марфы пробудила душу Якова: он «погулял по выгону», пошел на реку, где «носились кулики, крякали утки». Даже «солнце сильно припекало, и от воды шло такое сверкание, что было больно смотреть». Чехов показывает лишь отдельные штрихи пейзажа: собаки бегают, мальчишки ловят раков, женщина купается. И то, что Яков называет её выдрой, говорит о его двойственности. Душа пробуждается, но и злоба еще не отступила. И мы понимаем - это жизнь и есть, потому что, по Чехову, жизнь - это движение.
По реке должны ходить барки, а плавают только утки и гуси, потому что Человек отделился от природы и замер. Нам кажется, что Чехов в таком отчуждении видит причину одиночества. Но есть еще надежда, которая передается символической деталью – «верба зеленая, тихая, грустная». Она отражает настроение Якова и становится мечтой о счастливой жизни. И перед смерть Якову только и остается вспоминать то, что прежде на Лысой горе синел старый сосновый бор, у реки, где теперь стоит одинокая березка, «молоденькая и стройная, как барышня», был крупный березовый лес. Человек уничтожает природу, и если не посадить хотя бы одного деревца, то порвется связь времен, наступит опустошение. А одинокая березка становится в рассказе символом надежды на то, что этого не произойдет, что у человека есть будущее, и как и раньше будут ходить по реке барки.
Разъединенность человека и природы подчеркивается в рассказе и тем, что чувства героя и его переживания представлены через предметный мир («неживая природа»). Это напоминает гоголевскую традицию опредмечивания живого («захворал мой предмет, подруга жизни, как это говорится») и одушевления предметного (скрипка «остается сиротой»). И в этом мире «неживой природы» важно противопоставление двух образов: железного аршина и скрипки. Символичность их в том, что они обнаруживают двойственность и конфликтность, которые изначально присущи миру человеческой души. Сделанная из дерева, скрипка становится голосом всего живого. В ней выражено человеческое начало Якова. Печальная песня скрипки и возникшее родство души есть победа духовного, природного начала в человеке над вещным.
В мотиве природы важны образы птиц. По реке плавали гуси и утки, но их становилось все меньше. Марфа перед смертью похожа на птицу, которой хочется пить. Птица - символ мечты, желания. Но добрые желания Якова заменились на мелочные заботы о материальном, поэтому на вербе нет птиц, а только вороньи гнезда. Черные и мрачные, эти птицы укореняются на одном месте, отказываясь от свободы в небе, вселяют чувство разочарования и горя в людей. А громадные стада белых гусей – символ улетевшей жизни и той, которая еще будет после смерти: «одно навстречу другому понеслись громадные стада белых птиц». В этой новой духовной жизни Яков встретится со своей женой, они заново найдут друг друга. Так мотив природы передает мечту Чехова о будущем, в котором будет жить любовь в сердцах людей.
Мотив освобождающей смерти.
Марфа, умирая, чувствует освобождение от жизни, которая была для нее Домом Обыденности: «Лицо у нее было розовое от жара, необыкновенно ясное и радостное». Для жены гробовщика смерть - избавительница, единственный способ вырваться из замкнутого круга рутинного ужаса. Поэтому Марфа сравнивается с птицами: « …она сидела на табурете, сгорбившись, и тощая, остроносая, с открытым ртом и походила в профиль на птицу, которой хочется пить». Человек издавна сравнивал себя с птицей, особенно если он достигал желанной цели: свободен, как птица в небе. Этот образ вовлекает в символическое движение, указывает на присущее нам стремление к неограниченному и гармоничному проявлению себя в мире. Марфа же хотела лишь одного: освободиться от самого страшного – от жизни, из которой сам человек вычеркнул смех и радость, нежность, закаты, старую вербу на берегу реки.
Мотив молчания
Как врач Чехов знал достоверно, что внутренний мир человека обостренно и нервно связан со средой и бытом. Как писатель он создал художественный мир, в основу которого положена гипербола быта, поглощающего дух: «… Люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы, и разбивается их жизнь». Прямые, детальные описания замещены целой системой приемов, подчеркивающих сокровенную сдержанность душевных движений. Боль, страдания, страсть таятся от внешнего мира, скрываются от посторонних глаз (Яков трогал струны скрипки в темноте).
Замкнувшись в себе, человек теряет связь не только с внешним миром, но и возможность влиять на окружающую общественную среду. В сложившейся ситуации наступает абсолютная монархия обстоятельств. Сам по себе человек – никто, лишь один из многих. Но подобное дробление не приводит к развитию личности, а заводит в тупик. Терпя все удары судьбы, как щепка, плывя по реке времени, человек становится неблагоприятным обстоятельством для других.
Повинуясь внешнему давлению, Яков похоронил себя среди гробов, печи и верстака. Но что еще хуже: он увлек за собой в эту могилу жену. Оба они молчали так долго, что разучились общаться. Когда Марфа занемогла, она терпела страдание молча и даже не исповедалась перед смертью. Бронза молчит: и в ответ на хамство врача, и подсчитывая убытки. Но для того чтобы рассеять морально тяжелое состояние, Яков трогал струны. По-видимому, тишина давила на героя, и только звуки такой родной скрипки на мгновение заполняли ужасающую пустоту.
Тишины боятся все жители города. Существенной деталью является то, что в городе, где редко проходят праздники, есть оркестр. Обыватели пытались скрыться от пугающей отчужденности в музыке. Их души слепо, неосознанно тянутся к искусству, но нельзя вызвать чувства у человека без внутреннего «Я».
Мотив пробуждения души
Гробовщик Яков, семидесятилетний старик, только после похорон жены задумался о чем-то большем. Лев Толстой заметил: «Про что бы человек ни думал, он всегда думает о своей смерти. Так все философы. А какие же могут быть истины, если будет смерть?». Для Бронзы смерть – не философская загадка, не риторическая проблема, а его хлеб насущный. Он подсчитывает покойников, как садовод созревшие фрукты на дереве, сокрушается, что «мало помирают» и этим приносят ему убытки. Весь дом заставлен гробами: мужскими, женскими, детскими (последние делаются неохотно: не любит возиться с ерундой). Душа гробовщика глухая, слепая к чужой боли. Но после того как заболела жена, мысленные счеты приостановил внутренний собеседник с более тонким сознанием: «Как же я жил рядом с ней пятьдесят лет и ни разу словом добрым не обмолвился, всю жизнь считал убытки, скаредничал, тиранил и унижал жену, издевался над евреем Ротшильдом?». И перед лицом смерти Яков прозрел: « От жизни человеку – убыток, а от смерти - польза. Это соображение, конечно, справедливо, но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?». Вроде бы в словах заключается обычный меркантильный смысл для гробовщика, но на самом деле это громадный подъем сознания над будничной прозой и осознание себя в этом мире. Для Якова наступил переломный момент в духовной жизни, он вспомнил прошедшие годы, Бронза понял, что за своей скупостью он не разглядел жизни, пропустил счастье мимо себя: “жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотреть назад – там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет» Умирающий Яков завещал самое главное свое сокровище - скрипку Ротшильду, которого презирал за факт существования на земле. А предсмертная импровизация гробовщика - это исповедь раскаявшегося человека и скорбь о бесцельном нахождении в этом мире.
Индивидуальные задания: комментарии к схемам.
1. ОСК «Детали-символы»
МЛАДЕНЧИК
ПИЛИКАТЬ
СКРИПКА
ГРОБ
ПИЛИТЬ
ДЕРЕВО
СМЕРТЬ
Приведенная нами таблица основывается исключительно на синонимии ключевых слов рассказа. Что позволяет определить значение, которое вложил в них Чехов.
В центре схемы обозначен образ младенчика. Марфа и Яков пережили тяжелое испытание – потерю единственного ребенка, поэтому этот образ неразрывно связан со смертью.
Следующим шагом становится естественное соединение значений слов «гроб» и «смерть».
При этом главный, обозначенный нами образ ассоциируется с гробом из–за фразы Бронзы: « Заказы на детские гробики принимал очень неохотно и делал их прямо без мерки, с презрением »
Материалом, из которого изготовляют гробы, служит дерево. Верба в воспоминаниях супругов связана с их счастьем, с их ребенком.
При обработке дерева, его пилят. Это слово созвучно со словом пиликать, что в свою очередь наталкивает на мысль о скрипке.
Скрипка - собирательный образ искусства, но у него есть еще одно значение. Яков клал рядом с собой на постели скрипку, обращался с ней как с ребенком, перед смертью думал о ней, как о сироте.
Перед смертью Яков исполнил необыкновенную мелодию, запавшую в души всем жителям города. И хотя герой ушел в могилу, его талант остался жить в этой удивительной импровизации. Скрипка - символ загробной жизни, которая, несомненно, сильнее смерти. Но прежде, чем начать эту новую жизнь, Бронза умирает
ОСК «Два образных центра»
Особенность композиционных построений в «Скрипке Ротшильда» – контрастное проведение на протяжении всего произведения двух эмоционально-образных потоков: капитала и искусства, иногда не разграничивающихся, а соединяющихся друг с другом.
Скрипка
Бронза
Еврейский оркестр
Младенчик
Предсмертная мелодия
Ротшильд
Книга убытков
Детские гробы
Управляющий оркестром
Река
Новая песня
В ОСК использован принцип анализа закодированного содержания произведения.
Мы поставили перед собой цель выделить главные детали и символы рассказа и их взаимосвязь.
Символика цвета. Желтым обозначен капитал и все что связано с этой темой. Желтый цвет ассоциируется с муками, безумием. Зеленый – цвет возрождения, надежды и жизни, поэтому для изображения второго образного центра был выбран именно он. Ведь искусство дарит радость, учит чувствовать и мечтать, помогая оставаться прежде всего людьми. Человек без внутреннего «стержня»- никто, он не живет, а просто существует.
В основе ОСК лежат перекрывающиеся окружность и эллипс. Оба представляют собой замкнутые круги, при этом окружность можно трактовать как циферблат часов, отмеряющих жизненное время, а эллипс - это одна часть бесконечности, а что бесконечно - ведет в пустоту.
Пересечение геометрических фигур. Чеховский герой находится в постоянной дисгармонии и мучается из-за того, что находится между двух миров. Первый из них - мир людей, живущих по христианским законам, умеющих любить и прощать. Но второй – это банкиры, существующие на нашей земле с одной целью - создать и приумножить капитал. Им не свойственны никакие человеческие чувства. Несчастье Бронзы заключается в его еще не до конца загрубевшей душе, восприимчивой к смерти Марфы. В то время как Яков мучается из-за своей маниакальной наклонности – подсчет убытков. Он постоянно видит упущенную прибыль, которая не дает ему покоя ни днем, ни ночью.
Рефлексия.
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Десятиминутное эссе. После обсуждения получившихся текстов попробуйте организовать свои мысли, обобщить сказанное и составить монологическое письменное высказывание по теме урока.
Рекомендации для учителя. Этот вид работы выполняется по принципу свободного письма. Важно, чтобы учащиеся во время работы не прерывались. Если мыслей нет, то нужно писать слова: «Я не знаю, что писать дальше…» и продолжать. Главное: писать без остановки, не перечитывая, не исправляя.
Домашнее задание:
Просмотреть написанное, выделить основополагающие идеи и написать новое сочинение.
Например: Смысл чеховских произведений не раскрывается после первого прочтения. Образная система рассчитана на активное сотворчество читателей, так как идея и главная мысль не лежат на поверхности, они скрываются за внешним действием, которое передается с помощью ярких, броских штрихов. Писатель создает вымышленное изображение, которое воспринимается как зарисовка с действительности.
Так, в рассказе «Скрипка Ротшильда» автор повествует нам о людях, далеких от нас во времени, чуждых по облику, быту, отношениям, но эта история глубоко потрясает душу современного обывателя. Чехов написал о самом страшном - о жизни, из которой человек исключил радость и счастье, любовь и красоту. И только одной ногой в могиле понял, как неправильно и бесцельно он жил. Наверное, даже смерть лучше такого существования.
Анализ структурных мотивов помог понять основную мысль автора: будничное существование людей нелепо, бесцельно, наполнено полусонной суетой. Чехов пишет о смерти, то есть о жизни без любви, это ведь одно и то же. Жить так - заживо похоронить себя. К сожалению, Яков понимает это только перед смертью, которая – возвращение к жизни, любви, пониманию и прощению всех.
В рассказе писателя поднимается тема – «ориентирование человека в действительности»; при этом Чехов придерживается особого способа ее рассмотрения – это «индивидуализация каждого отдельного случая».
Урок 4. Контрольная работа по данной теме: Сочинение «Прошлое, настоящее, будущее» в рассказе А.П.Чехова «Студент».
Цель: контроль за умением организовать свой маршрут изучения произведения, за уровнем сформированности коммуникативной компетенции: умением воспринимать чужую речь в письменной форме, обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственное высказывание на ее основе.