Открытый урок «Ансамбль – значит вместе (некоторые особенности работы над ансамблем в классе фортепиано)»


Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Юртинская детская музыкальная школа»
Антонова Марина Борисовна
Предмет: ансамбль
Классы 4 – 7
Тема урока:
«Ансамбль – значит вместе (некоторые особенности работы над ансамблем в классе фортепиано)»
Форма урока: групповая
Р.п. Юрты
2016 год
ПЛАН УРОКА
Тема: «Ансамбль – значит вместе (некоторые особенности работы над ансамблем в классе фортепиано)»
Цель урока: активизирование творческой самостоятельности учащихся, формирование навыков ансамблевой игры.
Задачи урока:
Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся, сформировать навык игры в ансамбле, анализировать исполняемые произведения в соответствии с эпохой и стилем композитора.
Развивающая: развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов совместного музицирования; развитие концертных навыков; развитие и углубление музыкального опыта и общего кругозора учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, взаимной поддержки, привитие любви к музыке и совместному музицированию.
Вид урока: урок творчества, урок-концерт.
Тип урока: комбинированный.
Форма: групповая.
Методы обучения:
Словесные (Первый этап урока – беседа о видах и составах ансамбля. Второй этап – работа над произведениями: используется метод объяснения и беседа о композиторах, стилях. Третий этап – заключительный: рассказ о роли ансамблевой игры в развитии определённых навыков и умений).Наглядные – на всех этапах работы используются работы художников для ознакомления с творчеством композиторов и художников разных эпох и стилей, разъясняются стилистические особенности произведений каждой эпохи. Кроме того используются фонограммы произведений, как пример для исполнения некоторых элементов текста, помощь в раскрытии образа.
Практические – на втором этапе используется метод показа. На открытом уроке исполняются как готовые концертные номера, так и произведения, находящиеся в процессе разучивания.
Оборудование: рояль и фортепиано, 3 баяна, 1 аккордеон, музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор, стулья, пульты, экран.Предполагаемый результат: 
совершенствование техники игры в ансамбле, раскрытие музыкально-образного содержания произведения;
удовлетворение от совместной работы, чувство радости, объединенных усилий, взаимной поддержки учащихся;
расширение кругозора учащихся.
Межпредметные и внутрипредметные  связи: специальность (фортепиано), игра в ансамбле, музыкальная литература, история искусств. 
Организационная часть урока (общая продолжительность – 3 минуты)
Добрый день! Известно, ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
.
Постановка целей и задач урока
(Слайд 1)
Тема: «Ансамбль – значит вместе (некоторые особенности работы над ансамблем в классе фортепиано)»
(Слайд 2)
Цель урока: активизирование творческой самостоятельности учащихся, формирование навыков ансамблевой игры.
(Слайд 3)
Задачи урока:
Обучающая: обобщить и углубить знания учащихся, сформировать навык игры в ансамбле, анализировать исполняемые произведения в соответствии с эпохой и стилем композитора.
Развивающая: развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов совместного музицирования; развитие концертных навыков; развитие и углубление музыкального опыта и общего кругозора учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, взаимной поддержки, привитие любви к музыке и совместному музицированию.
Беседа
– Итак, тема нашего урока – работа над навыками ансамблевой игры. Ребята, а вы знаете, как называется совместное исполнение произведения несколькими музыкантами? (Ответ учащихся) Правильно, конечно, это ансамбль. Ансамбль – это по-французски, а по-русски – вместе.
Об ансамбле говорят в архитектуре:
(Слайд 4-5 Фотографии архитектурных ансамблей)
Посмотрите перед вами – чудесный ансамбль старинных зданий. А теперь – великолепный ансамбль современных зданий.
(Слайд 6-7 Фотографии с показа мод)
Об ансамбле говорят на выставках модной одежды: шляпка, жакет, брюки – оригинальный ансамбль предстоящего осеннего сезона.
(Слайд 8 Фотография спортивной команды)
Об ансамбле говорят в спорте: хорошая команда – по-настоящему сыгранный ансамбль.
(Слайд 9 фотографии разных ансамблей)
А мы считаем, что ансамбль – слово, прежде всего музыкальное, а уж потом – всякое другое. Потому, что нигде так дорого не ценится то, что делается и происходит вместе, как в музыке. Итак, если уж вместе, то давайте подумаем, кто и чем занимается вместе? То есть, обсудим состав ансамблей.
(Слайд 10 фотографии ВИА)
Вокально-инструментальный ансамбль (вокалист – значит певец). Название говорит: (Ответ учащихся) музыканты будут петь, и играть на инструментах.
(Слайд 11фотография ансамбля скрипачей)
Ансамбль скрипачей. По названию понятно: (Ответ учащихся) будут играть лишь скрипачи.
(Слайд 12 фотография ансамбля песни и пляски)
Ансамбль песни и пляски. Всем ясно: (Ответ учащихся) в этом ансамбле певцы и танцоры.
(Слайд 13-16 фотографии соответствующих ансамблей)
Как назвать коллектив музыкантов, играющих на бандурах – украинских народных инструментах? (Ответ учащихся) Ансамбль бандуристов. А на балалайках – русских народных инструментах? (Ответ учащихся) Правильно, ансамбль балалаечников. А на арфах? Нет, не ансамбль арфистов и не ансамбль арфисток. Не очень хорошо звучит. Лучше – ансамбль арф. Если не получается назвать профессию музыкантов, участников ансамбля, просто сообщите название инструментов, на которых они играют. Музыканты играют на ударных инструментах. Как лучше: ансамбль ударников или ансамбль ударных? (Ответ учащихся) Лучше – ансамбль ударных.
(Слайд 17 фотография ансамбля младших классов)
Навыки ансамблевой игры вы приобретаете уже на первых уроках. Вам предлагается упражнение, состоящее из одного или нескольких ритмически оформленных звуков. Преподаватель в это время исполняет основной музыкальный материал.
Мы с вами уже знаем, что ансамбли могут быть различны по своему составу. Но, кроме этого, ансамбли различают по количеству участников. У музыкантов принято считать по-латыни. Латынь – язык древних римлян. Начнем. Один – не в счет, это не ансамбль. Дуо – значит двое. Ансамбль двух называется дуэт.
Практическая деятельность учащихся (общая продолжительность – 40 минут)
(Слайд 18-22 фотографии старинных ансамблей)
На протяжении всех лет обучения учащиеся изучают искусство совместной игры, занимаясь фортепианным ансамблем. Этот жанр имеет свою многолетнюю историю. Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18 века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями: расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения звучности, добавочный резонатор педали. Этот инструмент таил в себе особые возможности при игре двух пианистов. Значительно возрастала полнота и сила его звучания, открывались неведомые регистровые краски – а новый гомофонный стиль музыки в этом очень нуждался. К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования. Возникла богатая и разнообразная литература. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы 19 и 20 столетия. Многие ансамбли являлись переложением популярнейших мелодий.
(Слайд 23 фотографии нот «Шутка» И.С.Бах)
Один из них «Шутка» И.С. Баха
(Слайды 24- 27 фотографии И.С.Баха)
Сейчас для вас его исполнят учащиеся Батищева Вероника и Пац Инесса (играют - 1 минута).
Репертуар для фортепианных ансамблей можно подразделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения, ставящие своей целью популяризацию симфонической музыки, вот и это произведение было переложением скерцо из сюиты №2 И.С. Баха где изначально главную партию исполняла флейта. Дыхание.… А ведь именно так в переводе с немецкого языка называется этот музыкальный инструмент. Познакомьтесь, флейта! Действительно, для того чтобы запел этот инструмент, надо в него подуть. Флейту можно назвать внучкой свирели. На протяжении всей своей жизни флейта постоянно менялась, у неё появилось красивое, сверкающее, металлическое одеяние, множество клапанов и рычажков. Давайте немного попутешествуем в прошлое и вспомним уроки музыкальной литературы. Бах Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист, родился в эпоху (Ответ учащихся) барокко. Для глубокого понимания смыслового мира музыки Баха, безусловно, необходимо знать об эпохе, в которой жил композитор. Эпоха барокко - название условное, продолжалась полтора века и охватила все страны и все искусства. Барокко – художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца XVI – 1-й половины XVIII века.
Существует несколько версий происхождения этого термина: •  от италянского barocco – причудливый, вычурный, странный. •  от португальского perola barocco - жемчужина неправильной формы;•  от имени итальянского художника Ф. Бароччи (1528 -1612).
Посмотрите на картины художников. Творцы эпохи барокко отразили в своём искусстве представления о сложности, многообразии и изменчивости всего сущего. Подчас эти художники приходили в негодование от окружающей действительности, но вместе с тем они с замиранием сердца благоговели перед Создателем и искали собственную гармонию в несовершенном мире. Для их произведений характерно стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Творцы эпохи барокко демонстрировали человеку его малость, ничтожность, в огромном мире, как бы указывая на временность, мимолётность всей людской жизни. Появляются произведения больших размеров, но размером поразить не так уж сложно, труднее создать что-то неожиданное, непредсказуемое. Для этого, композиторы того времени используют импровизацию - обязательный элемент записи и исполнения музыки барокко. Каждый музыкант обязан был варьировать музыку разными способами. В ход пошли мелизмы - условные значки, которыми обозначались наборы дополнительных звуков. Формально существовали правила употребления мелизмов. Но фактически каждый музыкант играл их самыми разными способами. Музыкант барокко просто был обязан сочинять, а значит, он оказывался не только исполнителем, но ещё и композитором. Целью импровизации было удивление, «поражение» слушателей неожиданностью и изобретательностью исполнителя.
Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано.
(Фонограмма «Шутка» И.С. Бах – 1 минута)
(Слайды 28- 31 о И.С.Бахе)
Девочки имеют уже некоторый опыт ансамблевой игры, владеют элементарными навыками совместного исполнения. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое. Сольное исполнение приучает пианиста к слушанию себя, его внимание собрано в определённом фокусе, изменить который не так легко. Основная задача каждого из исполнителей выявить, осмыслить и создать в своём представлении ясный звуковой образ всего произведения. При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. И на любом этапе работы внимание каждого партнёра должно быть обращено на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные звуковые соотношения.
Так как произведение написано для флейты, 1 партию следует играть лёгким стаккато, 2 партия подразумевает другой старинный инструмент, давайте пофантазируем какой?
Клавесин скорее всего (Ответ учащихся).
Давайте попробуем сыграть фрагмент в этом стиле (идёт работа –3минуты)
(Слайды 32- 35 о И.С.Бахе)
Вы знаете, что И.С. Бах был основателем полифонического стиля в том виде, как мы его понимаем и в Шутке тоже просматриваются и элементы полифонии. Где? (Ответ учащихся). Полифония в данном произведении – это разговор двух инструментов. Давайте поговорим на музыкальном языке (идёт работа – 3 минуты).
При игре в ансамбле желательно,  чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого.  Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру, чтобы сохранить форму произведения. «Дирижер» - при этом слове ученицы знают, что на первое место выходит «дирижер», нужно просчитать сетку одного такта в характере, давая точную установку на соблюдение общности ритмического пульса. Должен быть применен существующий прием дирижерского замаха – ауфтакт, позволяющий синхронно начать произведение, или построение. Я хочу порекомендовать одновременно с этим жестом, обоим исполнителям брать дыхание (в самом прямом смысле – сделать вдох). Это сделает начало  исполнения  естественным,  органичным, снимет сковывающее  напряжение.  Одновременность окончания имеет не меньшее значение, чем его возникновение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление,  как и не вместе взятый.  Конечно,  в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей.  Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче,  если партнеры правильно чувствуют «темп» еще до начала игры.  Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения  ему предшествующие – это  когда музыканты волевым усилием сосредотачивают свое внимание на выполнении художественной задачи.
А теперь попробуем собрать всё вместе и посмотреть, что получилось (игра – 1 минута)
А знаете, что есть очень много вариантов исполнения этого замечательного произведения. Я хочу предложить вам «Шутку» в исполнении знаменитого хора Турецкого. Послушайте как красиво звучит это произведение в переложении для голоса. А особенно обратите внимание, как изменилась трактовка произведения под воздействием современной эпохи.
(Фонограмма хора Турецкого – 1 минута).
Девочки, расскажите, как изменился стиль исполнения под воздействием современной эпохи, что изменилось, а что осталось прежним. (Ответ учащихся)
(Слайды 36 - 37 о В. Беллини и картины художников эпохи романтизма)
А ведь бывает и наоборот, когда вокальные произведения исполняют на музыкальных инструментах. Об одном из таких ансамблей и пойдёт сейчас речь. Каватина Нормы из оперы В.Беллини «Норма», к сожалению, в сборнике нет автора переложения.
Винченцо Беллини – итальянский композитор эпохи романтизма, вошёл в историю мировой музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто. «Творец итальянских мелодий» как называли его современники. «Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!»: - говорил Джузеппе Верди. Его короткая, всего лишь десятилетняя деятельность (1825-1835 г.г.), стала особой страницей в итальянской опере. Естественность воплощения речевых интонаций характерна для Беллини. Он великолепно знал специфику человеческого голоса. Одно из выдающихся произведений – опера «Норма». Чтобы вы лучше понимали стиль этой эпохи я немного расскажу вам о ней.
19 век – век расцвета музыкальной культуры Западной Европы. Возникают новые способы музыкального выражения, обнаруживая глубокую индивидуальность потенциала композиторов. Суть романтизма наилучшим образом проявляется в музыке. Произведения композиторов-романтиков, передавая богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования, составляют основу современного концертного репертуара. Романтизм – не просто лирика, но господство чувств, страстей, душевных стихий, которые познаются лишь в уголках собственной души. Подлинный художник выявляет их с помощью гениальной интуиции. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному; интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира.
(Слайды 38 – 40 фотографии фрагментов оперы «Норма»)
Сейчас в исполнении дуэта Батищевой Вероники и Пац Инессы прозвучит Каватина Нормы из оперы В.Беллини «Норма». Итак «Casta nova» - целомудренная дева (игра – 2 минуты).
В этом произведении особую сложность представляет как бы «вокализация» мелодии. Для этого предлагаю прослушать каватину Нормы в исполнении Нинель Ткаченко.
(Фонограмма Каватины Нормы – 2 минуты)
Девочки, а как бы вы смогли охарактеризовать исполнение этого фрагмента оперы, учитывая эпоху и стиль автора. (Ответ учащихся)
(Слайды 41 – 43 фотографии оперы)
Как слышно из фонограммы – первая партия в ансамбле является главной, ведущей, представляющей голос. Для исполнения требуется особенно тонкая нюансировка и работа не только кистью, но и подушечками пальцев. Попробуем «вокализировать» первую партию, а второй партии отдать роль оркестра, в кульминации (идёт работа – 5 минут).
Сейчас я хочу заострить внимание на динамике исполнения. Наиболее распространенный недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие. Все играется по существу mf и  f. А p и pp вообще можно услышать очень редко. Надо объяснить учащимся, что динамический диапазон 4-х ручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре, так как ансамбль пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру. Надо объяснить, что  f  играть всегда с «запасом», а не на «пределе». Форте не должно быть жестким, резким.  Не от кисти,  не от локтя, а от плеча. Такой недостаток в ансамбле особенно заметен. Конечно, сразу добиться нужных результатов не удастся, потому что работа над звуком – это  огромный труд. Рассмотрим динамику этого произведения и попробуем сыграть более ярко (идёт работа – 5 минут).
Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения. Кроме этого исполнитель второй партии должен педализировать, потому что вторая партия служит фундаментом произведения. При этом второй партии необходимо очень внимательно следить за тем,  что происходит в соседней партии. Слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы».  Это умение слушать не только то,  что сам играешь,  а одновременно и то,  что играет партнер. Общее звучание обеих партий  сливающихся в  единое целое - основа совместного исполнительства. Полезно бывает предложить учащемуся,  исполняющему вторую партию,  ничего не играя,  только педализировать во время исполнения другим пианистом первой партии.  При этом сразу обнаруживается  насколько это непривычно и требует особого внимания и навыка. (Разбор педализации – 2 минуты)
(Слайды 44 – 49 фотографии разных ансамблей)
Музыканты говорят о чувстве ансамбля. Что это такое? Каждому хочется сделать для своих близких, друзей что-то самое приятное, угодить их желаниям. И прекрасно, когда люди в этом соревнуются друг с другом. Получается очень красивая и увлекательная игра в чуткость. Так и в музыке. Понаблюдайте внимательно, как музыканты играют вместе. Вроде бы каждый занят только своим делом. Но с каким напряжением они ловят взгляды, дыхание друг друга. Та же самая игра в чуткость, только на языке музыки. И что интересно, в этой игре не бывает побежденных – одни победители. А мы, наслаждаясь музыкой, восхищаемся красотой единодушия, искусством переживать вместе. Что же получается: одно слово ансамбль, а говорит о разном? Как ни странно, но получается именно так. Музыканты в слове ансамбль ценят и точность и красоту.
Результатом заключительного этапа работы должно  быть  свободное  и  уверенное владение учениками  всеми  средствами  выражения  художественного  содержания  произведения. На этом этапе музыкальных занятий ученика и при определённых условиях развития учащегося, именно ансамблевая игра может стать основой его концертных выступлений, дополнить и украсить его выступления в ходе различных мероприятий. Я бы хотела предложить произведение современного сибирского композитора А.Прибылова «Шуточная полька» из оркестровой сюиты «Вокруг света» в переложении Д.Федосова. Исполняют Пономарёва Милена и Шутова Аня (игра – 2 минуты).
В начале урока мы говорили о разных составах ансамблей. Сейчас я хочу представить ансамбль баянистов, в составе которого будет и фортепиано. Учащиеся Спиченок Дмитрий, Боголей Денис, Жаркова Алина, Кустова Анастасия (баян), Семёнов Никита (аккордеон), Батищева Вероника (фортепиано) исполнят пьесу «Диковинка из Дюссельдорфа» В.Золотарёва – современного русского композитора (инструментовка И.Пилипенко) (игра – 3 минуты). Этот ансамбль интересен своим звуковым сочетанием, как для учащихся, так и для слушателей. В данном случае – это готовый концертный номер. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям.
(Слайд 50-56 фотографии картин современных художников)
Мы перешли с вами к современной эпохе. Посмотрите, как изменился стиль музыкальных произведений и картин художников современности. Наша эпоха – эпоха больших потрясений и это не могло сказаться на искусстве. Оно стало более реалистично, резче и чётче передавая нюансы чувств. Хотя палитра их, тем не менее, очень разнообразна, как и язык, её передающий.
В завершении нашего урока прозвучит «Канон №3» Г.Балаева. Георгий Михайлович Балаев прошёл Великую отечественную войну в ансамбле 61-й армии и дошёл да Берлина. После войны работал преподавателем в музыкальной школе им. Гнесиной в Ростове-на-Дону. Им написано много школьных ансамблей разного уровня сложности. Эта небольшая пьеса доставляет исполнителям истинное удовольствие. Кроме того, развивает учащихся в ритмическом отношении, обогащают их слуховые впечатления новым музыкальным языком. Перекличка голосов является основой этого канона. В работе над ансамблем важную роль мы отвели и ритму. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочеты, в ансамбле могут резко нарушать целостность впечатлений и быть причиной «аварий» при публичном выступлении. Ансамбль требует от участников уверенного,  безупречного  ритма. В ансамбле ритм должен обладать особым качеством: он должен быть коллективным, но при этом он должен быть вполне естественным и органичным для каждого участника дуэта.  Если исполнителям удается достичь этого ритма, то уже ими сделано  много на пути к исполнению произведения. В работе над этой пьесой мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов всей фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты между основными метрическими долями (игра – 1 минута), (работа над темами – 4 минуты).
Девочки, попробуйте проанализировать данные произведения музыки и картины современных художников. (Ответ учащихся)
Анализ работ, беседа (общая продолжительность – 2 минуты)
(Слайд 57- 59 фотографии разных ансамблей)
Учащиеся были активно вовлечены в процесс творчества, на протяжении всего урока мы постарались провести параллель между творчеством композиторов и художников разных эпох, сопоставить их стилистические особенности. Сопоставить, а кое-где и противопоставить произведения искусств (музыки и живописи) разных эпох, с помощью этого более тонко подчеркнуть нюансы исполняемого произведения в соответствии со стилем данной эпохи.
Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.
Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
Итог урока
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
четкость и ясность поставленных задач;
разнообразный музыкальный материал, способствовал развитию творческих способностей учащихся;
создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации);
активизация слухового контроля в плане ансамблевой игры;
развитие коллективного мышления, навыков ансамблевой игры;
подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
самоанализ учащимся исполняемых произведений.
В заключении хочу отметить, что ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.
Спасибо всем за внимание, до новых встреч
Литература.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
Вопросы фортепианной педагогики – сборник статей под ред. В. Натансона. М.: Музыка, 1971.Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.
Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
Перельман Н. В классе рояля. М., 2002.
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.