Первые итоги и перспективы работы по реализации ФГОС ООО

Первые итоги и перспективы работы по реализации стандартов второго поколения в основной школе

Гариева Надежда Васильевна,
заместитель директора
по научно-методической работе
МАОУ «Гимназия №1»


«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это веяние времени.
      С 2010 года гимназия работает в режиме региональной экспериментальной площадки: сначала по внедрению стандартов второго поколения в начальной школе, а в 2012 учебном году – в основной школе. Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО осуществлялся по уже знакомому всем нам алгоритму, по аналогии с внедрением ФГОС НОО. Сегодня хочется обозначить первые результаты эксперимента, возникшие проблемы и задачи для дальнейшей работы.
  Процесс работы над внедрением  новых стандартов ООО в гимназии осуществлялся  через  изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с    требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей обучающихся о подготовке к переходу на новые образовательные стандарты.
В соответствии с приказом директора гимназии была организована рабочая группа с целью создания плана работы (дорожной карты) по внедрению ФГОС второго поколения. В план работы по внедрению ФГОС были включены следующие вопросы:
изучение методических материалов ФГОС второго поколения;
разработка основной образовательной программы основного общего образования;
разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
ознакомление и обсуждение  ФГОС второго поколения с родителями;
изучение УМК, предлагаемых разработчиками ФГОС второго поколения для его реализации;
разработка системы мониторинга достижения основных планируемых результатов образования;
создание нормативно-правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации) с целью сопровождения внедрения ФГОС четким инструментарием, локальными актами, регламентирующими деятельность учителей;
  Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе были решены следующие задачи:
дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами (Положение о рабочей учебной программе по предметам основного общего образования на основе требований ФГОС второго поколения; Об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения; внесены изменения в должностные инструкции классного руководителя, заместителя директора в части организации деятельности по внедрению ФГОС второго поколения), на родительских собраниях будущих пятиклассников до родителей доведены цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время; скорректирован план методической работы, основная деятельность, которой была направлена на изучение методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС второго поколения, и разработку программ; включены в план научно - методического совета гимназии мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;
  Второй этап: изданы ряд приказов, регламентирующих деятельность педагогов в рамках внедрения ФГОС, разработана Программа внеурочной деятельности на уровне основного общего образования.
При реализации первого и второго этапов достаточно непростая ситуация сложилась при создании нормативно-правовой базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: Фундаментальное ядро содержания общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, но не были разработаны образовательные программы ОУ, рабочие программ по учебным предметам и внеурочной деятельности, соответствующих условиям конкретного ОУ. Однако рабочая группа педагогов за короткий срок вполне успешно справилась с данной проблемой. Кропотливо изучив большое количество научно-методической литературы серии «Стандарты второго поколения», администрация, педагоги разработали и подготовили к работе все нормативно-правовые документы в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Тем самым обеспечили плавный переход к организации учебно-воспитательного процесса в новых условиях. Внушительным результатом работы педагогов в этом плане была разработка и модификация  программ внеурочной деятельности по пяти направлениям: спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, социальному.
         Педагогический коллектив нашего ОУ в течение 2007-2012 г.г. реализовывал программу развития личности школьника. Мы не можем не гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека – стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов ОУ.
  Третий этап – реализация ООП ООО.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики.
Учитель – ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями; эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся; быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.
В связи с этим для перехода педагогического коллектива гимназии на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей ОУ. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Основными целями методической работы в условиях введения ФГОС являются:
создание модели методического сопровождения перехода гимназии на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
создание условий для реализации ФГОС нового поколения в гимназии;
обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ООО через создание системы непрерывного профессионального развития.
С учетом поставленных целей были определены приоритетные задачи методической работы:
создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС основной школы;
разработать методическое обеспечение введения ФГОС основной школы;
обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней;
обеспечить повышение профессиональной компетенции педагогических работников по вопросам ФГОС;
разработать систему мониторинга реализации ФГОС основной школы.
В сентябре 2012 года составлен и утвержден план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ООО.
Старт эксперименту по апробации ФГО ООО дал педагогический совет, на котором педагоги гимназии объединились в творческие группы для работы над проектом эксперимента.
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на: изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов; предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.
Методическая работа гимназии в условиях введения новых образовательных стандартов выстраивается в соответствии со следующими принципами:
Принцип "зоны ближайшего профессионального развития педагога", где педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.
Реализация данного принципа предполагает:
изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
составление программы профессионального роста педагога;
систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Реализация данного принципа предполагает:
систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.
Реализация данного принципа предусматривает:
изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы; предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.
Принцип непрерывности и п
·реемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС.
Этот принцип означает:
обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОУ;
координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;
сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Особую роль в методическом сопровождении эксперимента в гимназии играет научно- методический совет, который одновременно является координационным советом по введению ФГОС, осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и гимназии в целом.
Обязательным звеном методической работы является система повышения квалификации учителей через курсы повышении квалификации, городские и гимназические семинары, самообразование, индивидуальное сопровождение педагогов.
В структуре методической работы особое место занимает деятельность предметных ШМО, целью которых является сопровождение экспериментальной деятельности, исходя из образовательных потребностей и запросов учителей.
Администрацией, методическим советом и педагогами гимназии была проведена большая работа по методическому сопровождению введения ФГОС второго поколения. 100% учителей, работающих в экспериментальных классах, прошли курсы повышения по ФГОС. Все педагоги разработали модифицированные рабочие предметные программы и программы внеурочной деятельности. Анализ результатов внутришкольного мониторинга показал, что учителя гимназии целенаправленно формируют универсальные учебные действия школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Перспективный план работы методической службы по реализации ФГОС ООО в гимназии предполагает поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом.
Можно выделить следующие ключевые темы методической работы по методическому сопровождению введения ФГОС:
-  реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в деятельности ОУ, в работе учителя-предметника, классного руководителя, обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;
- современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;
- технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества образования;
-  ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
- мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся, эффективность воспитательного процесса в ОУ.
        Конечно, оценить работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанных критериях оценивания методической работы.
Для проведения мониторинга эффективности методической работы в условиях эксперимента в нашей гимназии были обозначены следующие критерии:
1. Критерий количества: количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п.
2. Критерий отношения: субъективная оценка педагогами методической работы в школе.
3. Критерий качества: принятие идеологии ФГОС, обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования, освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
4. Критерий результативности определяется повышением уровня знаний, мастерства, квалификации педагогов.
5. Критерий рациональности расходования времени предполагает индивидуальный подход к учителям, дифференциацию этого времени в зависимости от степени профессионализма учителя с целью оптимизации этого времени
6. Критерий стимулирующей роли методической работы определяется степенью интереса к проводимым мероприятиям
  Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО обеспечила создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей гимназии:
положительная мотивация заметно растет;
все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
Перспективный план работы методической службы по реализации ФГОС ООО в гимназии предполагает поиск новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом.
 Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД. Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы: планирование итоговой работы; разработка заданий; конструирование проверочной работы; разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом; подготовка инструкций по проведению работы. В настоящее время педагоги самостоятельно разрабатывают задания комплексной проверочной работы.
Также для оценки уровня сформированности метапредметных результатов ежегодно проводится фестиваль проектов. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в гимназии есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся проектной деятельности. Школьники и их родители были информированы об учебной проектной деятельности, учителя предложили школьникам темы проектов, школьники выбрали тему и учителя. Классные руководители проследили, чтобы все ученики участвовали в проектной деятельности. Для обучающихся 5-7 классов мы предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и групповых. При выборе тем проектов учителя прежде всего обращали внимание на знаменательные и юбилейные даты, на познавательные интересы учащихся.
Каковы самые общие итоги и выводы по результатам экспериментальной работы по внедрению ФГОС ООО в гимназии?
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что
концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой;
материально-технические возможности гимназии (использование ИКТ технологий) позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая вОУ, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью;
много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов;
наблюдения за пятиклассниками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ- средствами.
кроме того, учителя принимают активное участие в методической работе, распространении собственного опыта, являются активными участниками мероприятий различных уровней.
Но при апробации ФГОС ООО обозначились и определенные проблемы, которые определяют задачи на будущее, а именно:
недостаточное материально-техническое обеспечение для организации внеурочной деятельности;
неполное соответствие материально-технической базы учебных кабинетов требованиям ФГОС;
недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, натуральных объектов.
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
реализация проектной деятельности требует от педагога владения в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.
      Проблемы есть, но они решаемы. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту является новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.         В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
 

































13PAGE \* MERGEFORMAT14915