Методическая работа в классах казачьей направленности
Краснодарский край
Муниципальное образование Апшеронский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
lefttop
Шмонина Светлана Викторовна
Учитель английского языка,
Классный руководитель 5-А
класса Казачьей направленности
Доклад выступления
Районный педагогический фестиваль
«Инновационный поиск»
2015 год
Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Академик Д. С. Лихачев.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека духовно богатого, высоконравственного, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Каждый из нас должен свято беречь прошлое, быть патриотом своей Родины – большой или маленькой.
История родного края, казачьего края, как и история нашего государства,
необходима каждому из нас.
В конце XVIII века на Кубань переселились наши предки, бывшие запорожские казаки. Росли и развивались кубанские станицы со своим бытом, культурой, поверьями и обрядами.
Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Воспитание культурных традиционных ценностей должно идти с рождения. Таким образом, я вышла на проблему « Развитие Человека в человеке на материале традиционной культуры кубанского народа».
Актуальность и практическая ценность казачьего направления заключается в том, что сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомство с культурой кубанских казаков.
В нашей школе, как и в других школах края, ведется работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры.
Поэтому в целях сохранения и возрождения казачества в 2014-2015 учебном году на базе 5-го класса были организованы факультативные занятия гражданско-патриотического воспитания «История казачества».
Была выдвинута гипотеза, что созданные факультативные занятия казачьей направленности на базе МБОУ СОШ№2 г.Апшеронска помогут ученикам получить все необходимые знания по истории и культуре родного края, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению истории казачества, быта, традиций, обрядов, промыслов и ремесел казаков.
Цель программы факультативных занятий гражданско-патриотического воспитания « История казачества»:
-- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества;
-- возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Кубанского казачества.
Данные цели охватывают весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся,
разнообразные виды деятельности.
Задачи программы факультативных занятий:
-- воспитание гражданина через уважение к своей малой родине, понимание ее особенностей;
-- восприятие Кубани как части целого –России;
-- способствование социализации учащихся среднего звена в ходе принятия ими гуманистических норм существования в среде обитания.
Программа ориентирована на учащихся 5-го класса, коллектив педагогов муниципального общеобразовательного учреждения, педагога Свято-Тихоновской Воскресной школы г.Апшеронска при Свято-Покровском храме Володько А.В. и родителей учеников. Основными исполнителями Программы являются педагоги, ученики и их родители. Программа «История казачества» рассчитана на 1 год.
Реализация программы
Формы реализации программы:
институциональные, муниципальные, региональные, федеральные
Формы организации работы
Индивидуальные, групповые, массовые
Направления форм организации работы
теоретические
практические
Принцип, положенный в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание
понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа также опирается на принцип социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации программы.
1. Проектный.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- изучить нормативную базу, подзаконные акты;
- разработать и обсудить, утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию;
- проанализировать материально –технические, педагогические условия реализации программы;
- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
2. Практический.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «История казачества».
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного взаимодействия;
- разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации программы;
- принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Практический.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- обобщить результаты работы;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- спланировать работу на следующий год.
Механизм реализации Программы.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство: МБОУ СОШ№2 сотрудничает с казачеством, библиотекой, церковью.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно- духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине, родному краю;
- символика Российской Федерации, Кубанского казачества;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства.
Количественные параметры:
- включенность каждого учащегося в воспитательные ситуации;
- качество отношений ( отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, совместным делам);
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической направленности, казачьей тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты
социальная и воспитательная значимость
-- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
-- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
-- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей
всех субъектов образовательной деятельности.
Образ выпускника
- развиты творческие способности;
- развито осознанное чувство ответственности за судьбу страны, края;
- сформировано чувство гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- развита способность к самореализации в пространстве российского государства;
- сформирована активная жизненная позиция;
- развито осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией,
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России, родного края.
Тезаурус (литература)1. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, разработки занятий. Автор-составитель И. А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.2. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М., 2006.3. Платонов И. «Кубань Православная – Первозванная.» Тамань-Краснодар, 2000.4. Маслова А. В. «Кубанская старина», К., 2009.5. Громов В. П., отец Сергий, Ю. Н. Загудаев и др. «Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы», К., 2005.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ